Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 6 апреля 2015 г. N А137-04/15
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу индивидуального предпринимателя К (далее - ИП К) на действия государственного заказчика - Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания (далее -Отдел МВД РФ по Моздокскому району РСО-Алания, Заказчик) при осуществлении закупки на оказание услуг по уборке помещений и территорий (электронный аукцион N0310100010615000009) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
30 марта 2015 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП К (далее - Заявитель) о нарушении Отделом МВД РФ Моздокского р-на по РСО-Алания при проведении Аукциона Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Отдел МВД РФ по Моздокскому району РСО-Алания нарушил порядок заключения государственного контракта по результатам проведения электронного аукциона.
В жалобе Заявитель указал, что 26 марта 2015 г. решениемЗаказчика он был признан уклонившимся от заключения контракта. Заявитель считает действия Заказчика не правомерными по следующим основаниям:
По результатам проведенияАукциона, он признан победителем Аукциона, предложившим наименьшую цену контракта в сумме 1444444 рублей 44 копейки, при том, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 166 733 рубля 37 копеек. То есть предложенная Заявителем цена более чем на 25 %ниже начальной (максимальной) цены контракта. Согласно п.2 ст.37 Закона о контрактной системе,Заявителем должно быть представлено обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в Аукционной документации, то есть сумма обеспечения исполнения контракта должна была составлять 15 % от начальной (максимальной) цены контракта, а именно 325010 рублей 1 копейка, в связи с чем Заявителем был направлен первый протокол разногласий, из содержания которого следует, что Заказчиком была указана сумма обеспечения исполнения контракта в размере 216673 рубля 34 копейки).
В соответствии ч.13 ст.70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола,указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
По мнению Заявителя, из этого следует, что он мог направлять протоколы разногласий вплоть до 25 марта 2015г.включительно, чем Заявитель и воспользовалсянаправивдважды протокол разногласий: первый - 18 марта 2015 г., второй - 24.03.2015 г.
По мнению Заявителя, срок для направления протокола разногласий в адрес Заказчика им нарушен не был и в случае если даже Заказчик посчитал, что у второго протокола нет оснований для внесений изменений в проект контракта, он должен был в срок до 27 марта 2015 г. направить Заявителю предыдущую версию проекта контракта и дать возможность ее подписать. Кроме того Заявителем была получена банковская гарантия на сумму 216673 рублей 34 копейки (реестровая запись N02L1151001515815000102; дата вступления в силу гарантии 24.03.2015 г.) и 25 марта 2015 г. внесены денежные средства на расчетный счет заказчика в качестве обеспечения исполнения контракта в сумме 108 500,00 руб. Заявитель считает, что обеспечение исполнения контракта им было исполнено в полном объеме и в установленный законодательством срок.
В объяснении по существу жалобы Отдел МВД РФ по Моздокскому району РСО-Алания указал, что по результатам проведенного Аукциона 10.03.2015 г., а также рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме Заявитель былпризнан победителем Аукциона (протокол от 12.03.2015 г.), предложив наименьшую цену контракта в сумме 1 444 444 рублей 44 копейки.В соответствии с п.2 ст.37 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что начальная (максимальная) цена контракта снижена более чем на 25% Заявитель должен был предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размера исполнения контракта, согласно Аукционной документации.
12.03.2015 г. был опубликован протокол итогов проведения электронного аукциона. Так же 12.03.2015 г. была сформирована карточка проекта контракта и направлена победителю Аукциона, то есть Заявителю.
13.03.2015 г. оператор электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" направил проект контракта Заявителю.
18.03.2015 г. Заявитель должен был подписать проект контракта, и направить подписанный контракт с обеспечением исполнениям Заказчику,
Однако, вместо этого Заявителем был направлен протокол разногласий по проекту контракта, с просьбой изложить в новой редакции п.2.8 государственного контракта, предложив изменить формулировку обеспечения исполнения контракта на 15%, в связи с тем, что начальная (максимальная) цена контракта снижена более чем на 25% (согласно п.2 ст.37 Закона о контрактной системе).
