Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 мая 2015 г. N 434
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок в составе: председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Н.А. Яхонтовой, главного специалиста - эксперта, Я.Ю. Бычковой - начальника отдела (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу объединения юридических лиц "Ассоциация операторов связи Сибири" на действия заказчика - Агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса "N 066/15 Оказание услуг по производству в году цикла телепередач направленных на гармонизацию межнациональных отношений в Красноярском крае субъектами малого предпринимательства и социально-ориентированными некоммерческими организациями", извещение N 0119200000115001993 (далее - конкурса), установила следующее.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
Существо жалобы: конкурсная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В адрес подателя жалобы, заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
На заседание Комиссии Красноярского УФАС России явились:
- представитель подателя жалобы по доверенности N 6 от 26.12.2014 года Иванова И.Г.;
- представитель заказчика по доверенности N 3 от 03.02.2015 года Григорьев С.С.;
- представитель уполномоченного органа - агентства государственного заказа Красноярского края б/н от 15.02.2015 года Колесник Л.Ю.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, податель жалобы считает, что заказчиком, в нарушение требований статей 32, 33, 50, Закона о контрактной системе установлены требования, влекущие за собой ограничение конкуренции.
Представитель подателя жалобы Иванова И.Г. доводы, изложенные в жалобе поддержала в полном объеме с учетом представленных дополнений.
Представитель заказчика Григорьев С.С. представил письменные пояснения, согласно которым Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 утверждена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - стратегия), в соответствии со стратегией, постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2014 N 442-п утверждена государственная программа Красноярского края "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края", целыо которой является укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Красноярском крае.
Одним из мероприятий, для достижения цели государственной программы Красноярского края, является производство в 2015 году цикла телепередач, направленных на гармонизацию межнациональных отношений в Красноярском крае. В соответствии с техническими требованиями заказчика исполнитель должен оказать услуги по производству цикла телепередач, в которых даются ответы на актуальные вопросы, связанные с воспитанием этнической толерантности представителей различных национальностей, проживающих на территории Красноярского края. Культура межнационального общения, изучение истории и традиций российских народов, комментарии специалистов, освещение положительного опыта, имеющегося в крае по вопросам государственной поддержки общественных инициатив в области национальных культур и традиций. Каждая передача - это не отдельная информационная телепередача, а цикл, вытекающих одна из другой телепередач, направленных на гармонизацию межнациональных отношений в обществе для снижения рисков, предотвращения межнациональных конфликтов.
Также Заказчиком 05.05.2015 направлено письмо о внесении изменений в пункт 19 формы N 1 (Форма заявки заказчика на проведение открытого конкурсу) "критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев" в который вносятся изменения в части: "Исполнителем должен быть привлечен эксперт с научной степенью не ниже кандидата филологических наук" слово "филологических" - исключено, поскольку по теме "межнациональные отношения" должны быть привлечены специалисты (ученые - этнологи), имеющие научную степень, опыт, знания в данной сфере.
Относительно критерия "1) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг; наличие специалистов (не менее 2-х журналистов), каждый из которых должен соответствовать следующим минимальным требованиям: специалисты должны иметь высшее профессиональное образование, специальность журналистика (подтверждается копиями дипломов в составе конкурсной заявки) - 25 баллов (Коэфф. значимости = 0,25);" заказчиком изменений не вносилось, поскольку монтажеры, режиссеры являются чисто техническими специалистами, а Заказчика интересуют специалисты - высококвалифицированные журналисты, имеющие практический опыт участия в мероприятиях, направленных на гармонизацию межнациональных отношений в Красноярском крае и в обществе, которые смогут взаимодействовать с квалифицированными специалистами (учеными - этнологами), которые специализируются на изучении истории Красноярского края, развития его культуры и общественно-политических процессов. На основании вышеизложенного просят признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные комиссии Красноярского УФАС России, проведя внеплановую проверку определения поставщика, комиссией Красноярского УФАС России были установлены следующее обстоятельства.
Заказчиком, уполномоченным органом были совершены действия по осуществлению закупки путём проведения открытого конкурса.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно инструкции по подготовке заявок на участие в открытом конкурсе конкурсной документации квалификация участника конкурса раскрывается следующими показателями:
1) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг (коэфф. значимости = 0,25):
- наличие специалистов (не менее 2-х журналистов), каждый из которых должен соответствовать следующим минимальным требованиям: специалисты должны иметь высшее профессиональное образование, специальность журналистика (подтверждается копиями дипломов в составе конкурсной заявки) - 25 баллов.
- отсутствие информации о квалификации - 0 баллов.
2) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (коэфф. значимости = 0,25):
- опыт работы оказания услуг в производстве видеопродукции/ телепередач, до 2-х лет - 5 баллов.
