Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 мая 2015 г. N 487
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Ассоциации Операторов Связи Сибири на действия муниципального заказчика - Красноярского городского Совета депутатов (далее - заказчик) при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса "Оказание услуг по выпуску (производству и распространению) информационных сюжетов о событиях и фактах, связанных с деятельностью Красноярского городского Совета депутатов, его органов и депутатов, в целях информирования населения об указанной деятельности (в том числе о целях и задачах принимаемых решений, их содержании, ожидаемых результатах их реализации) в эфире программ новостей на телевизионном канале" (далее - конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 08.05.2015 поступила жалоба Ассоциации Операторов Связи Сибири (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении конкурса, извещение N 0119300035315000010.
Существо жалобы: конкурсная документация составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы и заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы - Иванова Ирина Геннадьевна (доверенность N 10 от 24.04.2015, удостоверение личности)
- представитель заказчика - Карлова Наталья Анатольевна (доверенность N 03-391-гс от 26.12.2014, удостоверение личности);
- представитель заказчика - Федореев Алексей Павлович (доверенность N 01-839-и от 14.05.2015, удостоверение личности).
На основании письменного ходатайства, поступившего со стороны заказчика, в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу принял участие заместитель главного инженера филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Красноярский краевой радиотелевизионный передающий центр" Файзулин Равиль Мавлетгареевич (служебное удостоверение N 140, удостоверение личности) в качестве лица, обладающего специальными познаниями.
На основании устного ходатайства, заявленного подателем жалобы, в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу принял участие доктор технических наук, профессор радиотехнических наук кафедры "Радиоэлектронные системы" ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" Панько Сергей Петрович (диплом доктора наук ДК N 003517, аттестат профессора от 19.03.1997, удостоверение личности) в качестве лица, обладающего специальными познаниями.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании конкурсной документации заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Податель жалобы считает, что заказчик в конкурсной документации неправомерно сузил понятие телеканала. Понятие телевизионного канала, сформулированное в конкурсной документации заказчиком, противоречит статье 2, абзацу 3 статьи 31 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".
В описание объекта закупки заказчик необоснованно, по мнению подателя жалобы, включил требование о необходимости выпуска (производства и распространения) информационных сюжетов о событиях и фактах, связанных с деятельностью заказчика, его органов и депутатов, в целях информирования населения об указанной деятельности (в том числе о целях и задачах принимаемых решений, их содержании, ожидаемых результатах их реализации) в эфире программ новостей на телевизионном канале, осуществляющем вещание в метровом диапазоне волн.
Законодательство Российской Федерации не содержит запретов на размещение информационных сюжетов о событиях и фактах, связанных с деятельностью органов государственной и муниципальной власти в целях информирования населения об их деятельности на кабельных телеканалах.
Учитывая то обстоятельство, что в г. Красноярске осуществляют работу телеканалы, как в наземной эфирной среде вещания (как в метровом, так и в дециметровом диапазоне волн), так и в кабельной среде при этом телеканалы как хозяйствующие субъекты находятся в равных условиях на рынке предоставления, в том числе, услуг по распространению информации, требование заказчика о необходимости распространения информации только посредством телеканала, осуществляющего вещание на территории г. Красноярска в метровом диапазоне волн, влечет за собой ограничение количества участников закупки, а именно: телеканалов, осуществляющих вещание в г. Красноярске в дециметровом диапазоне волн и телеканалов, осуществляющих свое вещание в кабельной сети.
По мнению подателя жалобы, заказчик является публичным органом власти и его деятельность должна быть открытой, таким образом при освещении своей деятельности основным критерием должен являться охват аудитории телеканала, а не его среда вещания.
