Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 мая 2015 г. N 416
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Дацко Н. Г.,
Членов комиссии:
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.
В присутствии представителей:
от государственного заказчика - Яковлева Ю.Н., Шахбанова Т.Ш.
от уполномоченного органа - Пушкаревой Н. Н.,
от ООО "Ставстроймонтаж" - Бушевой Е. В.,
от ООО "СМУ 7" - Песковой Е. С.,
от Кузнецова И. Н. - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступили жалобы от ООО "СМУ 7", ООО "Ставстроймонтаж" и Кузнецова Ильи Николаевича на действия министерства строительства дорожного хозяйства и транспорта СК, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200000315000265 выполнение работ по реконструкции участка автомобильной дороги Светлоград - Благодарный - Будённовск, км 94+400 - км 99+600 для обеспечения государственных нужд Ставропольского края в соответствии с документацией. По мнению заявителя жалобы, аукционная документация сформирована с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе - жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
При этом следует понимать, что действиями Заказчика при осуществлении закупки являются действия по формированию и утверждению аукционной, конкурсной, котировочной документации, либо документации запроса предложений а действиями уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, являются действия направленные на процедуру оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, процедуру аукциона, а также рассмотрение заявок на участие в конкурсе либо рассмотрение заявок на участие в аукционе, запросе котировок и запросе предложений.
По мнению заявителей жалоб, действиями министерства строительства дорожного хозяйства и транспорта СК являются действия направленные на формирование и утверждение аукционной документации (реестровый номер аукциона - N 0121200000315000265) с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании всего вышеизложенного системный анализ вышеуказанных норм позволяет установить общие и специальные требования для возникновения права подачи лицом жалобы на действия заказчика при проведении им аукционов.
Часть 1 статьи 105 Закона о контрактной системе определяет общее правило подачи жалобы, рассмотрении которой предусмотрено главой 6 Закона о контрактной системе - наличие нарушения любыми действиями (бездействием) заказчика прав и законных интересов участника закупки.
Часть 4 статьи 105 Закона о контрактной системе устанавливает специальное правило для подачи в порядке главы 6 Закона о контрактной системе жалобы на действия (бездействие) заказчика совершенные после начала рассмотрения заявок на участие в торгах - наличие поданной заявки на участия в торгах лицом, обжалующим действия (бездействие) заказчика.
Таким образом, положения документации о торгах, информация о закупке, размещенная на официальном сайте в сети Интернет, порядок направления участнику закупки, разъяснений положений документации, порядок представления документации, нарушающие нормы Закона о контрактной системе, могут быть обжалованы в установленном законом порядке любым лицом.
Необходимо отметить, что обжалование действий заказчика, уполномоченного органа согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, не связано со временем подачи жалобы, а определяется исходя из времени совершения действий, являющихся предметом обжалования.
Общее правило части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе обусловлено так же нормами Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе при проведении аукционов, заказчик обеспечивает размещение документации о торгах в открытом доступе для любого субъекта. Документация, о торгах должна содержать все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта.
На основании части 2 статьи 437 ГК РФ размещённая заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, т.е. предложением, содержащим все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовётся.
Вместе с тем, документация об аукционе, составленная с нарушением требований Закона о контрактной системе, может содержать условия, ограничивающие количество участников размещения заказа, путем установления непредусмотренных Законом о контрактной системе требований, как к участнику закупки, так и к составу подаваемой им заявки на участие в аукционе. Установление вышеуказанных требований нарушает права и законные интересы лиц, претендующих на заключение контракта, но не имеющих возможности подать заявку на участие в торгах с целью заключения такого контракта.
Таким образом, воспользовавшись своим правом ООО "СМУ 7", ООО "Ставстроймонтаж" и Кузнецов Илья Николаевич обжаловали действия министерства строительства дорожного хозяйства и транспорта СК по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200000315000265 выполнение работ по реконструкции участка автомобильной дороги Светлоград - Благодарный - Будённовск, км 94+400 - км 99+600 для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
Представители государственного заказчика и уполномоченного органа пояснили следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона, в связи, с чем в удовлетворении жалоб просят отказать.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалоб, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку определения поставщика установила следующее:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
2. Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ - Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
1.Относительно доводов жалобы ООО "СМУ 7" установлено следующее:
в пункте 7.1 технического задания аукционной документации заказчик установил требования к качеству работ: подрядчик при выполнении работ обязан соблюдать требования действующих нормативных правовых актов, СНиПов, ГОСТов, ВСН как в отношении работ, так и в отношении материалов, комплектующих и оборудования, используемых при выполнении работ, в том числе: указан ряд ГОСТов среди которых указан ГОСТ 8736-93. При этом ГОСТ 8736-93 является недействующим и был заменен на ГОСТ8736-2014.
