Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 апреля 2015 г. N 307,317,324
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта, Е.В. Опфера, оперуполномоченного УЭБиПК ГУ МВД РФ по Красноярскому краю (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "Крастехстрой", ООО "Красинж" и ООО "ЭвитаЛюкс" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Центральная основная общеобразовательная школа (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Управления образования администрации Идринского района (далее - уполномоченный орган) при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт МКОУ Центральная ООШ" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России в период с 02.04.2015 по 06.04.2015 поступили жалобы ООО "Крастехстрой", ООО "Красинж" и ООО "ЭвитаЛюкс" на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300021015000007.
Существо жалоб: документация об электронном аукционе составлена с нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалобы были поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем были приняты к рассмотрению по существу.
В адреса ООО "Крастехстрой", ООО "Красинж", ООО "ЭвитаЛюкс", заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику и уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалоб по существу.
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалоб по существу ООО "Крастехстрой", ООО "Красинж", ООО "ЭвитаЛюкс", заказчик, уполномоченный орган не обеспечили.
Из содержания жалоб следует, что, по мнению подателей жалоб, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
В позициях 47-48 ведомости объемов работ не указана толщина стяжки. В позиции 84 ведомости объемов работ "устройство бетонной подготовки", указан объем 2,12м3, а в материалах бетон тяжелый (поз. 85) указано 0,816м3, следовательно, не ясно кто будет поставлять недостающие 1,3040м3 бетона. В позиции 175 ведомости объемов работ предусмотрена установка гибких воздуховодов в объеме 5,85м2, а в материалах объем воздуховодов указан 1,6м2, следовательно, не ясно кто будет поставлять недостающий объем воздуховодов 4,25м2. В позиции 225 ведомости объемов работ "установка заслонок воздушных и клапанов" указан объем-2шт, в материалах предусмотрено-1шт (поз.226), следовательно, не ясно кто будет поставлять недостающий объем -1шт. В позиции 236 ведомости объемов работ предусмотрена стоимость зонта вентиляционного, но не предусмотрен его монтаж. Разделом 2 "Светотехническое оборудование" учтена стоимость металлического рукава (позиции 320-322 ведомости объемов работ), но не предусмотрена работа по его монтажу. В позиции 328 ведомости объемов работ учтен монтаж лотка металлического в объеме 0,22176 тонны, однако поставка лотка не учтена. В позиции 332,333 раздел "Заземление и молниезащита" предусмотрен материал: сталь полосовая 40*4 мм и провода ПВ1 сечением 1*10мм2, но не предусмотрен их монтаж, следовательно, не ясно кем данная работа будет выполняться. В позиции 346,347,348 предусмотрен материал: кабель-канал и рукав металлический, но не предусмотрен их монтаж. В позиции 383 арматура муфтовая указана в количестве 9шт, а стоимость материала позиции 384 и 385 15шт, следовательно, не ясно кем будет выполняться монтаж 6шт или подрядчик выполняет монтаж 9шт, а 6 шт. поставка материала без установки. В позиции 411 ведомости объемов работ арматура муфтовая указана в объеме 80шт, а стоимость материала (поз.412) указан за 8шт. В позиции 413,414 ведомости объемов работ указаны сифоны в количестве 23шт., монтаж не указан. В позиции 428 ведомости объемов работ учтена прокладка трубопроводов диаметр 15 мм в количестве 40-м, в материалах трубы напорные (поз. 429) указаны в количестве 84-м. В позиции 454 ведомости объемов работ указан смеситель однорычажный в количестве 18шт., монтаж не предусмотрен. В позиции 462 ведомости объемов работ предусмотрена установка фонтанчиков питьевых в количестве 1шт, в материалах (поз.463) предусмотрен фонтанчик в количестве 2шт. В позиции 471 ведомости объемов работ указан монтаж оборудования в количестве 20шт, в позиции 472-478 указана стоимость железобетонных конструкций и чугунного люка, следовательно, не ясно о каком оборудовании идет речь.
Согласно пунктам 324 и 325 ведомости объемов работ заказчику требуется трубы двух размеров: с диаметром условного прохода 63 мм и 32 мм. ООО "Крастехстрой" как участник закупки вводится в заблуждение необходимо ли указывать в составе первой части заявки характеристики для труб двух диаметров или для одного любого. Согласно ГОСТ 3262-75 трубы с диаметром условного прохода 63 мм не выпускаются.