Таким образом, ограничение размещения информации только посредством наземного эфирного телевизионного вещания является необоснованным, поскольку система так называемых коллективных антенн в городе Красноярске разрушена и заменена на сети кабельного телевидения. В рамках статистики, собранной с операторов связи Красноярского края - процент проникновения систем кабельного телевидения Красноярской агломерации достиг 95 % с количеством подключенных домохозяйств - 315 000. Что в пересчете на среднее количество проживающих в одном домохозяйстве (средний коэффициент - 3,5) обеспечивает охват аудитории 1 102 500 жителей.
Податель жалобы считает, что заказчик неправомерно в оценке заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" применил такой показатель, как возможность исполнителя при оказании услуг осуществлять прямое включение с места событий при трансляции информационного сюжета в эфире программы новостей на телевизионном канале.
Заказчик установил в конкурсной документации следующие показатели нестоимостного критерия оценки "квалификация участников конкурса", а именно: показатель "опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" и показатель "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг".
По мнению подателя жалобы, в отношении показателя "Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" заказчик в нарушение требований Закона о контрактной системе установил требования к участникам закупки о предоставлении ими договоров, предметы которых бы строго соответствовали предмету закупки, что приведет к ограничению круга потенциальных участников закупки.
Содержание показателя "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" заказчик раскрывает через предоставление участником закупки справки в произвольной форме о лицах, являющихся специалистами участника закупки (привлекаемым по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам), о руководителе участника закупки и которые имеют высшее профессиональное образование по специальности "Журналистика", а также копией диплома о высшем профессиональном образовании по специальности "Журналистика" таких лиц.
Податель жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что заказчиком необоснованно не оцениваются специалисты с профессиональным образованием монтажера, режиссера, звукооператора и т.д.
Вышеперечисленные обстоятельства дают основание подателю жалобы полагать, что конкурсная документация составлена с нарушением требований части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, а также ограничивает круг участников закупки.
К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу подателем жалобы был представлен письменный отзыв от 13.05.2015 доктора технических наук, профессора радиотехнических наук кафедры "Радиоэлектронные системы" ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" Панько С.П.
На вышеизложенные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменном виде мотивированные возражения, из содержания которых следует, что заказчик считает в полном объеме жалобу необоснованной, поскольку с его стороны при составлении конкурсной документации обязательные нормы законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд были соблюдены.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения исполнителя путем проведения конкурса на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению исполнителя путем проведения конкурса на оказание услуг по выпуску (производству и распространению) информационных сюжетов о событиях и фактах, связанных с деятельностью заказчика, его органов и депутатов, в целях информирования населения об указанной деятельности (в том числе о целях и задачах принимаемых решений, их содержании, ожидаемых результатах их реализации) в эфире программ новостей на телевизионном канале.
Комиссия отмечает, что заказчиком был выбран конкурентный способ определения исполнителя, при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (части 2 и 3 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что при формировании описания объекта закупки заказчику необходимо, если это возможно, использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исследовав совокупность положений конкурсной документации, Комиссия установила, что описание объекта закупки сформулировано заказчиком в разделе 2 конкурсной документации.
Из содержания пункта 2.1.2 раздела 2 конкурсной документации следует, что в рамках конкурса исполнитель обязуется лично и (или) привлеченными к исполнению своих обязательств по контракту другими лицами в сроки, предусмотренные контрактом, оказать услуги по выпуску (производству и распространению) информационных сюжетов о событиях и фактах, связанных с деятельностью заказчика, его органов и депутатов, в целях информирования населения об указанной деятельности (в том числе о целях и задачах принимаемых решений, их содержании, ожидаемых результатах их реализации) в эфире программ новостей на телевизионном канале, осуществляющем вещание в метровом диапазоне волн.
В пункте 2.1.2 раздела 2 конкурсной документации заказчиком изложен перечень терминов с соответствующими определениями, которые подлежат применению в рамках конкурса, в том числе термин "телевизионный канал (телеканал)", под которым при проведении конкурса понимается средство массовой информации, представляющее собой совокупность телевизионных программ и (или) иных аудиовизуальных сообщений и материалов, сформированных в соответствии с сеткой вещания для последующего распространения и осуществляющее вещание в метровом диапазоне волн.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет возможность заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
В описании объекта закупки заказчиком, помимо прочего, указаны в соответствии с требованиями части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе технические характеристики объекта закупки, показателем которых является "диапазон волн". При этом указание значения "метровый" в соответствии с требованием части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе является значением показателя "диапазон волн", которое не может изменяться.
