Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 8 мая 2015 г. N 05-05-06/33-15
Резолютивная часть решения объявлена 05.05.2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 08.05.2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Представительствующий Комиссии: Хаджиев Ф.А. - и.о. руководителя Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Дамба-Хуурак Ч.О. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении жалобы:
от уполномоченного органа - Администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва":
- "_", член аукционной комиссии;
- "_", секретарь аукционной комиссии.
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Хаттыг-тайга":
- "_", действующий на основании доверенности от 12.01.2015 года б/н.
В отсутствии надлежащим образом уведомленных заказчиков.
Рассмотрев жалобу (вх. N 1963 от 24.04.2015 года) Общества с ограниченной ответственностью "Хаттыг-тайга" ("_") на действия аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме N 0312300043915000002 на поставку каменного угля с учетом транспортировки для учреждений с. Кызыл-Хая и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес заказчиков, уполномоченного органа, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам подателя жалобы в аукционной документации указаны характеристики товара не соответствующие товару, приведенному в обосновании начальной максимальной цены, а именно высшая и низшая теплота сгорания угля измеряется в калл/кг, а не в ккал/кг, кроме того, в протоколе подведения итогов аукциона в электронной форме отсутствует необходимая информация, в том числе не определен победитель торгов.
В ходе рассмотрения жалобы, представитель ООО "Хаттыг-тайга" поддержал доводы указанные в жалобе в полном объеме.
Представители уполномоченного органа - Администрации муниципального района ""Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва" не согласились с доводами жалобы и пояснили, что характеристики угля указанные в техническом задании аукционной документации соответствуют требованиям, теплота сгорания угля измеряется в калориях и джоулях, протоколом подведения итогов от 23.04.2015 года победителем аукциона признана ИП Мортуй-оол Н.К.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснение лица участвующего в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку аукциона в электронной форме N 0312300043915000002, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Администрацией муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва" на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 07.04.2015 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0312300043915000002 на поставку каменного угля с учетом транспортировки для учреждений с. Кызыл-Хая. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 194 942,00 рублей.
Аукционная документация на поставку каменного угля с учетом транспортировки для учреждений с. Кызыл-Хая, утверждена распоряжением председателя Администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва" N 58 от 07.04.2015 года.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок участников аукциона в электронной форме N 0312300043915000002 от 16.04.2015 года, на момент окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме было подано четыре заявки, которые были признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе, в связи с чем, были допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу проведения аукциона в электронной форме N 0312300043915000002 от 20.04.2015 года, наименьшее ценовое предложение поступило от участника закупки N 2 в размере: 836 350, 09 рублей. Участник закупки N 4 сделал второе минимальное ценовое предложение в размере: 851 983, 06 рублей. Участник закупки N 1 сделал ценовое предложение в размере: 856 264,37 рублей. От участника закупки N 3 ценовое предложение не поступило.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона в электронной форме N 0312300043915000002 от 23.04.2015 года, участники закупок N 1 (ИП Мортуй-оол Н.К.), N 3 (ООО "Хаттыг-Тайга") и N 4 (СПК "Енисей") признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям аукционной документацией, в связи с чем участник N 1 признан победителем электронного аукциона.
Таким образом довод подателя жалобы о том, что в протоколе подведения итогов аукциона в электронной форме N 0312300043915000002 от 23.04.2015 года отсутствует необходимая информация и не определен победитель торгов не нашел своего подтверждения.
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок закрепляет, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.
Из системного толкования приведенных норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Следовательно, указание в техническом задании документации аукциона в электронной форме N 0312300043915000002 на поставку каменного угля с учетом транспортировки для учреждений с. Кызыл-Хая по характеристике "теплота сгорания" каменного угля показатель измерения - "калл/кг" не противоречит положениям статьи 33 Закона о контрактной системе. В связи с чем, довод подателя жалобы о том, что в конкурсной документации указаны не соответствующие характеристики товара, необоснован.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
В силу подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара
В ходе внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что техническим заданием аукционной документации аукциона в электронной форме N 0312300043915000002 на поставку каменного угля с учетом транспортировки для учреждений с. Кызыл-Хая установлены конкретные требования к марке поставляемого угля, теплоте его сгорания, влажности и иным показателям: марка Ж - жирный, крупностью 0-300 мм, в рабочем состоянии: влага - не более 10,5%, зола - не менее 4,6%, летучие - не менее 28,8%, сера - не более 0,28, высшая теплота сгорания - 6302 ккал/кг. сухое - состояние зола не более - 5,2%,летучие не более-32,2%,сера-не более 0,31%, высшая теплота сгорания - 7041 ккал/кг. сухое беззольное состояние: летучие не более - 34%, сера не более - 0,32%, высшая теплота сгорания не менее -7426калл/кг. низшая теплота сгорания не более - 6052калл/кг.
