Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 29 апреля 2015 г. N 02-06/57-15
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Заместитель председателя Комиссии - _________ - заместитель руководителя - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
члены Комиссии:
__________ - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
__________ - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей:
заказчика - Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл (далее - Министерство культуры, заказчик):
__________ (доверенность N б/н от 24.04.2015),
в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Империя" (далее - ООО "Империя"), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения материалов дела, рассмотрев жалобу ООО "Империя" на действия единой комиссии Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл при рассмотрении и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по строительному контролю при выполнении работ на объекте: "Марийская государственная филармония им.Я.Эшпая (II очередь)" (номер извещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 0108200000915000009 от 17.03.2015),
установила:
Министерством культуры проводился открытый конкурс на оказание услуг по строительному контролю при выполнении работ на объекте: "Марийская государственная филармония им. Я.Эшпая (II очередь) (номер извещения на официальном сайте 0108200000915000009 от 17.03.2015).
В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО "Империя" на действия единой комиссии Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл при рассмотрении и оценки заявок на участие в проводимом открытом конкурсе.
Заявитель указывает, что единой комиссией заказчика на стадии вскрытия конвертов с заявками было осуществлено рассмотрение и оценка заявок, поскольку в протоколе вскрытия конвертов с заявками, опубликованном на официальном сайте, указаны условия исполнения контракта, предложенные участниками закупки.
Также податель жалобы указал, что единая комиссия неверно рассмотрела и оценила заявку ООО "Империя".
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, поддержал письменные пояснения (исх. N 1923 от 24.04.2015, исх. N 2078 от 29.04.2015), представленные в ходе рассмотрения жалобы.
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Приказом Министерства культуры N 54-вр от 17.03.2015 "О проведении открытого конкурса" утверждена конкурсная документация по проводимой закупке.
Извещение о проведении открытого конкурса, конкурсная документация на оказание услуг по строительному контролю при выполнении работ на объекте: "Марийская государственная филармония им. Я.Эшпая (II очередь) размещены на официальном сайте 17.03.2015 (код закупки 0108200000915000009).
Начальная (максимальная) цена контракта: 15554390,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе: 07.04.2015 09:00.
Дата и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников: 07.04.2015 09:00.
Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе: 14.04.2015.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация, в том числе, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с названным Федеральным законом.
В конкурсной документации (часть II конкурсной документации "Информационная карта конкурса") при описании критериев для рассмотрения и оценки заявок не указано, что необходимо понимать под "аналогичными объектами" и "объектами социальной сферы". Соответственно порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, по мнению Комиссии Марийского УФАС России, указан частично, что не позволяет единой комиссии заказчика объективно рассмотреть и оценить поданные заявки на участие в конкурсе, и является нарушением пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Как следует из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе (далее - протокол вскрытия конвертов), опубликованном заказчиком 08.04.2015 на официальном сайте, на участие в проводимой закупке поступило 4 заявки.
Согласно части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе протокол вскрытия конвертов, в данном случае, должен содержать информацию о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Между тем, в названном протоколе не только зафиксировано наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, но и указаны результаты рассмотрения и оценки заявок участников закупки (в Приложении N 1 к протоколу вскрытия конвертов указаны предложения участников закупки в отношении каждого критерия).
Срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на десять рабочих дней. При этом в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока рассмотрения и оценки таких заявок заказчик направляет соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки на участие в конкурсе, а также размещает указанное уведомление в единой информационной системе (часть 1 статьи 53 Закона о контрактной системе).
Представитель заказчика, присутствовавший на заседании комиссии, пояснил, что функционал официального сайта не позволяет опубликовать в структурированном виде протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе без указания предложений участников закупки относительно каждого критерия. Поэтому единая комиссия рассмотрела и оценила заявки в день вскрытия конвертов с заявками с целью обеспечения возможности публикации названного протокола на официальном сайте.
Поскольку в конкурсной документации, извещении о проведении закупки дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлена заказчиком на 14.04.2015, то осуществление процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе (в день вскрытия конвертов) нарушает часть 1 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Кроме того, как установлено Комиссией Марийского УФАС России на основании мониторинга закупок в форме открытого конкурса, опубликованных на официальном сайте, функционал официального сайта не блокирует публикацию протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе при отсутствии заполненной графы "предложение участника" согласно заявке участника закупки.
В части II конкурсной документации "Информационная карта конкурса" заказчик в качестве критериев оценки заявок на участие в конкурсе указал следующее:
- Цена контракта: значимость критерия - 60 %.;
- Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: значимость критерия - 40 %.
Показатели критерия:
а) опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема - коэффициент значимости показателя -0,4.
Работами сопоставимого характера признаются работы по осуществлению функций технического заказчика, в том числе строительного контроля, на объекте социальной сферы, строительство или реконструкция которого осуществлялось за счет средств бюджетов всех уровней.
