Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 апреля 2015 г. N 305
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Ассоциации Операторов Связи Сибири на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - заказчик) при определении исполнителя путем проведения запроса котировок "Размещение рекламы на телевидении" (далее - запрос котировок), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 01.04.2015 поступила жалоба Ассоциации Операторов Связи Сибири (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении запроса котировок, извещение N 0319100005515000149.
Существо жалобы: составление извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы и заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы - Шилкина Александра Алексеевна (доверенность N 9 от 07.04.2015, удостоверение личности);
- представители заказчика - Сергеева Татьяна Геннадьевна и Потылицына Лариса Николаевна (доверенности б/н от 06.04.2015, удостоверения личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании извещения о проведении запроса котировок заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
По мнению подателя жалобы, требования к телеканалу, на котором планируется размещение рекламы, а именно: вещание на метровой частоте, не менее 15 лет, наличие среднесуточной доли телесмотрения среди эфирных красноярских каналов не менее 3,5%, являются необоснованными и ограничивают добросовестную конкуренцию среди телеканалов, осуществляющих вещание на территории г. Красноярска.
Ограничение размещения рекламы только посредством наземного эфирного телевизионного вещания является необоснованным, т.к. в настоящее время кабельное телевидение охватывает большую аудиторию населения г. Красноярска. При этом податель жалобы считает, что основной целью закупки является доведение рекламы до как можно большего числа жителей г. Красноярска.
Вдобавок, указание о размещении рекламы на метровом телеканале ограничивает конкуренцию между эфирными телеканалами, находящимися на полосе радиочастот в диапазоне не только метровых волн, но и дециметровых.
Время вещание телеканала не характеризует качество выпускаемого им контента, не подразумевает его распространение на более широкую аудиторию и не дает значимых преимуществ перед другими телеканалами.
Также заказчик предъявил необоснованное требование о среднесуточной доле телесмотрения среди эфирных красноярских каналов не менее 3,5%, т.к. неясно каким образом участник закупки должен подтверждать указанный показатель. По мнению подателя жалобы, на настоящий момент у эфирных телеканалов не существует способов посчитать реальный охват аудитории, в том числе, среднесуточную долю телесмотрения.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены нижеследующие возражения.
Целью размещения рекламы на телевидении является доведение информации до конкретной аудитории, которая пользуется услугами лаборатории заказчика (ЦНИЛ), и ни в коем случае не доведение информации (рекламы) до большего количества жителей. При размещении закупки заказчик имел ввиду среду вещания телеканала, а не охват аудитории г. Красноярска.
Требование к телеканалу о необходимости вещания в метровом диапазоне обосновано тем, что указанное эфирное вещание является в России самым простым и доступным способом быть в курсе последних событий. Простота заключается в минимальном требуемом количестве оборудования: общедомовой антенне и телевизоре. В то время как кабельное вещание осуществляется кабельным оператором и для того, что бы им воспользоваться, необходимо осуществить дополнительные действия, связанные с проведением кабеля и затратой денежных средств на оплату абонентских взносов в адрес оператора за оказание услуг. В то же время, абоненты, имеющие только кабельное телевидение, могут смотреть все каналы общего (метрового) вещания.
Клиенты заказчика - это люди в возрасте от 30 и более лет, определенного социального слоя, в большинстве случаев консерваторы, имеющие привязанность к традициям, как к чтению газет, так и к просмотру телеканалов. Таким образом, требование о необходимости вещания телеканала не менее 15 лет обоснованно.
Минимальный показатель среднесуточной доли телесмотрения значим для заказчика, поскольку у него имеется потребность в эффективном донесении информации до потребителя о лаборатории. Рейтинг телеканалов и определение их доли телесмотрения не составляет труда отыскать в информационной сети "Интернет", т.к. TNS Gallup Media Россия, которое проводит данное исследование с помощью ТВ-метров, открыто предоставляет полученную информацию любому желающему.