Комиссией принято во внимание то, что при составлении описания объекта закупки заказчиком использованы в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающаяся технических характеристик объекта закупки, в соответствии законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Концепцией развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2007 N 1700-р, а также в соответствии с ГОСТ 24375-80 "Радиосвязь. Термины и определения" (далее - ГОСТ 24375-80), устанавливающим применяемые в науке, технике и производстве термины и определения понятий в области радиосвязи, которые обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.
В соответствии с Концепцией развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2007 N 1700-р, под телевизионным каналом понимается электронное средство массовой информации, представляющее собой совокупность телевизионных программ и (или) иных аудиовизуальных сообщений и материалов, сформированных в соответствии с сеткой вещания для последующего распространения. При этом эфирная телерадиотрансляция - трансляция (то есть передача сигнала телевизионного канала, радиоканала, теле- или радиопрограммы (аудио- и аудиовизуальных произведений, сообщений и материалов) для непосредственного приема пользователями, в том числе абонентами), осуществляемая с использованием средств, предназначенных для передачи и (или) приема радиоволн (радиоэлектронные средства).
ГОСТ 24375-80 определены, в том числе, следующие термины с соответствующими определениями:
радиоволны - электромагнитные волны с частотами до 3 ТГц, распространяющиеся в среде без искусственных направляющих линий;
диапазон радиоволн - определенный непрерывный участок длин радиоволн, которому присвоено условное наименование. При этом согласно примечанию, приведенному в ГОСТ 24375-80 при определении термина "диапазон радиоволн", термины видовых понятий образуются в соответствии с наименованием конкретных радиоволн, например "диапазон миллиметровых волн", "диапазон мириаметровых волн", "диапазон километровых волн" и т.д.
Из ГОСТ 24375-80 следует, что метровые волны являются видом радиоволн, и представляют собой радиоволны длиной 1 - 10 м, что соответствует частоте от 30 до 300 МГц.
Сопоставив определение понятия "телеканал, радиоканала", закрепленное в статье 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", с определением понятия "телеканал", сформулированное заказчиком в пункте 2.1.2 раздела 2 конкурсной документации, Комиссией было установлено отсутствие противоречий в смысловой нагрузке рассматриваемых определений такого понятия, которую вкладывают в него законодатель и заказчик, соответственно.
Установив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что довод подателя жалобы о неправомерном формировании заказчиком понятия телеканала в конкурсной документации в узком смысле, является необоснованным, поскольку в силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику необходимо по возможности использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию в соответствии с действующими на территории Российской Федерации стандартными показателями, требованиями, условными обозначениями и терминологией, касающейся технических характеристик объекта закупки.
Законом о контрактной системе заказчику не запрещено при формировании конкурсной документации, в том числе описания объекта закупки в соответствии с имеющейся у него потребностью, формулировать в ее содержании термины и давать им определения с учетом требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, которые используются заказчиком при изложении им положений конкурсной документации, с целью исключения двусмысленного толкования того или иного термина, используемого в положениях такой документации, со стороны участников закупки.
В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, Устава города Красноярска, принятым решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62, заказчик является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления, в связи чем при осуществлении своей деятельности, в том числе, должен руководствоваться требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку является получателем средств бюджета города Красноярска, а также требованиями Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Статьей 12 Закона о контрактной системе, определяющей принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, установлено требование о том, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из материалов, представленных заказчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, Комиссией установлено, что на этапе планирования проведения конкурса на оказание услуг, являющихся объектом закупки, заказчиком были осуществлены действия по направлению запроса об эфирном приеме телевидения в городе Красноярске в филиал федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) "Красноярский краевой радиотелевизионный передающий центр".
