Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 апреля 2015 г. N 375
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссии по рассмотрения жалоб) в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, государственного инспектора А.Н. Ганус (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "Оценка-Консалтинг", ООО "БОТЭОН", ООО "Независимый экспертно-консалтинговый центр" на действия аукционной комиссии Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по оценке рыночной стоимости объектов муниципальной собственности - зданий, строений, нежилых помещений, для нужд департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в 2015 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее по тексту - электронный аукцион), на электронной площадке ООО "РТС-тендер", номер извещения 0119300019815000339, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "Оценка-Консалтинг", ООО "БОТЭОН", ООО "Независимый экспертно-консалтинговый центр" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона номер извещения 0119300019815000339 (далее - жалобы).
Существо жалоб: принятие аукционной комиссией необоснованного решения о несоответствии заявок подателей жалоб документации электронного аукциона.
Жалобы поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежат принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, аукционной комиссии, подателям жалоб были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени рассмотрения жалоб.
Заказчику, аукционной комиссии, подателям жалоб было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалоб.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб присутствовали:
- представитель заказчика Мотркина Д.А. (доверенность N39 от 16.04.2015);
- представитель уполномоченного органа Лузан Н.Ф. (доверенность N 1 от 12.01.2015);
- представитель ООО "Оценка-Консалтинг" Симбирцева О.Б. (доверенность б/н от 04.03.2015);
- представитель ООО "БОТЭОН" Есаулов И.С. (решение от 25.05.2012);
- представитель ООО "Независимый экспертно-консалтинговый центр" Фролов А.П. (доверенность N3 от 23.01.2015).
Из содержания жалоб следует, что аукционная комиссия неправомерно признала заявки подателей жалоб на участие в электронном аукционе не соответствующими требованиям документации электронного аукциона. Во вторых частях заявок ООО "Оценка-Консалтинг", ООО "БОТЭОН", ООО "Независимый экспертно-консалтинговый центр" представлены сканы свидетельств о членстве сотрудников участника в саморегулируемой организации оценщиков, что соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и требованиям аукционной документации.
Представитель заказчика пояснила по доводам, изложенным в жалобах следующее, что при составлении аукционной документации заказчик воспользовался частью 1 и частью 1.1. статьи 31 Закона о контрактной системе, статьями 4 и 15.1 Закона об оценочной деятельности. Закон об оценочной деятельности регламентирует, что оценочной деятельностью могут заниматься как физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели. Представитель заказчика отмечает, что указанная закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организациях, следовательно, по мнению представителя заказчика, участниками закупок могли быть либо юридические лица, либо индивидуальные предприниматели.
Представитель уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе не согласилась, пояснив, что аукционная комиссия установила, что согласно требованиям документации участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации оценщиков, застраховавшим свою ответственность и иметь в штате не менее двух оценщиков, в случае если является юридическим лицом. В ходе рассмотрения поступивших заявок в ООО "Оценка-Консалтинг", ООО "БОТЭОН", ООО "Независимый экспертно-консалтинговый центр" отсутствуют документы о то, что участник закупки является членом саморегулируемой организации оценщиков, застраховавшим свою ответственность, что не соответствует требованиям документации электронного аукциона.
Руководствуясь пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия приняла решение о несоответствии заявок ООО "Оценка-Консалтинг", ООО "БОТЭОН", ООО "Независимый экспертно-консалтинговый центр" в связи с непредоставлением согласно разделу 13 документации об электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, предусмотренных пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и разделом 3 документации об электронном аукционе (не предоставлены копии документов, подтверждающих членство участника в одной из саморегулируемых организаций оценщиков).
Рассмотрев жалобы, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалоб, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Уполномоченным органом совершены действия по размещению закупки путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по оценке рыночной стоимости объектов муниципальной собственности - автомобильных дорог, объектов и сооружений дорожного хозяйства, для нужд департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в 2015 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций".
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия по рассмотрению жалобы, изучив представленные документы, установила следующее.
