Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 20 апреля 2015 г.
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - _______________ - и. о. заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
члены Комиссии:
____________ - специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
____________ - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей:
-государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Марийскавтодор" (далее - ГКУ "Марийскавтодор", заказчик):
____________ в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Строительные технологии" (далее - ООО "Строительные технологии", общество), надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения материалов дела, рассмотрев обращение ГКУ "Марийскавтодор" об уклонении ООО "Строительные технологии" - победителя электронного аукциона на межевание земель автомобильных дорог общего пользования республиканского значения в границах муниципальных образований "Волжский муниципальный район", "Куженерский муниципальный район", "Мари-Турекский муниципальный район", "Параньгинский муниципальный район", "Сернурский муниципальный район" (номер извещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 0308200000115000002 от 18.02.2015) от заключения контракта,
установила:
13.04.2015 ГКУ "Марийскавтодор" в соответствии с частью 5 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Марийское УФАС России сведения в отношении ООО "Строительные технологии" об уклонении от заключения контракта.
Одновременно в Марийское УФАС России поступила жалоба ООО "Строительные технологии" на действия заказчика при заключении контракта по результатам названного электронного аукциона. ООО "Строительные технологии" полагает, что неправомерно признано уклонившимся от заключения контракта на межевание земель автомобильных дорог общего пользования республиканского значения в границах муниципальных образований "Волжский муниципальный район", "Куженерский муниципальный район", "Мари-Турекский муниципальный район", "Параньгинский муниципальный район", "Сернурский муниципальный район".
Указанная жалоба рассмотрена по существу в рамках заседания Комиссии Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок по делу N РНП 12-10.
Частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов об уклонении участника закупки от заключения контракта в течение десяти рабочих дней с даты поступления таких документов и информации об уклонении.
Комиссия Марийского УФАС России в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения контракта, оценки представленных доказательств и объяснений сторон установила следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на межевание земель автомобильных дорог общего пользования республиканского значения в границах муниципальных образований "Волжский муниципальный район", "Куженерский муниципальный район", "Мари-Турекский муниципальный район", "Параньгинский муниципальный район", "Сернурский муниципальный район" размещены на официальном сайте 18.02.2015 (код закупки 0308200000115000002).
Начальная (максимальная) цена контракта 7471147,00 руб.
Электронная площадка для проведения аукциона - https://etp.roseltorg.ru.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 06.03.2015 16:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 11.03.2015.
Дата проведения электронного аукциона на электронной площадке: 16.03.2015.
Предложение о цене контракта ООО "Строительные технологии", предложенное по результатам аукциона: 2862644, 26 руб.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0308200000115000002 от 19.03.2015, опубликованному 20.03.2015 на сайте оператора электронной площадки и на официальном сайте, заявка участника электронного аукциона с порядковым номером 6 признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и победителем признано ООО "Строительные технологии".
25.03.2015 ГКУ "Марийскавтодор" посредством электронной площадки направило в установленный Законом о контрактной системе срок в адрес победителя для подписания проект контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с названным Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (часть 4 и 5 статьи 96 Закона о контрактной системе).
Частью 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные указанной статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Не согласившись с проектом контракта 30.03.2015 ООО "Строительные технологии" через оператора электронной площадки направило в адрес заказчика протокол разногласий.
01.04.2015 указанный протокол разногласий рассмотрен заказчиком и частично измененный проект контракта повторно направлен на подписание ООО "Строительные технологии".
Также 01.04.2015 контракт на межевание земель автомобильных дорог общего пользования республиканского значения в границах муниципальных образований "Волжский муниципальный район", "Куженерский муниципальный район", "Мари-Турекский муниципальный район", "Параньгинский муниципальный район", "Сернурский муниципальный район" подписан ООО "Строительные технологии". В качестве документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, общество через оператора электронной торговой площадки направило заказчику копию банковской гарантии (гарант - публичное акционерное общество "Объединенный Кредитный банк" (Московский филиал ПАО "О.К. Банк") на сумму 1125000,00 руб.
Согласно извещению о проведении названной закупки, пункту 11.2 аукционной документации банковская гарантия должна содержать, в том числе, обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
Поскольку представленная копия банковской гарантии, по мнению заказчика, не обеспечивала исполнение всех обязательств исполнителя по контракту, то 06.04.2015 ГКУ "Марийскавтодор" направило в адрес ООО "Строительные технологии" протокол о признании общества уклонившимся от заключения контракта на основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Контракт с участником закупки, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона, в соответствии с частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе не заключен, в связи с отказом МУП "Йошкар-Олинское бюро по землеустройству" от заключения контракта.
ООО "Строительные технологии" представило на заседание комиссии Марийского УФАС России письменные пояснения (исх. N б/н от 14.04.2015), согласно которым банковская гарантия соответствует требованиям Закона о контрактной системе: в пункте 6 данной банковской гарантии указано, что в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения принципалом своих обязательств по государственному контракту, гарант обязуется по требованию бенефициара возместить/уплатить указанную в уведомлении сумму. В своих пояснениях общество дополнительно указало, что не уклонялось от заключения контракта, а предприняло все меры, необходимые для его заключения.
Из копии названной банковской гарантии (пункт 1) следует, что по просьбе принципала (ООО "Строительные технологии") гарант принимает на себя обязательство возместить бенефициару (ГКУ "Марийскавтодор"), по его первому требованию, убытки (в части непокрытой неустойкой) при наступлении условий ответственности гаранта, указанных в банковской гарантии, но не более 1125000, 00 рублей, в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения принципалом своих обязательств по государственному контракту.