Согласно предоставленному ответу на вышеуказанный запрос заказчика (исх. N 4539 от 20.11.2014) в перечень телеканалов, работающих в г. Красноярске на частотах восьми телевизионных каналов, осуществляется вещание в метровом диапазоне волн, входят:
N |
Номер канала |
Программа |
Частота, мгц. |
1 |
1 |
"Перец" |
50 |
2 |
2 |
"Первый канал" |
66 |
3 |
4 |
"Россия 1" |
90 |
4 |
6 |
ТВК 6 |
170 |
5 |
7 |
"7 канал" |
190 |
6 |
9 |
ТВ-3 |
200 |
7 |
11 |
"Прима ТВ" |
220 |
8 |
12 |
"12 канал" |
230 |
Следовательно, установление при описании объекта закупки требований к показателю "диапазон волн" с неизменным значением указанного показателя - "метровый", в соответствии с положениями части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в силу вышеизложенных обстоятельств обеспечивают возможность конкуренции, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4.7 СП 54.13330.2011 "Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", утвержденного приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 N 778, а также в соответствии с пунктом 4.7 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", принятых Постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 N 109, при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий до 75 метров, в том числе общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения, на крышах жилых зданий следует предусматривать установку антенн коллективного приема передач и стоек проводных сетей радиовещания. Установка радиорелейных мачт и башен запрещается.
Комиссия отмечает, что подателем жалобы к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу не представлено доказательств, подтверждающих заявленный им довод относительно того, что система так называемых коллективных антенн в городе Красноярске разрушена и заменена на сети кабельного телевидения, следовательно, ограничение размещения информации только посредством наземного эфирного телевизионного вещания, установленное заказчиком, является необоснованным, по мнению подателя жалобы. Вместе с этим, подателем жалобы не было представлено доказательств, подтверждающих заявленный им довод о том, что в рамках статистики, собранной с операторов связи Красноярского края, процент проникновения систем кабельного телевидения Красноярской агломерации достиг 95 % с количеством подключенных домохозяйств - 315 000, что в пересчете на среднее количество проживающих в одном домохозяйстве (средний коэффициент - 3,5) обеспечивает охват аудитории 1 102 500 жителей.
Из материалов, представленных заказчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, Комиссией установлено, что на этапе планирования проведения конкурса на оказание услуг, являющихся объектом закупки, заказчиком были осуществлены действия по направлению запросов в адреса ООО "Вещательная корпорация "ТЕЛЕСФЕРА", ОАО "Красноярское информационное телевидение (ТВК - 6 канал)", ООО "Телерадиокомпания "Прима-ТВ", ООО "12 канал", филиала федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Красноярск" с целью получения подтверждения информации об осуществлении ими эфирного вещания в метровом диапазоне волн.
Проанализировав ответы, полученные заказчиком от вышеперечисленных хозяйствующих субъектов от 24.12.2014, Комиссия установила, что указанными организациями была подтверждена информация об осуществлении ими телевизионного вещания в метровом диапазоне волн с приложением копий лицензий на телевизионное вещание.
Комиссией также было исследовано содержание пункта 3.4.2 "Обоснование Н(М)ЦК" конкурсной документации, из которого следует, что для получения ценовой информации в отношении услуг в целях определения Н(М)ЦК заказчиком был проведен анализ рынка с целью поиска идентичных или однородных услуг с характеристиками, указанными в пунктах 2.1, 2.2 рассматриваемой документации. Поиск заказчиком ценовой информации был произведен путем направления запросов в адрес ООО "ТРК Прима-ТВ", ОАО "ТВК-6канал", ООО ВК "ТЕЛЕСФЕРА" (исх. N 01-498-и от 24.03.2015), на которые были получены соответствующие ответы (вх. N к 01-498-и от 08.04.2015).
Вместе с тем, Комиссией были приняты во внимание нижеследующие пояснения заказчика.