19.03.2015 г рассмотрев указанный протокол разногласий, Отдел МВД РФ по Моздокскому району РСО-Алания направил Заявителю доработанный проект государственного контракта.
24.03.2015 г. Заявитель должен был подписать доработанный проект контракта и направить Заказчику. Однако, 24.03.2015 г. Заявитель направил очередной протокол разногласий, предложив Заказчику изменить в реквизитах государственного контракта регистрацию места его жительства (в том числе адрес фактического проживания).
То есть, характер разногласий, указанных Заявителем в протоколе разногласий от 24.03.2015г.свидетельствует о том, что они не являются основанием для изменения проекта контракта, согласно которому победитель электронного аукциона, с которым заключается государственный контракт, в протоколе разногласий указывает замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В соответствии с ч.4 ст.70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с ч. 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Банковская гарантия на сумму 216 673 рублей 34 копейки(реестровая запись N 0211151001515815000102; дата вступления в силу гарантии 24.03.2015 г.) неявляется основание для заключения контракта, так как сумма исполнения обеспечения контракта должна составлять 325 031,01 руб.
Согласно "Отчету о состоянии лицевого счета на 31.03.2015 г.", предоставленного казначейством, от Заявителя на расчетный счет Отдела МВД РФ по Моздокскому району РСО-Аланиявнесены не были. Таким образом Заявитель должным образом не предоставил обеспечение исполнения контракта в полном объеме и не направил подписанный проект контракта Заказчику в установленный законодательством срок.
В соответствии ч.13 ст.70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
На основании изложенного, Отдел МВД РФ по Моздокскому району РСО-Алания отказался от подписания государственного контракта с Заявителем.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
24.02.2015 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания разместил Извещение о проведении электронного аукциона N0310100010615000009 на оказание услуг по уборке помещений и территорий (далее - Аукцион), и Документацию о проведении электронного аукциона N0310100010615000009 на оказание услуг по уборке помещений и территорий, утвержденную 08.08.2014 г. начальником Отдела МВД РФ по Моздокскому району РСО-Алания (далее - Аукционная документация), с начальной (максимальной) ценой контракта 2 166 733 рублей 37 копеек.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 06.03.2015 года, поступило шесть заявокна участие в Аукционе. Решением Единой комиссии по осуществлению закупок для государственных нужд Отдела МВД РФ по Моздокскому району РСО-Алания (далее - Единая комиссия Отдела МВД РФ по Моздокскому району РСО-Алания), все заявки, поданные на участие в Аукционе были признаны соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации и Аукционной документации, и допущены к участию в Аукционе.
В соответствии с Протоколом подведения итогов Аукциона от 12.03.2015 года, в Аукционе приняли участие четыре участника закупки. Решением Единой комиссии Отдела МВД РФ по Моздокскому району РСО-Алания вторые части заявок на участие в Аукционе ИП К с защищенным номером заявки 3147765 и предложением по цене контракта 1 444 444 рублей 44 копеек и ООО "Стройком" с защищенным номером заявки 9506365 и предложением по цене контракта 1 725 501 рубля 75 копеек были признаны соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации и Аукционной документации.
Соответственно, ИП К, предложившая более низкую цену контракта, была признана победителем Аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, Отделом МВД РФ по Моздокскому району РСО-Алания 13.03.2015 года в 17 часов 04 минуты оператору электронной площадки был направлен проект государственного контракта, который в тот же день направил его ИП К.
18.03.2015 года в 23 часа 59 минут истекал предусмотренный Законом о контрактной системе срок для подписания победителем Аукциона проекта государственного контракта.
Согласно ч.3 ст.70 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), действовавшего до вступления в силу Закона о контрактной системе, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 Закона о размещении заказов протокола направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
Частью 3 статьи 41.12 Закона о размещении заказов установлено, что в течение одного часа с момента получения проекта контракта оператор электронной площадки направляет проект контракта без усиленной электронной подписи в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени заказчика, участнику открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт.
Согласно части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный частью 4.1 статьи 41.12 Закона о размещении заказов протокол разногласий.
В соответствии с ч.4 ст.70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Из Извещения о проведении Аукциона и Аукционной документации следует, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 166 733 рублей 37 копеек.