В позиции 428 ведомости объемов работ учтена прокладка трубопроводов диаметр 15 мм в количестве 40пог.м., а в материала (поз. 429) в количестве 84-м. Следовательно, не ясно разницу в количестве 44 пог.м. заказчик прокладывает собственными силами или это опечатка. В позиции 490 Технического задания предусмотрена скорлупа ППУ 57, однако не указана ее толщина.
Пункт 7 таблицы "Технические требования к применяемым материалам" содержит требование заказчика о необходимости использования швеллера N40 с параллельными гранями полок, которые должны быть толщиной 12-13 мм. Но согласно ГОСТ 8240-97 "Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент" толщина полки необходимого заказчику товара равна 13,5 мм. Таким образом, по мнению ООО "Крастехстрой" и ООО "Красинж", невозможно указать толщину полки в соответствии с ГОСТ и требованиями заказчика.
Пункт 20 таблицы "Технические требования к применяемым материалам" лист гипсокартонный должен быть группы А, обычный, но в ведомости работ позиция N32 указаны листы гипсокартонные ГКЛВ 12,5 мм. Данный вид относится не к обычному, а к влагостойкому (согласно, применяемым заказчиком качественных требований по ГОСТ 6266-97 "Листы гипсокартонные. Технические условия"). Таким образом, невозможно указать вид листа гипсокартонного в соответствии с ГОСТ и требованиями заказчика.
Пункт 39 таблицы "Технические требования к применяемым материалам" содержит требование заказчика об использовании бетона, имеющего фракцию крупного заполнителя 3-120 мм. Согласно таблице 2 ГОСТ 26633-2012 бывают следующие фракции крупного заполнителя: от 5 (3) до 10 мм, свыше 10 до 20 мм, свыше 20 до 40 мм, свыше 40 до 80 мм, свыше 80 до 120 мм. Фракции крупного заполнителя 3-120 мм не существует. Учитывая то, что согласно ГОСТ 26633-2012 характеристика фракции крупного заполнителя - это диапазон значений, ООО "Крастехстрой" затрудняется в понимании указанного заказчиком значения данной характеристики: либо это диапазон, который требует уточнения (сужения), либо заказчиком указано точное значение для данной характеристики, которое не должно изменяться.
По мнению ООО "Крастехстрой", обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. Однако аукционная документация содержит лишь справочную информацию, на основании которой выполнен расчет, непосредственно сметный расчет, равно как и проектная документация, в составе документации об аукционе в электронной форме отсутствует. Отсутствие сметной и проектной документации в полном объеме лишает участников закупки обоснованно сформировать свое предложение, считают ООО "Крастехстрой" и ООО "ЭвитаЛюкс".
По мнению ООО "Красинж", в отношении материала сталь листовая оцинкованная высшей категории качества для холодной штамповки заказчиком приведена характеристика, которая некорректно сформулирована по отношению к показателям ГОСТ 14918-80, а именно: заказчиком указано, что указанный материал должен иметь временное сопоставление разрыву - 300-490 МПа, в то время как в указном государственном стандарте характеристики с таким наименованием нет.
Также заказчик в аукционной документации требует соответствия песка природного для строительных работ, который будет использован подрядчиком, характеристикам ГОСТ 8736-93, который прекратил свое действие 01.04.2015.
В отношении материала мастика герметизирующая нетвердеющая заказчиком указана необходимость того, чтобы она обладала показателем водопоглощения - более 2%, в то время как в соответствии с ГОСТ 14791-79 указанный показатель установлен не более 0,4%.
По мнению ООО "ЭвитаЛюкс", заказчиком не были установлены дополнительные требования к участникам закупки о необходимости документального подтверждения наличия у них опыта, связанного с предметом контракта, как то необходимо в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.