Услуги кабельного телевидения представляют собой услуги связи по приему кабельным оператором посредством использования оборудования сети кабельного телевидения сигналов телевизионных программ, других сообщений электросвязи, их передаче по кабельным линиям связи и доставке непосредственно до абонента кабельного телевидения (услуги по ретрансляции телепрограмм). Операторы кабельной сети предоставляют услуги связи для целей кабельного вещания на основании договоров о возмездном оказании услуг, заключенных между указанными операторами и пользователями информации в соответствии с тарифами, определенными указанными операторами. При таких обстоятельствах лица, уровень доходов которых не позволяет осуществить приобретение данных услуг, не смогут получить информацию о деятельности заказчика в случае, если вещание будет осуществлено посредством кабельного телевидения.
Радиоволны метрового, дециметрового и сантиметрового диапазонов (диапазонов частот ОВЧ, УВЧ, и СВЧ) широко применяются в наземных системах связи и вещания. Большинство таких систем работает на земной волне. Исключения составляют лишь линии связи, работающие на волнах, рассеянных в тропосфере и ионосфере. В рассматриваемых частотных диапазонах устойчивая работа на земной волне ограничена расстоянием прямой видимости. Системы телевизионного и звукового вещания работают на волнах метрового диапазона. Для телевизионного вещания выделены также полосы в дециметровом диапазоне. Устойчивый радиус действия вещательных передатчиков в этих диапазонах ограничивается также расстоянием порядка прямой видимости. Условие приема на метровых дециметровых и сантиметровых диапазонах зависит от расположения приемной антенны относительно окружающих ее предметов и местных неровностей рельефа. Близко расположенные здания, мачты, растительность, склоны оврагов, небольшие возвышенности могут в зависимости от их расположения оказаться затеняющими препятствиями или источниками местных отраженных волн. Затеняющее действие отдельного препятствия приводит к тому, что поле за препятствием появляется в результате двух процессов: дифракции и проникновения сквозь препятствие. Дифракция в дециметровом диапазоне волн протекает с большими потерями, чем в метровом диапазоне. Проникновение сквозь препятствия типа стен зданий, группы деревьев и других препятствий сопровождается также большими потерями в дециметровом диапазоне волн за счет их поглощения, чем в метровом диапазоне. При этом чем выше частота несущей волны, тем хуже распространяется сигнал от передающего до приемного устройства и меньше зона покрытия. Частота метрового диапазона ниже дециметрового диапазона, а значит зона охвата территории метровым каналом больше и качество сигнала лучше, чем в дециметровом диапазоне. Метровый диапазон имеет лучшие характеристики "огибания" препятствий при распространении, чем в дециметровом диапазоне. При равных мощностях передатчиков зона уверенного приема у метрового диапазона больше, чем у дециметрового. К приемной стороне предъявляются меньшие требования по качеству применяемого оборудования, так как у метрового диапазона коэффициент усиления антенн в два раза меньше, чем у дециметрового диапазона.
К моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчиком на обозрение Комиссии были представлены скриншоты с сайтов операторов кабельной сети в сети "Интернет" по адресам multima.ru, tiviant.ru, radioimpuls.ru, orionnet.ru, из содержания которых следует, что в рамках оказания услуг связи для целей кабельного вещания на основании договоров о возмездном оказании услуг операторы кабельной сети, которые информируют неопределенный круг лиц с использованием вышеуказанных сайтов в сети "Интернет" о своей деятельности, имеют возможность оказать услуги связи для целей кабельного вещания, в том числе, осуществить трансляцию телеканалов, вещающих в метровом диапазоне волн в г. Красноярске, а именно: "Россия 1", "ТВК-6", "7 канал", "СТС-Прима", "12 канал", "Перец".