2. По позиции раствор готовый кладочный цементный марки 50,150 заказчик установил несуществующую характеристику - Марка по подвижности Пк1-Пк3.
При этом, согласно ГОСТа 28013-98 марка по подвижности раствора определяется как: Пк, Пк 2, Пк 3, Пк 4.
3. По позиции железобетонные откосные крылья заказчик установил требование к объему с несуществующей единицей измерения - объем 0,78 м3, при этом объем измеряется в кубах и обозначается: м3 .
4. Относительно доводов жалобы ООО "Ставстроймонтаж" установлено следующее: в пункте 7.1 технического задания аукционной документации заказчик установил требования к качеству работ: подрядчик при выполнении работ обязан соблюдать требования действующих нормативных правовых актов, СНиПов, ГОСТов, ВСН как в отношении работ, так и в отношении материалов, комплектующих и оборудования, используемых при выполнении работ, в том числе: указан ряд ГОСТов среди которых указан ГОСТ 8736-93. При этом ГОСТ 8736-93 является недействующим и был заменен на ГОСТ8736-2014.
5. По позиции раствор готовый кладочный цементный марки 50,150 заказчик установил несуществующую характеристику - Марка по подвижности Пк1-Пк3.
При этом, согласно ГОСТа 28013-98 марка по подвижности раствора определяется как: Пк, Пк 2, Пк 3, Пк 4.
6. По позиции железобетонные откосные крылья заказчик установил требование к объему с несуществующей единицей измерения - объем 0,78 м3, при этом объем измеряется в кубах и обозначается: м3 .
7. Относительно доводов жалобы Кузнецова Ильи Николаевича установлено следующее: в пункте 7.1 технического задания аукционной документации заказчик установил требования к качеству работ: подрядчик при выполнении работ обязан соблюдать требования действующих нормативных правовых актов, СНиПов, ГОСТов, ВСН как в отношении работ, так и в отношении материалов, комплектующих и оборудования, используемых при выполнении работ, в том числе: указан ряд ГОСТов среди которых указан ГОСТ 8736-93. При этом ГОСТ 8736-93 является недействующим и был заменен на ГОСТ8736-2014.
8. По позиции гвозди строительные Установлено: "Отклонение от круглости головок не должно быть больше 1,1 " - неуказана единица измерения: 1,1 мм? Или процент? или см? Та же позиция - гвозди строительные: "Односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя не должен быть более 1,0". - отсутствует единицы измерения.
Остальные доводы Кузнецова Ильи Николаевича не нашли своего подтверждения.
В инструкции, по заполнению заявок, аукционной документации, не установлено, что в случае некорректного указания в техническом задании на характеристики товара, заявка должна заполняться в соответствии с требованиями действующих ГОСТов.
Уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок орган осуществляет контроль за соблюдением законодательства РФ о контрактной системе, в т. ч. для реализации принципа контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.
Следует учитывать, что содержание требований аукционной документации не должно иметь разночтений, должно быть сформировано согласно требований Закона о контрактной системе с учетом внесенных изменений в Закон, и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об аукционе, в которых содержатся требования к содержанию и порядку заполнения заявки на участие в аукционе, создает или может создать препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
Таким образом, заказчиками при формировании аукционной документации допущено нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (описание объекта закупки должно носить объективный характер).
Согласно требованиям пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о закупках при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Ставстроймонтаж", ООО "СМУ 7", на действия министерства строительства дорожного хозяйства и транспорта СК, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200000315000265 выполнение работ по реконструкции участка автомобильной дороги Светлоград - Благодарный - Будённовск, км 94+400 - км 99+600 для обеспечения государственных нужд Ставропольского края в соответствии с документацией. - обоснованными.
2. Признать жалобу Кузнецова И. Н. на действия министерства строительства дорожного хозяйства и транспорта СК, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200000315000265 выполнение работ по реконструкции участка автомобильной дороги Светлоград - Благодарный - Будённовск, км 94+400 - км 99+600 для обеспечения государственных нужд Ставропольского края в соответствии с документацией - частично обоснованной.
3. Признать действия заказчика - министерства строительства дорожного хозяйства и транспорта СК нарушившим требования ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в связи, с чем выдать заказчику предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя комиссии Н. Г. Дацко
Члены комиссии Е.А. Соколов
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 мая 2015 г. N 416
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2015