С вышеуказанными доводами подателей жалоб в письменных пояснениях уполномоченный орган не согласился, ходатайствовал о признании жалоб необоснованными, т.к. в аукционной документации отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения подрядчика путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссией были установлены следующее обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению подрядчика путем проведения электронного аукциона на выполнение капитального ремонта МКОУ Центральная ООШ (извещение с внесенными изменениями о проведении электронного аукциона от 16.03.2015 N 0319300021015000007).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из сведений пункта 7 раздела 1 "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" аукционной документации, Комиссия установила, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы в сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении работ, и в ведомости объемов работ рассматриваемой документации.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей объемов работ и товаров, которые подрядчику надлежит использовать и при выполнении работ, являющихся объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении работ, и в ведомости объемов работ аукционной документации, не свидетельствует об отсутствии у участника закупки возможности в определении потребности заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
Таким образом, неуказание заказчиком в указанных разделах иных показателей к товарам и работам свидетельствует об отсутствии дополнительных требований у заказчика к иным характеристикам указанных товаров, материалов и оборудования, которые им были обозначены в сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении работ, и в ведомости объемов работ аукционной документации.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет возможность заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Следовательно, довод ООО "Крастехстрой" о том, что участнику закупки не ясно кем будет осуществляться поставка товара, который, по его мнению, либо излишне, либо в избытке предусмотрен в ведомости объемов работ, а также участнику закупки неясно кем будет выполняться недостающий, либо в избытке предусмотренный, по его мнению, объем того или иного вида работ, который перечислен в ведомости объемов работ, необоснован, поскольку статья 33 Закона о контрактной системе допускает изложение заказчиком на основании имеющейся у него необходимости и нужды функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Вместе с тем, проанализировав и сопоставив сведения пунктов 324 и 325 ведомости объемов работ и пункта 23 таблицы "Технические требования к применяемым материалам", Комиссия пришла к выводу о том, что в указанных пунктах аукционной документации отсутствуют противоречия, поскольку показатели труб стальных сварных водогазопроводных подлежат конкретизации участником закупки в соответствии с показателями ведомости объемов работ аукционной документации.
В позиции 7 таблицы "Технические требования к применяемым материалам" заказчиком указано на необходимость использования швеллеров N 40 с параллельными гранями полок, имеющих толщину полки 12-13 мм.
В преамбуле описания объекта закупки заказчик сослался на необходимость соответствия выполняемых работ требованиям, в том числе ГОСТ 8240-97 "Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент". Проанализировав совокупность сведений ГОСТ 8240-97 "Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент", Комиссия установила, что указанным государственным стандартом не предусмотрен выпуск швеллеров N 40 с параллельными гранями полок, имеющих показатель толщины полки в диапазоне от 12 до 13 мм. В соответствии со сведениями таблицы 2 ГОСТ 8240-97 "Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент" указанный показатель необходимого заказчику товара равен 13,5 мм.
Следовательно, вышеуказанные действия заказчика, связанные с установлением противоречивых требований для участника закупки в одновременном использовании товара, соответствующего ГОСТ 8240-97 "Швеллеры стальные горячекатаные. Сортамент", и конкретизации характеристик такого товара, которые указанному государственному стандарту не соответствуют, являются нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, которым предусмотрено правило для заказчика при описании объекта закупки использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. В данном случае такая возможность у заказчика имеется, поскольку законодательством Российской Федерации о техническом регулировании регламентированы требования к выпуску швеллеров стальных горячекатаных в ГОСТ 8240-97.
Таким образом, в рассматриваемой части доводы ООО "Крастехстрой" и ООО "Красинж" являются обоснованными.
Проанализировав и сопоставив сведения пункта 32 ведомости объемов работ и пункта 20 таблицы "Технические требования к применяемым материалам", Комиссия пришла к выводу о том, что в указанных пунктах аукционной документации присутствуют противоречия, поскольку сведения указанных пунктов аукционной документации не позволяют участникам закупки однозначно определить потребность заказчика в типе листов гипсокартонных, которые подлежат использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, что не подлежит признанию объективным описанием объекта закупки, как то необходимо в силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Следовательно, в рассматриваемой части довод ООО "Крастехстрой" признается Комиссией обоснованными.
В позиции 39 таблицы "Технические требования к применяемым материалам" заказчиком указано на необходимость использования бетона тяжелого, с наибольшей крупностью заполнителя не менее 20 мм, класса В15, марки по удобоукладываемости-П3, марки по морозостойкости F100, по водонепроницаемости W4, имеющего фракцию крупного заполнителя: 3-120 мм.
В преамбуле описания объекта закупки заказчик сослался на необходимость соответствия выполняемых работ требованиям, в том числе ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия". Проанализировав совокупность сведений ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", Комиссия установила, что согласно таблице 2 указанного государственного стандарта предусмотрены следующие фракции крупного заполнителя бетона: от 5 (3) до 10 мм, свыше 10 до 20 мм, свыше 20 до 40 мм, свыше 40 до 80 мм, свыше 80 до 120 мм. Комиссия отмечет, что фракции крупного заполнителя бетона 3-120 мм ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" не предусматривает.