Комиссия считает необходимым учесть следующую правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009: основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что действия заказчика по установлению в описании объекта закупки требования о необходимости производства и распространения информационных сюжетов о деятельности заказчика на телеканале, осуществляющем вещание в метровом диапазоне волн, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, следовательно, в рассматриваемой части довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации, а именно: постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Исследовав конкурсную документацию, Комиссией было установлено, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев изложены заказчиком в пункте 9.2 раздела 9 "Оценка заявок на участие в конкурсе, критерии оценки" конкурсной документации.
В рассматриваемом пункте конкурсной документации заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
1. Стоимостный критерий "Цена контракта" - значимость критерия 60%;
2. Нестоимостный критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" - значимость критерия 10%;
3. Нестоимостный критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - значимость критерия 30 %.
В силу пункта 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Абзацы 1 и 2 пункта 11 Правил оценки заявок предусматривают, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с пунктом 25 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Исследовав пункт 9.2.7 "Оценка заявок по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", предмет оценки и порядок оценки заявок" конкурсной документации, Комиссия установила формулирование содержания рассматриваемого критерия и показателя, его раскрывающего, следующим образом:
Показатель "качество услуг" (С), максимальное балльное значение - 100 баллов |
Предмет оценки |
Количество баллов |
Возможность исполнителя при оказании услуг осуществлять прямое включение с места событий при трансляции информационного сюжета в эфире программы новостей на телевизионном канале, подготовленного в соответствии с условиями контракта (по данному показателю оценивается предложение участника закупки, сделанное в заявке). |
Наличие возможности исполнителя осуществлять прямое включение с места событий |
100 баллов |
Отсутствие возможности исполнителя осуществлять прямое включение с места событий |
0 баллов |
Комиссия отмечает, что пункт 25 Правил оценки заявок допускает возможность установления заказчиком в отношении нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" показателя "Качество услуг", что соответствует объекту закупки. Правила оценки заявок предоставляют возможность заказчику предусматривать показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил оценки заявок). Такой возможностью заказчик воспользовался и, исходя из своей потребности, осуществил раскрытие содержания показателя рассматриваемого нестоимостного критерия оценки по своему усмотрению, что не противоречит нормам Закона о контрактной системе и Правил оценки заявок.
Следовательно, довод подателя жалобы о том, что заказчик неправомерно в рассмотренном выше критерии оценки сформулировал показатель, его раскрывающий, в виде возможности исполнителя при оказании услуг осуществлять прямое включение с места событий при трансляции информационного сюжета в эфире программы новостей на телевизионном канале, признается Комиссией необоснованным.
Согласно пункту 26 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В силу пункта 28 Правил оценки заявок оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил оценки заявок.
Исследовав пункт 9.2.8 "Оценка заявок по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников конкурса", предмет оценки и порядок оценки заявок" конкурсной документации, Комиссия установила формулирование содержания рассматриваемого критерия и показателя, его раскрывающего "Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", в том числе, следующим образом:
"В рамках оценки по показателю под сопоставимым характером и объемом понимается опыт участника конкурса по оказанию услуг, предметом которых являлось одновременно оказание услуг по производству и распространению (трансляции) на телевизионном канале информации (в том числе информационных сообщений) органов местного самоуправления (в том числе их органов и территориальных подразделений) и (или) муниципальных органов, и (или) государственных органов (то есть органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов, образуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации), и (или) должностных лиц указанных органов. При этом цена каждого договора (контракта) должна составлять не менее чем пять процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в подпункте 3.4.1 настоящей документации (то есть цена договора, контракта должна быть не менее 70430 (семьдесят тысяч четыреста тридцать) рублей 18 копеек).
Успешность опыта подтверждается полным исполнением вышепоименованных договоров и (или) контрактов".
Объектом закупки является оказание услуг по выпуску (производству и распространению) информационных сюжетов о событиях и фактах, связанных с деятельностью заказчика, его органов и депутатов, в целях информирования населения об указанной деятельности (в том числе о целях и задачах принимаемых решений, их содержании, ожидаемых результатах их реализации) в эфире программ новостей на телевизионном канале.
