Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 26 мая 2015 г. N 08/10-63
Резолютивная часть решения объявлена 25.05.2014 г.
Изготовлено в полном объеме 26.05.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Гахаев Д.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела контроля в сфере закупок и контроля органов власти Калмыцкого УФАС России,
Давинов О.Э. - член Комиссии, государственный инспектор отдела контроля в сфере закупок и контроля органов власти Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М.- член Комиссии, специалист 1 разряда отдела контроля в сфере закупок и контроля органов власти Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Министерства здравоохранения Республики Калмыкия Есинова К.В. (доверенность N ВМ/15 от 20.05.2015 г.), Ишкеева Д.Н. (доверенность N ВМ/16 от 21.05.2015 г.),
от Уполномоченного органа - Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия Максимов Л.Ю. (доверенность б/н от 21.01.2015 года.)
в отсутствии представителя заявителя Индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны, которая надлежащим образом уведомленная,
рассмотрев в открытом заседании жалобу Индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны,
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 18.05.2015 г. поступила жалоба от Индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны (далее - Заявитель, ИП Выборнова Ю.В.), в которой обжалуются действия Заказчика Министерства здравоохранения Республики Калмыкия." (далее - Заказчик, Минздрав РК) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания у субъектов малого предпринимательства (СОНКО) (реестровый номер N 0105200000215000514) (далее - ОАЭФ).
Заявитель считает, что положение документации аукциона в электронной форме не соответствует ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представители государственного заказчика и уполномоченного органа с доводом, изложенным в жалобе заявителя, не согласились, представили устные и письменные пояснения.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, приходит к следующим выводам:
1. 13.05.2015 года Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещении N 0105200000215000514 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания у субъектов малого предпринимательства (СОНКО). Начальная (максимальная) цена контракта - 1 454 064 (один миллион четыреста пятьдесят четыре тысячи шестьдесят четыре) рубля 00 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 указанного закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 4 Информационной карты Документации об электронном аукционе определено наименование объекта закупки - аукцион в электронной форме на оказание услуг по обеспечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания. Код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКПД): 85.14.18.190
Согласно Техническому заданию документации об электронном аукционе Заказчику к поставке требуется препараты для лечения сахарного диабета :
Nп/п |
Международное непатентованное наименование |
Торговое наименование, дозировка, форма выпуска |
ед.изм. |
кол-во |
1 |
|
Протафан НМ Пенфилл,суспензия для подкожного введения 100 МЕ/мл /3 мл N 5 |
уп. |
800 |
2 |
|
Протафан НМ,суспензия для подкожного введения 100 МЕ/мл/ 10 мл N 1 |
уп. |
1 500 |
Из письменных объяснений Заказчика следует: "_ согласно аукционной документации инсулины под конкретным торговыми наименованиями предназначены для группы пациентов, требующих "особого" подбора терапии, в том числе по жизненным показаниям, и для продолжения лечения пациентов, получающих данные лекарственные препараты без замены на другие торговые наименования инсулина в рамках одного международного непатентованного наименования. Для каждого пациента осуществляется подбор индивидуальной, оптимальной схемы лечения препаратами инсулина конкретных торговых наименований. В республике Калмыкия осуществляется ведение Регистра больных сахарным диабетом, который содержит информацию о каждом пациенте с сахарным диабетом, в том числе о получаемой сахароснижающей терапии конкретными препаратами на протяжении всего периода лечения заболевания. Обжалуемая закупка размещалась для обеспечения граждан больных сахарным диабетом и имеющих право на получение государственной социальной помощи."
В Письме ФАС России от 16.10.2007 N АЦ/19080 указано, что различные торговые наименования инсулинов, а также циклоспоринов не совместимы между собой и не взаимозаменяемы. Таким образом, по мнению ФАС России, размещение заказа на покупку циклоспоринов и инсулинов может производиться с указанием торговых наименований без сопровождения их словами "или эквивалент", в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). Данная позиция подтверждена в Письме ФАС России от 30.08.2011 N АК/33019.
На основании изложенного довод Заявителя, о том что лекарственные средства требуемые Заказчиком "Протафан НМ Пенфилл,суспензия для подкожного введения 100 МЕ/мл /3 мл N 5" и "Протафан НМ,суспензия для подкожного введения 100 МЕ/мл/ 10 мл N 1" по МНН зарегистрированные в государственном реестре лекарственных средств, имеющих зарегистрированных в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства, указание в описании объекта закупки ТН, без включения слов "или эквивалент" откланяется, в связи с тем, что различные торговые наименования инсулинов, а также циклоспоринов не совместимы между собой и не взаимозаменяемы. В свою очередь размещение заказа на покупку циклоспоринов и инсулинов может производиться с указанием торговых наименований без сопровождения их словами "или эквивалент".
2. Касаемо довода ИП Выборновой Ю.В. о том, что Заказчиком включен в один лот поставки лекарственных средств, услуг по хранению и отпуску приводит к ограничению количества участников открытого аукциона в электронной форме не принимается на основании следующего.
Согласно пп.п. 2 проекта контракта аукционной документации Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по отпуску лекарственных препаратов гражданам, включенным в Регистр, бесплатно при предъявлении рецепта, выписанного по утвержденной в установленном порядке форме в учреждениях здравоохранения, врачами/фельдшерами, имеющими право выписки льготных рецептов, в соответствии с заявками учреждений здравоохранения муниципальных образований. График работы аптек должен соответствовать графику работы учреждения здравоохранения ведущего амбулаторный прием граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. При этом наименование Товара и его количество определяются Спецификацией, качественные показатели - Техническим заданием.
При этом, под организационными мероприятиями в рамках государственного контракта понимаются действия исполнителя не только по поставке товаров, но и оказание целого набора социальных услуг, включающих в себя хранение, ведение учета, предоставление отчетности и отпуску лекарственных средств гражданам по рецептам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении такого аукциона, должна содержать следующую информацию в том числе:
наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, в документации в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Все указанные социальные услуги функционально взаимосвязаны, так как направлены на достижение основной цели размещаемого заказа - своевременное обеспечение льготополучателей лекарственными препаратами на территории Республики Калмыкия. Достижение указанного результата будет невозможным при исключении из всего комплекса услуг хотя бы одной его составляющей.
Таким образом, осуществление целого ряда социальных услуг для обеспечения льготополучателей лекарственными препаратами в рамках одного лота не противоречит требованиям п.1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон N 135-ФЗ) наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с размещением заказов, предполагает взаимосвязанные цели и задачи.
По смыслу норм Закона, (с учетом взаимосвязанных целей антимонопольного регулирования и регулирования контрактной системы) при осуществлении закупки заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления предмета торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг). Кроме того, допускается возможность объединения в состав одного лота продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально связанных между собой.
Из вышеуказанного следует, что в данном случае объединение в одном лоте поставки лекарственных средств, их хранение и отпуск является правомерным, поскольку данные услуги являются технологически и функционально взаимосвязанными.
На основании изложенного Комиссия Калмыцкого УФАС России решила, что данный довод Заявителя не состоятелен.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Выборнова Ю.В. - не обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Гахаев Д.В.
Члены комиссии Давинов О.Э.
Мархадаева А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 26 мая 2015 г. N 08/10-63
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2015