По мнению заказчика, под установленные им требования подходит четыре телеканала, осуществляющих вещание в г. Красноярске: СТС/Прима, Россия1/КГТРК, Домашний/ТВК, РЕН ТВ/7 канал, а, следовательно, не может идти речи о совершении заказчиком действий, влекущих за собой ограничение конкуренции.
Таким образом, заказчик считает доводы подателя жалобы необоснованными.
В связи с необходимостью получения от заказчика дополнительной информации и сведений, а именно: письменных пояснений, содержащих нормативное обоснование установления в описании объекта закупки следующих требований к телеканалу: осуществление эфирного вещания на метровой радиочастоте, не менее 15 лет, нормативное обоснование установления заказчиком необходимой ему среднесуточной доли телесмотрения телеканала в размере не менее 3,5%, а также сведений с приложением имеющихся доказательств о наличии в эфире телеканалов, осуществляющих вещание на территории города Красноярска, информационно-познавательных программ для потребителей, в рамках которых выходят в эфир авторские специализированные медицинская рубрики не менее четырех дней в неделю, Комиссией было принято решение об объявлении перерыва до 08.04.2015 до 14 часов 10 минут (время местное) в рассмотрении жалобы.
После окончания объявленного перерыва, на заседании Комиссии по продолжению рассмотрения жалобы по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы - Шилкина Александра Алексеевна (доверенность N 9 от 07.04.2015, удостоверение личности);
- представители заказчика - Сергеева Татьяна Геннадьевна и Потылицына Лариса Николаевна (доверенности б/н от 06.04.2015, удостоверения личности).
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения исполнителя путем проведения запроса котировок на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссией были установлены следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению исполнителя путем проведения запроса котировок на размещение рекламы на телевидении.
Из смысла пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Закона о контрактной системе.
Комиссией было установлено, что в описании объекта закупки заказчиком были предъявлены следующие требования к размещению рекламы на телевидении:
- трансляция на территории Красноярска;
- сюжет в информационно-познавательной программе для потребителей;
- хронометраж, в рамках авторской специализированной медицинской рубрики, выходящей в эфир не менее 4-х дней в неделю, временной промежуток с 22:00 до 22:30, имеющий не менее 3-х выходов в сутки с учетом повторов;
- хронометраж сюжета: 150 сек.;
- количество выходов: 18 раз;
- период размещения: три недели в мае 2015 года;
- вещание канала - круглосуточное;
- канал: метровый;
- вещание канала - не менее 15 лет;
- среднесуточная доля телесмотрения среди эфирных Красноярских каналов: не менее 3,5.
Согласно статье 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные Законом о СМИ и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено Законом о СМИ.
В силу абзаца 3 статьи 31 Закона о СМИ вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия).
Заказчиком установлено требование о необходимости вещания телеканала в метровом диапазоне волн, следовательно, потребностью заказчика является оказание услуг по размещению рекламы в наземной эфирной среде вещания. Радиоволны метрового, дециметрового и сантиметрового диапазонов (диапазонов частот ОВЧ, УВЧ, и СВЧ) широко применяются в наземных системах связи и вещания. Системы телевизионного и звукового вещания работают на волнах метрового диапазона (1-12). Для телевизионного вещания выделены также полосы в дециметровом диапазоне (22-51).