В документации электронного аукциона в разделе 3 "Требования к участникам закупки" к участникам закупки устанавливаются требования в соответствии с частью 1 и частью 1.1. статьи 31 Закона о контрактной системе:
1) соответствие участника требованиям, установленным статьями 4, 15.1 Закона об оценочной деятельности:
- участник должен являться членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавший свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
- юридическое лицо должно иметь в штате не менее двух оценщиков, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений (далее - единая комиссия), руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
7) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В разделе 13.1. "Требование к содержанию и составу заявки" аукционной документации указано, что вторая часть заявки должна содержать следующие документы и информацию:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника электронного аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника электронного аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона;
- соответствие участника требованиям, установленным статьями 4, 15.1 Закона о об оценочной деятельности:
- копии документов, подтверждающих членство участника в одной из саморегулируемых организаций оценщиков и копии документов, подтверждающих страхование своей ответственности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
- в случае, если участником является юридическое лицо, то в дополнение к вышеуказанным пунктам должны быть предоставлены копии трудовых договоров (контрактов) не менее чем на двух штатных оценщиков, а так же договора обязательного страхования ответственности оценщика, как юридического лица;
- декларация о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 2) - 6) раздела 3 настоящей документации;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника электронного аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
- декларация о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Из требований предъявляемых к участникам закупки установленных заказчиком видно, что он должен являться членом саморегулируемой организации оценщиков, застраховавшим свою ответственность и иметь в штате не менее двух оценщиков, в случае если является юридическим лицом.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 08.04.2015 заявки ООО "Оценка-Консалтинг", ООО "БОТЭОН", ООО "Независимый экспертно-консалтинговый центр" были признаны не соответствующими требованиям документации электронного аукциона. В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия приняла решение о несоответствии заявок ООО "Оценка-Консалтинг", ООО "БОТЭОН", ООО "Независимый экспертно-консалтинговый центр" в связи с непредоставлением согласно разделу 13 документации об электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, предусмотренных пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и разделом 3 документации об электронном аукционе (не предоставлены копии документов, подтверждающих членство участника в одной из саморегулируемых организаций оценщиков).
При анализе заявок участников размещения закупки предоставленных уполномоченным органом на заседание комиссии, Комиссией по рассмотрению жалоб установлено, что в составе вторых частей заявок подателей жалоб не представлены свидетельства о том, что общества являются членами саморегулируемой организации оценщиков, что не соответствует требованиям аукционной документации.
В связи с чем Комиссия пришла к выводу, что аукционная комиссия правомерно признала заявки ООО "Оценка-Консалтинг", ООО "БОТЭОН", ООО "Независимый экспертно-консалтинговый центр" не соответствующими требованиям документации электронного аукциона.
В рамках внеплановой проверки Комиссия Красноярского УФАС России установила, что согласно статье 4 Закона об оценочной деятельности, субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона. Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В статье 15.1 Закона об оценочной деятельности установлено следующее "Юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязано:
- иметь в штате не менее двух оценщиков, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено
- страховать свою ответственность за нарушение договора на проведение оценки и ответственность за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности на срок не менее чем один год. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения при наступлении каждого страхового случая в течение срока действия договора обязательного страхования ответственности юридического лица, заключившего с заказчиком договор на проведение оценки, не может быть менее чем пять миллионов рублей;
- предоставлять по требованию заказчика договор обязательного страхования ответственности оценщика, заключенный в соответствии со статьей 24.7 указанного закона;
- предоставлять оценщику, с которым юридическое лицо заключило трудовой договор, информацию о несоответствии этого юридического лица требованиям настоящей статьи, а также сведения о любых изменениях указанной информации не позднее трех дней с даты возникновения таких несоответствий и (или) изменений.
Исходя из выше перечисленного Комиссия пришла к выводу, что для оказания услуг по оценочной деятельности юридическое лицо не должно лично получать свидетельство о членстве в саморегулируемой организаций оценщиков. Для осуществления указанной деятельности юридическому лицу необходимо заключить трудовой договор с физическим лицом, являющимся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховать свою ответственность в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности.
В документации электронного аукциона заказчиком установлено, что сам участник должен являться членом саморегулируемой организации оценщиков, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и Закону об оценочной деятельности.
В соответствии с изложенным Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что заказчик нарушил требования статьи 64 Закона о контрактной системе прав и законных интересов участников осуществления закупки.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.34, 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия приняла решение:
1. Признать жалобы ООО "Оценка-Консалтинг", ООО "БОТЭОН", ООО "Независимый экспертно-консалтинговый центр".
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников определения поставщика.
4. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.Н. Ганус |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 апреля 2015 г. N 375
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2015