К рассмотрению и подсчету принимается каждый контракт (или договор) по проведению строительного контроля за объектами капитального строительства по аналогичным объектам и акты выполненных работ по данным контрактам, договорам, заключенные за период с 1.01.2012 г. по настоящее время, по которым не предъявлялись штрафные санкции к исполнителю.
Оценивается общее количество работ по проведению строительного контроля за объектами капитального строительства по аналогичным объектам, выполненных за период с 01.01.2012 г. по настоящее время (подтверждается копиями договоров, контрактов, актами сдачи-приемки на выполненные работы по данным договорам, контрактам).
б) обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами - коэффициент значимости показателя - 0,6.
Информация о наличии трудовых ресурсов может быть представлена участником конкурса по таблице 2 формы 4 (прилагается к конкурсной документации).
Наличие в штате участника конкурса трудовых ресурсов - квалифицированных специалистов инженерно-строительных специальностей (количество человек) с опытом работы в сфере строительства более 10 лет, имеющих повышение квалификации в сфере осуществления строительного контроля или работы службы заказчика-застройщика - подтверждается справкой о квалифицированном составе штатных специалистов инженерно-строительных специальностей с приложением копий дипломов и копий трудовых книжек и копий трудовых договоров, копий свидетельств о повышении квалификации.
Согласно части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Как следует из заявки подателя жалобы в отношении показателя критерия опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема ООО "Империя" представлено 13 исполненных контрактов (договоров) на оказание функций строительного контроля, а также технического надзора с ценой от 43571,00 руб. до 5000000, 00 руб. по следующим объектам:
- детские дошкольные образовательные учреждения - 6 шт.;
- обшеобразовательные учреждения - 1 шт.;
- физкультурно-оздоровительные учреждения - 1 шт.;
- учреждения культуры - 1 шт.;
- административные здания - 4 шт.
По показателю - обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами ООО "Империя" представило в составе заявки копии трудовых книжек, дипломов и свидетельств о повышении квалификации на 10 сотрудников. Данные сотрудники имеют высшее образование, стаж в области строительства свыше 10 лет и повышение квалификации в сфере осуществления строительного контроля.
Однако в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, опубликованном на официальном сайте 15.04.2015, по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" ООО "Империя" присвоено 0 баллов.
Как пояснил представитель заказчика, объекты, на которых осуществлялся строительный контроль подателем жалобы, не являются аналогичными объектами по отношению к филармонии. К тому же, стоимость оказанных услуг по исполненным контрактам (договорам) не сопоставима с начальной (максимальной) ценой контракта по объявленной закупке.
В связи с тем, что конкурсная документация не конкретизирует, что необходимо понимать под "аналогичными объектами" и "объектами социальной сферы", единая комиссия самостоятельно определила объекты, которые относятся к данным терминам.
С целью определения сопоставимости работ относительно стоимости выполненных работ, единая комиссия, также самостоятельно, определила, что при рассмотрении и оценке заявок на участие в конкурсе будет учитываться цена исполненных контрактов (договоров) на сумму выше 1000000, 00 руб.
Поскольку, по мнению единой комиссии заказчика, ООО "Империя" осуществляло строительный контроль не на аналогичных объектах, то по данному показателю участнику закупки присвоено 0 баллов.
В протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе подателю жалобы по показателю - обеспеченность участника трудовыми ресурсами присвоено 3 балла. Согласно пояснениям представителя заказчика, в отношении сотрудников ООО "Империя" установлено следующее: у _____, _________ специальность не связана с предметом контракта; трудовой стаж по инженерно-строительной специальности _____________ не достиг 10 лет; у __________ средне-техническое образование. Только трое сотрудников ООО "Империя", по мнению единой комиссии заказчика, соответствуют требованиям конкурсной документации.
Однако, необходимо отметить, что заказчик не требует по данному показателю опыт работы по инженерно-строительной специальности более 10 лет, заказчику, исходя из его требований, необходим любой опыт работы в сфере строительства более 10 лет; наличие сотрудника в штате организации с инженерно-технической специальностью (без требования к наличию высшего образования), прошедшего повышение квалификации в сфере осуществления строительного контроля или работы службы заказчика-застройщика.
Аналогичным образом единая комиссия рассмотрела и оценила заявки других участников закупки.
Соответственно, единая комиссия заказчика, в нарушение части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе, не основываясь на положениях конкурсной документации, рассмотрела и оценила заявки на участие в проводимом конкурсе по своему собственному усмотрению.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Империя" обоснованной.
2.Признать в действиях Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Признать в действиях единой комиссии Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл нарушение частей 1, 5 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4.Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
5.Передать материалы дела N 02-06/57-15 уполномоченному лицу для возбуждения административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии ___________
Члены Комиссии: ____________
________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 29 апреля 2015 г. N 02-06/57-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2015