В пункте 6 данной банковской гарантии также указано, что в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения принципалом своих обязательств по государственному контракту, гарант обязуется, по требованию бенефициара, возместить/оплатить указанную в требовании сумму, в соответствии с условиями банковской гарантии и государственного контракта, но не свыше суммы, указанной в пункте 1 банковской гарантии.
Закон о контрактной системе не устанавливает требования к конкретным формулировкам банковской гарантии. Между тем, банковская гарантия, согласно условиям, указанным в ней, должна обеспечивать исполнение основных и (или) гарантийных обязательств поставщика (исполнителя, подрядчика) по контракту.
Однако, из представленной копии банковской гарантии следует, что она не обеспечивает исполнение основных обязательств ООО "Строительные технологии" по контракту, в части уплаты неустойки (штрафов, пени). Довод общества о том, что в пункте 6 представленной банковской гарантии указано на то, что гарант обязуется выплатить бенефициару указанную им сумму за неисполнение/ненадлежащее исполнение любого обязательства по контракту, поэтому банковскую гарантию необходимо считать надлежащей, является несостоятельным, поскольку в данном пункте имеется "оговорка", что требуемая бенефициаром сумма возмещается/оплачивается "в соответствии с условиями банковской гарантии и государственного контракта". Вместе с тем, пункт 1 названной банковской гарантии содержит информацию о возмещении гарантом бенефициару только убытков (в части непокрытой неустойкой).
Согласно части 1 статьи 369 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя, в том числе, взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по применению мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Таким образом, неустойка также обеспечивает исполнение обязательств по контракту (часть 1 статьи 329 ГК РФ). Между тем, обязанность уплатить неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, по смыслу части 1 статьи 330 ГК РФ, также является обязанностью, вытекающей из контракта. Соответственно гарант обязан по требованию бенефициара, в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по контракту, возместить не только убытки, но и выплатить неустойку.
Из совокупности положений банковской гарантии следует, что она не обеспечивает в полном объеме исполнение обязательств по контракту, следовательно, не является надлежащим обеспечением исполнения контракта.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, в том числе, является несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Из содержания указанной нормы Федерального закона следует право заказчика на формулирование условий банковской гарантии в документации об аукционе и право отказа в принятии несоответствующей установленным условиям гарантии, поэтому, принимая решение об участии в аукционе и подавая соответствующую заявку, общество (субъект хозяйственной деятельности) несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям указанного Закона и допускающих создание условий, влекущих за собой невозможность заключения контракта.
Дополнительно необходимо отметить, что на заседание Комиссии Марийского УФАС России представителями заказчика была представлена переписка (по средствам электронной почты) с ООО "Строительные технологии" по согласованию проекта банковской гарантии. В ходе данной переписки заказчиком неоднократно указывалось на необходимость уточнения пункта 1 проекта банковской гарантии, в части возмещения не только убытков, но и неустоек. Однако проект банковской гарантии остался без изменений. Между тем, обществом не представлены документы, подтверждающие невозможность приведения проекта банковской гарантии вышеуказанным требованиям.
ООО "Строительные технологии", действуя добросовестно, обязано было проверить достоверность представленных им документов заказчику об обеспечении исполнения контракта, поскольку у общества имелась возможность для проверки условий, содержащихся в банковской гарантии, прежде чем названный документ был представлен заказчику в обеспечение исполнения контракта; вместе с тем данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Порядок включения лиц в реестр недобросовестных поставщиков регулируется статьей 104 Закона о контрактной системе. В соответствии с частью 2 указанной статьи в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений приведенной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении действий, осуществленных с определенной целью, так и в их совершении по неосторожности, либо в бездействии, когда участник электронного аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, чем создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "Строительные технологии" в реестр недобросовестных поставщиков, с учетом пояснений и представленных документов, Комиссия Марийского УФАС России пришла к выводу, что ООО "Строительные технологии" в силу требований части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе уклонилось от заключения контракта, поскольку в установленный законом срок не представило надлежащее обеспечение исполнения контракта. Непредставление надлежащей банковской гарантии явилось следствием поведения самого общества и обусловлено его недобросовестностью при подготовке и подачи документов для заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия,
решила:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения, представленные государственным казенным учреждением Республики Марий Эл "Марийскавтодор" в отношении общества с ограниченной ответственностью "Строительные технологии" (ИНН 7451305174, КПП 745101001, ул. Курчатова, д.19, офис N 219, г. Челябинск, 454048, ИНН единственного учредителя - 745308828009) сроком на два года, в связи с уклонением общества с ограниченной ответственностью "Строительные технологии" от заключения контракта по результатам проведенного электронного аукциона N 0308200000115000002 на межевание земель автомобильных дорог общего пользования республиканского значения в границах муниципальных образований "Волжский муниципальный район", "Куженерский муниципальный район", "Мари-Турекский муниципальный район", "Параньгинский муниципальный район", "Сернурский муниципальный район".
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении общества с ограниченной ответственностью "Строительные технологии" (ИНН 7451305174, КПП 745101001) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru.
3. Сведения о недобросовестном поставщике исключаются по истечении двух лет со дня их внесения.
4. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительные технологии" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии __________
Члены Комиссии: ___________
___________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 20 апреля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2015