Учитывая то обстоятельство, что в г. Красноярске в наземной эфирной среде вещания осуществляют работу телеканалы как в метровом, так и в дециметровом диапазоне волн, при этом телеканалы как хозяйствующие субъекты находятся в равных условиях на рынке предоставления, в том числе, услуг по распространению рекламы, Комиссия приходит к выводу о том, что требование заказчика о необходимости распространения рекламы о деятельности принадлежащей ему лаборатории только посредством телеканала, осуществляющего вещание на территории г. Красноярска в метровом диапазоне волн, влечет за собой ограничение количества участников закупки, а именно: телеканалов, осуществляющих вещание в г. Красноярске в дециметровом диапазоне волн. Комиссией было также принято во внимание обстоятельство того, что согласно пункту 1.2 проекта государственного контракта, подлежащего заключению по результатам определения исполнителя путем проведения запроса котировок, услуги, являющиеся объектом закупки, подлежат оказанию исполнителем лично, без возможности привлечения соисполнителей.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что требование заказчика о необходимости наличия у телеканала, на котором исполнителем планируется к размещению реклама о лаборатории заказчика, не менее 15 лет опыта вещания противоречит требованиям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, предусматривающей запрет на установление требований к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), к наличию у него технологического оборудования и других ресурсов, необходимых для оказания услуги, являющейся предметом контракта. Время вещания телеканала не влияет и не может оказать влияние на качество оказания услуг, являющихся объектом закупки, доказательств обратного Комиссии со стороны заказчика представлено не было.
Исходя из пояснений заказчика, Комиссией было установлено, что среднесуточную долю телесмотрения среди телеканалов, осуществляющих вещание на территории г. Красноярска, имеется возможность установить посредством сведений мониторинга телевизионной аудитории с помощью ТВ-метров, в рамках проекта TV-Index, проводимого TNS Gallup Media Россия. Вместе с тем, проанализировав информацию, представленную заказчиком, а также отчеты с подсчетами среднесуточной доли телесмотрения среди телеканалов, вещающих на территории России, размещенных на официальном сайте TNS Gallup Media Россия в сети "Интернет" по адресу www.tns-global.ru, Комиссия установила, что результаты мониторингов телевизионной аудитории с подсчетом среднесуточной доли телесмотрения, проводимых TNS Gallup Media Россия, публикуются за определенный период времени (еженедельно) и среди определенной возрастной аудитории. Следовательно, показатель среднесуточной доли телесмотрения того или иного телеканала, который возможно установить посредством проведения еженедельных мониторингов TNS Gallup Media Россия, будет варьироваться в зависимости от возрастной категории аудитории (целевой аудитории), которая была выбрана в качестве квалифицирующей.
Из совокупности положений извещения о проведении запроса котировок следует, что потребностью заказчика является размещение рекламы на телеканале, имеющем среднесуточную долю телесмотрения среди телеканалов, осуществляющих вещание на территории г. Красноярска, не менее 3,5%, без конкретизации периода, в который указанная доля телесмотрения телеканала должна быть подтверждена, и без указания на возрастную категорию аудитории (целевую аудиторию), которая будет являться квалифицирующей для определения указанного показателя.
Вместе с тем, в ходе проведения заседания Комиссии представители заказчика пояснили, что целью проведения закупки является размещение рекламы на телевидении для аудитории от 30 лет и старше, т.е. потенциальных клиентов лаборатории заказчика (ЦНИЛ).
Следовательно, в отсутствие указанной информации в описании объекта закупки, а именно: информации о возрастной категории аудитории и периоде времени, участники закупки не имеют возможности в однозначном определении соответствия предлагаемых ими услуг потребностям заказчика, что не подлежит признанию объективным формулированием описания объекта закупки, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией также было принято во внимание обстоятельство того, что на участие в запросе котировок по истечению срока подачи заявок не было подано ни одной заявки.
Установив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемое извещение о проведении запроса котировок содержит в себе положения, противоречащие требованиям статьи 33, пункта 2 статьи 42 и пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, следовательно, действия заказчика совершены с нарушением вышеперечисленных требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу Ассоциации Операторов Связи Сибири обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 33, пункта 2 статьи 42 и пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение о проведении запроса котировок.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в запросе котировок не менее, чем на 4 рабочих дня, начиная со дня выставления измененного извещения о проведении запроса котировок в единой информационной системе.
5. Передать материалы по жалобе Ассоциации Операторов Связи Сибири уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Слаутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 апреля 2015 г. N 305
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2015