- опыт работы свыше 2-х лет - 10 баллов.
- опыт работы свыше 5-ти лет - 25 баллов.
- отсутствие информации об опыте - 0 баллов.
3) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; (коэфф. значимости = 0,25):
- в качестве наблюдателя и консультанта к процессу реализации услуги Исполнителем должен быть привлечен эксперт с научной степенью не ниже кандидата филологических наук - 25 баллов.
- отсутствие информации об обеспеченности ресурсами - 0 баллов.
4) деловая репутация участника закупки (коэфф. значимости = 0,25):
- имеющие благодарности за производство видеопродукции/ телепередач - 15 баллов.
- имеющие профессиональные награды за производство видеопродукции/ телепередач (дипломы с конкурсов) - 25 баллов.
- отсутствие информации о деловой репутации - 0 баллов.
Комиссия Красноярского УФАС России установила, что представителем заказчика не представлено доказательство того каким образом опыт работы оказания услуг в производстве видеопродукции/телепередач влияет на квалификацию, а также с какой целью в качестве наблюдателя и консультанта к процессу реализации услуги исполнителем должен быть привлечен эксперт с научной степенью не ниже кандидата филологических наук, а также необходимость наличия специалистов (не менее 2-х журналистов), каждый из которых должен иметь высшее профессиональное образование по специальности журналистика.
Согласно инструкции по подготовке заявок на участие в открытом конкурсе конкурсной документации критерий качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки раскрывается следующими показателями.
1) оригинальность идеи, яркость и образность материалов - максимально 10 баллов;
2) грамотность подачи материала, логика, выразительность, богатство и точность языка - максимально 20 баллов;
3) художественный уровень - дизайн, художественное, музыкальное оформление - максимально 20 баллов,
4) качество монтажа - стиль, динамика, уместность применения приемов и эффектов - максимально 20 баллов;
5) качество съемок - стиль, динамика, эффектность планов, отсутствие пересвета, тряски, уместность применения приемов - максимально 20 баллов;
6) качество звука - хороший естественный звук, хорошее звучание голоса на естественном фоне, чистый единый уровень записи звука на протяжении всего сюжета, правильное использование голоса за кадром (в нужных местах) - максимально 10 баллов.
7) отсутствие концепции, тематического плана и пилотного проекта (либо аналогичных передач, видеоматеоиалов) - 0 баллов.
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что оценка заявок по критерию качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки может производиться в случае, если предметом закупки является поставка товаров, а также если предметом закупки является выполнение работ, оказание услуг, в результате которых создается товар. Содержание указанного критерия, включающее в себя перечень функциональных характеристик (потребительских свойств) или качественных характеристик товара который должен быть создан в результате выполнения работ, оказания услуг. При этом не допускается определять содержание указанного критерия через квалификацию участника закупки (в том числе через опыт работы, деловую репутацию, производственные мощности, наличие у участника закупки технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов). Таким образом, комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что заказчик неправомерно в оценке заявок по указанному критерию применил оценку дисков с пилотной передачей либо не менее пяти подобных телепередач, демонстрирующих творческий и технические возможности исполнителя, диски с видеоматериалами, указанные в инструкции по подготовке заявок на участие в открытом конкурсе конкурсной документации.
Кроме того, комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что при установлении критериев в документации о закупке должны быть установлены четкие измеряемые параметры определения и предельные показатели достаточности и необходимости обладания товаром указанными функциональными характеристиками (потребительскими свойствами) или качественными характеристиками, позволяющие однозначно определить соответствие либо несоответствие товара установленным требованиям. Однако параметры определения показателей установленные в Техническом задании конкурсной документации заказчика такие, как яркость и образность материалов, логика, выразительность, богатство языка, эффектность планов носят субъективный характер.
Комиссия Красноярского УФАС России, изучив конкурсную документацию, приняв во внимание тот факт, что представителем заказчика не представлены доказательства того, каким образом вышеперечисленные критерии раскрывают содержание указанного критерия, как будут оценены заявки участников закупки по указанному критерию, пришла к выводу о том, что оценка заявок участников закупки по установленным показателям может носить только субъективный характер, что влечет за собой ограничение количества участников открытого конкурса, вследствие чего нарушает требования части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу объединения юридических лиц "Ассоциация операторов связи Сибири"
обоснованной.
2. Признать заказчика - Агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края нарушившим требования статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - Агентству молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путём внесения изменений в конкурсную документацию с учётом выводов, изложенных в решении.
4. Передать материалы жалобы объединения юридических лиц "Ассоциация операторов связи Сибири" должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края утвердившего конкурсную документацию.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Н.А. Яхонтова |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 мая 2015 г. N 434
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2015