В силу Устава города Красноярска, принятого решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62, заказчик является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления.
Проведя сопоставление объекта закупки с формулировкой, раскрывающей сопоставимый характер и объем услуг при оценке показателя "Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" рассматриваемого критерия оценки, Комиссия установила отсутствие тождественности между услугами, являющимися объектом закупки, и услугами, которые в рамках рассматриваемого положения конкурсной документации признаются заказчиком услугами сопоставимого характера и объема. Объектом закупки является оказание услуг по выпуску (производству и распространению) информационных сюжетов на телеканале о деятельности заказчика, являющегося органом местного самоуправления, его органов и депутатов, тогда как в качестве подтверждения опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема заказчиком предложено участнику закупки представить исполненные контракты по оказанию услуг по производству и распространению (трансляции) на телевизионном канале информации (в том числе информационных сообщений) не только органов местного самоуправления (в том числе их органов и территориальных подразделений), но и (или) муниципальных органов, и (или) государственных органов (то есть органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов, образуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации), и (или) должностных лиц указанных органов.
Подателем жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что вышеуказанные действия заказчика, создала одному участнику закупки преимущество перед другими, либо является непреодолимой для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекла за собой ограничение количества участников закупки. Указанных доказательств Комиссией также не установлено.
На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что довод подателя жалобы об установлении заказчиком в пункте 9.2.8 конкурсной документации при описании показателя "Опыт участника конкурса по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия оценки "Квалификация участников конкурса" требования к подтверждению участником закупки опыта оказания услуг, строго соответствующих предмету закупки, что приведет к ограничению круга потенциальных участников закупки, является необоснованным, поскольку не нашел своего подтверждения в фактических положениях конкурсной документации.
Из содержания пункта 9.2.8 "Оценка заявок по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников конкурса", предмет оценки и порядок оценки заявок" конкурсной документации следует, что вторым показателем нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников конкурса" является показатель "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг". Содержание указанного показателя в рассматриваемом пункте конкурсной документации заказчиком раскрыто следующим образом:
"Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) (далее по тексту - лица), предлагаемых для оказания услуг (оценивается уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности по оказываемым услугам).
Баллы присваиваются только при наличии документов, подтверждающих квалификацию трудовых ресурсов (лиц).
Квалификация трудовых ресурсов (лиц), подтверждается для работников (ключевых специалистов), руководителя участника закупки совокупностью следующих документов: справкой в произвольной форме участника закупки о лицах, являющихся специалистами участника закупки (привлекаемым по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам), о руководителе участника закупки и которые имеют высшее профессиональное образование по специальности "Журналистика", а также копией диплома о высшем профессиональном образовании по специальности "Журналистика" таких лиц. При этом копии дипломов предоставляются без приложений к ним".
Комиссия отмечает, что законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд не регламентирован порядок, в соответствии с которым заказчик должен определять в конкурсной документации специальность высшего профессионального образования, которой должны обладать руководители и ключевые специалисты, с целью дальнейшей их оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников конкурса" при проведении конкурсной комиссией процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Следовательно, заказчик имеет возможность по своему усмотрению определить такую специальность руководителя и ключевых специалистов в конкурсной документации, что не противоречит нормам Закона о контрактной системе и Правил оценки заявок.
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы о необоснованном не включении заказчиком в перечень специальностей руководителя и ключевых специалистов участника закупки, подлежащих оценке по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников конкурса", таких специальностей как "монтажер, режиссер, звукооператор и т.д.", является необоснованным.
Учитывая совокупность вышеприведенных обстоятельств, Комиссия установила, что в рассматриваемой конкурсной документации отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, действия заказчика не противоречат нормам законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, не нарушают права и законные интересы участников закупки.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки определения исполнителя путем проведения конкурса, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы Ассоциации Операторов Связи Сибири необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 мая 2015 г. N 487
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2015