В результате изучения первых частей заявок участников закупки и аукционной документации Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что участники закупки под N 1 (ИП Мортуй-оол Н.К.), N 3 (ООО "Хаттыг-Тайга") и N 4 (СПК "Енисей") в своих заявках указали каменный уголь марки Ж, по характеристике "теплота сгорания" угля показатели измерения обозначены в калл/кг, участник закупки под N 2 указал характеристики угля марки 1 ГЖР, что не соответствует требованиям технического задания аукционной документации. Во всех заявках участников закупки в качестве производителя указано ООО "Тувинская горнорудная компания".
Согласно части IV аукционной документации обоснование начальной (максимальной) цены контракта сформировано по цене каменного угля марки ГЖ-1, согласно письму ООО "Тувинская горнорудная компания" от 18.03.2015 года.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 25543-2013 "Угли бурые, каменные и антрациты. Классификация по генетическим и технологическим параметрам" бурые, каменные угли и антрациты в зависимости от их технологических свойств и генетических характеристик объединяют в марки, технологические группы и подгруппы, где каменный уголь группы ГЖ-1 марки ГЖ (газовый жирный) и марки Ж (жирный) имеют различные показатели.
В ходе изучения информации размещенной в сети "Интернет" на официальном сайте ООО "Тувинская горнорудная компания" http://tuvagrk.ru/, установлено, что ООО "Тувинская горнорудная компания" осуществляет добычу на Каа-Хемском и Чаданском разрезах в Республике Тува, причем, на Чаданском месторождении добывается уголь марки "ГЖ", на Каа-Хемском разрезе марка добываемого угля "Г", о чем имеются сертификаты соответствия на продукцию.
Помимо этого на официальном сайте ООО "Тувинская горнорудная компания" http://tuvagrk.ru/ установлены технические условия на угольную продукцию (ТУ 032031-001-00164799-01) на угли каменные разреза Каа-Хемский Каа-Хемского и Чаданского месторождений, где указаны показатели по маркам угля.
Таким образом, технические характеристики каменного угля, представленные в заявках участников N 1 (ИП Мортуй-оол Н.К.), N 3 (ООО "Хаттыг-Тайга") и N 4 (СПК "Енисей") недостоверны.
Согласно ГОСТ 147-2013 (ISO 1928-2009) "Топливо твердое минеральное. Определение высшей теплоты сгорания и расчет низшей теплоты сгорания" (далее - ГОСТ 147-2013) теплота сгорания является важнейшим показателем качества энергетического топлива и характеризует теплоценность углей. Кроме того, теплота сгорания является одним из классификационных параметров углей, которые подразделяют на виды по величине высшей теплоты сгорания на влажное беззольное состояние. В приложении "В" ГОСТ 147-2013 указаны единицы измерения теплоты сгорания в том числе "Калория, кал (килокалория, ккал)" - определяющая количество тепла, необходимое для нагревания 1 г (1 кг) воды от 19,5 до 20,5 °С при 101,325 кПа (760 мм рт.ст.)", таким образом теплота сгорания должна выражаться в единице обозначаемой "ккал/кг".
Основание для отклонения заявок участников аукциона в электронной форме к участию в нем, предусмотрено частью 4 статьи 67 Закона о контрактной систем, а именно:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе
Таким образом, аукционная комиссия уполномоченного органа - Администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва" в нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, неправомерно допустила к участию в электронном аукционе N 0312300043915000002 заявки участников закупки N 1, 2, 3 и 4
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Хаттыг-Тайга" необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки признать в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва" нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного допуска к участию в электронном аукционе N 0312300043915000002 заявок участников закупки N 1, 2, 3 и 4.
3. Выдать уполномоченному органу и аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва", оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председательствующий Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии А.О. Ооржак
Ч.О. Дамба-Хуурак
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 8 мая 2015 г. N 05-05-06/33-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2015