Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 мая 2015 г. N 453
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Бизнес-Строй" на действия муниципального заказчика - Администрации Иланского района (далее - заказчик) при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона "Реконструкция здания интерната под детский сад по адресу: Красноярский край, Иланский район, г. Иланский, ул. Набережная, 15" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 29.04.2015 поступила жалоба ООО "Бизнес-Строй" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0819300010315000010.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Отдел экономического развития и прогнозирования" Администрации Иланского района (далее - уполномоченный орган) и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику и уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовал представитель уполномоченного органа - Кузнецов Сергей Михайлович (доверенность б/н от 22.04.2015, удостоверение личности).
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы и заказчик не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, пункт 436 таблицы "Наименование и максимальные и (или) минимальные значения показателей, используемых для определения соответствия потребностям заказчика, предлагаемого к использованию при выполнении работ товара" содержит требование заказчика о необходимости использования материала олифа натуральная, условная вязкость которой по ВЗ-246, сопло 4 мм, должна быть 19-25с.
Согласно ГОСТ 7931-76 "Олифа натуральная. Технические условия" условная вязкость олифы натуральной по ВЗ-246, необходимой заказчику, составляет 26-32 с.
Следовательно, участник закупки не имеет возможности указать условную вязкость олифы натуральной по ВЗ-246 в соответствии с требованиями аукционной документации и ГОСТ 7931-76.
Во-вторых, пункты 233, 234, 235 таблицы "Наименование и максимальные и (или) минимальные значения показателей, используемых для определения соответствия потребностям заказчика, предлагаемого к использованию при выполнении работ товара" содержат требование заказчика о необходимости использования бетона тяжелого с применением воды для изготовления бетонной смеси по ГОСТ 23732-79. Однако, приказом Росстандарта от 31.05.2012 N 97-ст ГОСТ 23732-79 признан утратившим силу с 01.10.2012. Следовательно, установление заказчиком требований о соответствии используемого товара указанному государственному стандарту в аукционной документации, размещенной на официальном сайте 16.04.2015, является неправомерным.
В-третьих, по мнению подателя жалобы, заказчиком не были установлены дополнительные требования к участникам закупки о необходимости документального подтверждения наличия у них опыта, связанного с предметом контракта, как то необходимо в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы в письменных пояснениях и в устном порядке в ходе рассмотрения жалобы по существу представитель уполномоченного органа не согласился, ходатайствовал о признании жалобы необоснованной, т.к. в аукционной документации отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, Комиссией были установлены следующее обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению подрядчика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции здания интерната под детский сад по адресу: Красноярский край, Иланский район, г. Иланский, ул. Набережная, 15.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исследовав совокупность положений аукционной документации, Комиссия установила, что описание объекта закупки сформулировано заказчиком в пунктах 1.4 - 1.8, 1.13, Приложениях N2 и 3 к аукционной документации.
В позиции 436 таблицы "Наименование и максимальные и (или) минимальные значения показателей, используемых для определения соответствия потребностям заказчика, предлагаемого к использованию при выполнении работ товара", являющейся Приложением N 3 к аукционной документации (далее - Приложение N 3), заказчиком указано о необходимости использования олифы натуральной, имеющей показатель условной вязкости при (20+-0.5)°С по ВЗ-246, сопло 4 мм: 19-25с.
В пункте 1.13 аукционной документации заказчик сослался на необходимость обеспечить подрядчику при выполнении работ использование товаров, соответствующих ГОСТ в части требований технического задания и приложений к нему, в том числе ГОСТ 7931-76 "Олифа натуральная Технические условия". Проанализировав совокупность сведений ГОСТ 7931-76 "Олифа натуральная Технические условия", Комиссия установила, что нормальными показателями условной вязкости по визкозиметру типа В3-246 для олиф натуральных являются показатели, входящие в диапазон от 26 до 32 с.
Следовательно, вышеуказанные действия заказчика, связанные с установлением противоречивых требований для участника закупки в одновременном использовании материала, соответствующего ГОСТ 7931-76 "Олифа натуральная Технические условия", и конкретизации характеристик такого товара, которые указанному государственному стандарту не соответствуют, являются нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, которым предусмотрено правило для заказчика при описании объекта закупки использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. В данном случае такая возможность у заказчика имеется, поскольку законодательством Российской Федерации о техническом регулировании регламентированы требования к выпуску олифы натуральной в ГОСТ 7931-76.
В позиции N 233 - 235 Приложения N 3 заказчик указал на необходимость использования при выполнении работ, являющихся объектом закупки, бетона тяжелого с крупностью заполнителя 20 мм, класса В12,5 (М150), бетона тяжелого с крупностью заполнителя 20 мм, класса В20 (М250), бетона тяжелого с крупностью заполнителя 10 мм, класса В7,5 (М100). Вместе с тем, заказчиком указано, что вода для изготовления бетонной смеси должна соответствовать ГОСТ 23732-79 с содержанием: растворимых солей мг/л 2000-35000; ионов SO4-2: 600-2700 ионов Cl-1:350-20000; взвешенных частиц: 200-500.
Комиссией установлено, что ГОСТ 23732-79 "Вода для бетонов и растворов. Технические условия" приказом Росстандарта от 31.05.2012 N 97-ст признан утратившим силу с 01.10.2012. Указанное обстоятельство приводит к невозможности определения участником закупки соответствия предлагаемых им к использованию бетонов тяжелых потребности заказчика в технических характеристиках такого материала, которые потенциальному подрядчику необходимо будет использовать при выполнении работ, являющихся объектом закупки. Рассматриваемые действия заказчика нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Из части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установлены в Приложении N 1 Постановлении Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов").
Указанное Постановление Правительства РФ вступило в законную силу 17.02.2015.
Учитывая обстоятельства того, что объектом закупки являются работы строительные, включенные в код 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (согласно сведениям извещения с изменениями о проведении электронного аукциона от 16.04.2015 объект закупки классифицирован заказчиком в рамках кода 45 ОКПД), а также начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей (установлена заказчиком в размере 186 576 400,00 рублей), Комиссия пришла к выводу о том, что на момент опубликования извещения о проведении электронного аукциона заказчику надлежало руководствоваться требованиями вышеуказанных нормативно-правовых актов и установить требование к участникам закупки о необходимости предоставления документов, предусмотренных Приложением N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99, в составе второй части заявки, которые бы подтверждали наличие у них опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе (при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка).
Однако, проанализировав извещение о проведении электронного аукциона (в редакции от 16.04.2015) и аукционную документацию в действующей редакции, Комиссия установила отсутствие установления заказчиком вышеуказанных требований, являющихся обязательными в силу части 4 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.
Установив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемая аукционная документация содержит в себе нарушения требований Закона о контрактной системе, следовательно, действия заказчика совершены с нарушением требований части 4 статьи 31, части 1 статьи 33, частей 1 и 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Бизнес-Строй" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 4 статьи 31, части 1 статьи 33, частей 1 и 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 15 дней, начиная со дня выставления измененной документации об электронном аукционе в единой информационной системе.
5. Передать материалы по жалобе ООО "Бизнес-Строй" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о применении мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 мая 2015 г. N 453
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2015