Следовательно, вышеуказанные действия заказчика, связанные с установлением противоречивых требований для участника закупки в одновременном использовании материала, соответствующего ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", и конкретизации характеристик такого материала, которые указанному государственному стандарту не соответствуют, являются нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, которым предусмотрено правило для заказчика при описании объекта закупки использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. В данном случае такая возможность у заказчика имеется, поскольку законодательством Российской Федерации о техническом регулировании регламентированы требования к выпуску бетонов тяжелых и мелкозернистых в ГОСТ 26633-2012.
Таким образом, в рассматриваемой части довод ООО "Крастехстрой" является обоснованным.
Согласно пункту 11 раздела 1 "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" аукционной документации начальная (максимальная) цена контракта была определена заказчиком проектно-сметным методом. Указанные действия заказчика произведены в разделе 5 "Обоснование НМЦК" аукционной документации, где участникам закупки сообщено, что расчет начальной (максимальной) цены контракта выполнен в соответствии с локальными сметными расчетами, перечень которых изложен в указанном разделе. Локальные сметные расчеты, сформированы по территориальным единичным расценкам Красноярского края (зона 5 (ТЕР-2001), центр зоны - г. Минусинска), утвержденным Приказом Министерства строительства и архитектуры Красноярского края N 237-0 от 12.11.2010, внесенным в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства под регистрационным номером N 60 от 01.12.2010. Перерасчет в текущий уровень цен выполнен путем применения индекса удорожания сметной стоимости по видам работ на 4 квартал 2013 года.
На основании положения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", следует, что смета является разделом проектной документации и содержит сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
Требования к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта с учетом объекта закупки изложены законодателем в статье 22 Закона о контрактной системе. Сопоставив сведения раздела 5 "Обоснование НМЦК" аукционной документации с требованиями Закона о контрактной системе, Комиссией не было установлено нарушений в действиях заказчика, связанных с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором..
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит в себе указания на обязанность заказчика в случае проведения закупки на выполнение строительных работ в предоставлении в составе аукционной документации проектной документации. В силу части 1 статьи 64 и статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при необходимости должен предоставить функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, установить объемы и содержание работ, а также перечислить материалы, используемые при выполнении работ. Рассматриваемые требования установлены и перечислены заказчиком в ведомости объемов работ и таблице "Технические требования к применяемым материалам" аукционной документации.
ООО "ЭвитаЛюкс" и ООО "Крастехстрой" не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что отсутствие в составе аукционной документации проектной документации и сметной документации создало одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки. Указанных доказательств Комиссией также не установлено.
Следовательно, в рассматриваемой части доводы ООО "Крастехстрой" и ООО "ЭвитаЛюкс" являются необоснованными.
В позиции 10 таблицы "Технические требования к применяемым материалам" заказчиком указано на необходимость использования стали листовой оцинкованной высшей категории качества для холодной штамповки, имеющей толщину листа не менее 0,8 мм, временное сопоставление разрыву 300-490 МПа, относительное удлинение не менее 21 %.
В преамбуле описания объекта закупки заказчик сослался на необходимость соответствия выполняемых работ требованиям, в том числе ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия". Проанализировав совокупность сведений ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия", Комиссия установила, что согласно таблице 1Б указанного государственного стандарта одним из параметров указанного материала предусмотрен параметр, имеющий наименование "временное сопротивление разрыву". Комиссия отмечет, что ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия" не устанавливает для стали тонколистовой оцинкованной с непрерывных линий показателя с наименованием "временное сопоставление разрыву".
Следовательно, вышеуказанные действия заказчика, связанные с установлением противоречивых требований для участника закупки в одновременном использовании материала, соответствующего ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия", и конкретизации характеристик такого материала, которые указанному государственному стандарту не соответствуют, являются нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, которым предусмотрено правило для заказчика при описании объекта закупки использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. В данном случае такая возможность у заказчика имеется, поскольку законодательством Российской Федерации о техническом регулировании регламентированы требования к выпуску стали тонколистовой оцинкованной с непрерывных линий в ГОСТ 14918-80. Таким образом, в рассматриваемой части довод ООО "Красинж" является обоснованным.