В соответствии с Протоколом подведения итогов Аукциона от 12.03.2015 года, ИП К (победитель Аукциона) предложила цену контракта 1 444 444 рублей 44 копеек.
Согласно ч.2 ст.37 Закона о контрактной системе, если при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, то есть в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона.
18.03.2015 года в 19 часов 42 минуты ИП К направила Заказчику протокол разногласий, в котором ИП К просила изменить в проекте государственного контракта процент и сумму обеспечения исполнения контракта с 216673 рубля 34 копейки на 325010 рублей 10 копеек, так как предложила цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно ч.5 ст.70 Закона о контрактной системе, в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона.
В соответствии с ч.5 ст.70 Закона о контрактной системе, Заказчиком 19.03.2015 года в 17 часов 12 минут оператору электронной площадки был направлен доработанный проект государственного контракта, с учетом протокола разногласий, который в тот же день направил его ИП К.
Согласно ч.6 ст.70 Закона о контрактной системе, в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 статьи 70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе протокол разногласий.
24.03.2015 года в 21 час 06 минут ИП К направила Заказчику очередной протокол разногласий, в котором предлагала изменить адрес своего места регистрации.
Между тем, анализ информации, указанной в протоколе разногласий от 24.03.2015 года свидетельствует о том, что указанная в нем информация, в соответствии с ч.4 ст.70 Закона о контрактной системе, не является протоколом разногласий по своему содержанию, так как не содержит замечаний к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе.
То есть, ИП К в срок, установленный частью 6 статьи 70 Закона о контрактной системе, не направила оператору электронной площадки подписанный контракт и обеспечение исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 70 Закона о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Кроме того, согласно паспорту 9005 N688952, выданному УВД Моздокского района РСО-Алания 12.10.20105 года, который был представлен на обозрение ИП К, последняя с 19.02.2015 года проживает по адресу: __.., тогда как во второй части заявки на участие в Аукционе ИП К указала местом своего жительства адрес: __...
То есть, ИП К в своей заявке на участие в Аукционе предоставила недостоверные сведения, касающиеся ее места жительства.
ИП К в своем объяснении указала, что не уклонялась от заключения контракта, однако, не смогла в установленный срок подготовить банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта. В обоснование своих доводов представила Банковскую гарантию N60/8632/0011/002 от 24.03.2015 года, выданную ОАО "Сбербанк России" на безотзывное обязательство уплатить по первому письменному требованию Отдела МВД по Моздокскому району РСО-Алания любую сумму, не превышающую 216673 рубля 34 копейки. А также копию платежного поручения N9 от 25.03.2015 года о перечислении на расчетный счет Отдела МВД поМоздокскому району РСО-Алания N40105810100000010001 сумму 108500 рублей 00 копеек.
Однако, обеспечение исполнения контракта, с учетом антидемпинговых мер, предусмотренных частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, должно было составлять 325010рубля10 копеек, а не 216673 рубля 34 копейки, как указано в Банковской гарантии, а кроме того, согласно Аукционной документации, обеспечение исполнения контракта в виде денежных средств должно было быть перечислено на расчетный счет Отдела МВД поМоздокскому району РСО-Алания N40302810200001000001, а не на счет N40105810100000010001, как следует из платежного поручения N9 от 25.03.2015 г. представленного ИП К.
Согласно ч.6 ст.37 Закона о контрактной системе, обеспечение исполнения контракта, указанное в частях 1 и 2статьи 37 Закона о контрактной системе, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
В соответствии с частью 11 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частями 4, 4.4 и 4.6 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, не направил оператору электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта.
Таким образом, у Отдела МВД РФ по Моздокскому району РСО-Алания отсутствовали правовые основания для заключения государственного контракта по итогам проведения электронного Аукциона N0310100010615000009на оказание услуг по уборке помещений и территорий с ИП К.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ИПК на действия государственного заказчика - Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания при осуществлении закупки на оказание услуг по уборке помещений и территорий (электронный аукцион N0310100010615000009).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 6 апреля 2015 г. N А137-04/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2015