Комиссия обращает внимание на обстоятельство того, что ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия" прекратил свое действие 01.04.2015, однако извещение о проведении электронного аукциона (от 03.03.2015), извещение с изменениями о проведении электронного аукциона (от 16.03.2015) были опубликованы на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг до момента окончания действия указанного государственного стандарта. Следовательно, на момент опубликования извещений о проведении электронного аукциона с аукционной документацией ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия" являлся действующим.
При формировании соответствующих положений аукционной документации относительно характеристик песка природного для строительных работ заказчик правомерно руководствовался положениями действующего на момент опубликования аукционной документации ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия", что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В позиции 27 таблицы "Технические требования к применяемым материалам" заказчиком указано на необходимость использования мастики герметизирующей нетвердеющей высшей или 1 категории качества, имеющей предел прочности при растяжении не более 0,9 кгс/см, относительное удлинение при максимальной нагрузке не менее 35 %, водопоглощениене более 2 %, стекание мастики при 70°С, (теплостойкость) - не более 2 мм.
В преамбуле описания объекта закупки заказчик сослался на необходимость соответствия выполняемых работ требованиям, в том числе ГОСТ 14791-79 "Мастика герметизирующая нетвердеющая строительная. Технические условия". Проанализировав совокупность сведений ГОСТ 14791-79 "Мастика герметизирующая нетвердеющая строительная. Технические условия", Комиссия установила, что согласно разделу 1 указанного государственного стандарта предусмотрен предельный показатель водопоглощения равный не более 0,2% для мастики высшей категории качества и не более 0,4 % для мастики 1 категории качества.
Следовательно, вышеуказанные действия заказчика, связанные с установлением противоречивых требований для участника закупки в одновременном использовании материала, соответствующего ГОСТ 14791-79 "Мастика герметизирующая нетвердеющая строительная. Технические условия", и конкретизации характеристик такого материала, исходя из контекста изложения заказчика, которые указанному государственному стандарту не соответствуют, являются нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, которым предусмотрено правило для заказчика при описании объекта закупки использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. В данном случае такая возможность у заказчика имеется, поскольку законодательством Российской Федерации о техническом регулировании регламентированы требования к выпуску мастики герметизирующей нетвердеющей строительной в ГОСТ 14791-79. Таким образом, в рассматриваемой части довод ООО "Красинж" является обоснованным.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установлены в Приложении N 1 Постановлении Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов").
Указанное Постановление Правительства РФ вступило в законную силу 17.02.2015.
Учитывая обстоятельства того, что объектом закупки являются работы строительные, включенные в код 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (согласно сведениям извещения о проведении электронного аукциона от 03.03.2015 и извещения с изменениями о проведении такого аукциона от 16.03.2015 объект закупки классифицирован заказчиком в рамках кода 45 ОКПД), а также начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей (установлена заказчиком в размере 18 789 005,00 рублей), Комиссия пришла к выводу о том, что на момент опубликования извещения о проведении электронного аукциона заказчику надлежало руководствоваться требованиями вышеуказанных нормативно-правовых актов и установить требование к участникам закупки о необходимости предоставления документов, предусмотренных Приложением N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99, в составе второй части заявки, которые бы подтверждали наличие у них опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе (при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка).
Однако, проанализировав извещение о проведении электронного аукциона (в редакции от 16.03.2015) и аукционную документацию в действующей редакции, Комиссия установила отсутствие установления заказчиком вышеуказанных требований, являющихся обязательными в силу части 4 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99. Следовательно, в рассматриваемой части довод ООО "ЭвитаЛюкс" признается Комиссией обоснованным.
Установив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемая аукционная документация содержит в себе нарушения требований Закона о контрактной системе, следовательно, действия заказчика совершены с нарушением требований части 4 статьи 31, части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалоб по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобы ООО "Крастехстрой", ООО "Красинж", ООО "ЭвитаЛюкс" частично обоснованными.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 31, 33 и 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 15 дней, начиная со дня выставления измененной документации об электронном аукционе в единой информационной системе.
5. Передать материалы по жалобам ООО "Крастехстрой", ООО "Красинж", ООО "ЭвитаЛюкс" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Слаутина
Е.В. Опфер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 апреля 2015 г. N 307,317,324
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2015