Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 апреля 2015 г. N 78
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Е.В. Гуринович |
- заместитель руководителя управления |
Члены Комиссии: |
Л.В. Самар |
- начальник отдела контроля закупок |
|
В.С. Лозинская |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
рассмотрев материалы дела N 7-1/136 о нарушении заказчиком ФКУ "Объединенное стратегическое командование восточного военного округа" Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "ЭКОБАЛТ" на положения документации электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений казарменно-жилищного фонда Восточного военного округа. Заказчик - ФКУ "Объединенное стратегическое командование восточного военного округа" (N 0322100027115000069).
В жалобе заявитель указывает на следующие нарушения положений документации.
1. Заказчик, не установив цену запасных частей или каждой запасной части к оборудованию, цену единицы работы или услуги при невозможности определения объема подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию оборудования, нарушил требования ч. 1 ст. 64, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Аукционная документация не содержит сведений о возможности заказчика отказаться от исполнения обязательств по контракту в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8-26 статьи 95 Закона о контрактной системе, однако, пунктом 12.5 проекта контракта установлено право заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Вместе с тем, проектом контракта не предусмотрено право поставщика (подрядчика, исполнителя) принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федераций для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Таким образом, заказчиком, по мнению заявителя, не исполнены требования п. 12 ч. 1 ст. 64, ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. В проекте контракта заказчиком не установлены конкретные размеры штрафа, пени.
4. Не установив в аукционной документации требований к обеспечению исполнения контракта, заказчик, по мнению заявителя нарушил требования ч. 1 ст. 64, п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе.
5. В п. 4.2.3 части I "Инструкция участникам" аукционной документации установлено исключительно требование к содержанию, без установления требований к составу первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и без установления инструкции по ее заполнению.
6. В нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик опубликовал документацию, с установлением нестандартных требований к объекту закупки в поименованных в п. 7 части III "Техническая часть" аукционной документации с учетом требований п. 4.2.3 части I документации об указании конкретных показателей товара.
7. В извещении отсутствует информация об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
8. Указанные в извещении, опубликованном Заказчиком, сроки оказания услуг с 1 апреля по 31 декабря 2015 года не соответствуют срокам подачи заявок и проведения аукциона (дата проведения аукциона - 20.04.15), и являются невыполнимыми.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 05.04.2015 г.
Общая начальная (максимальная) цена контракта составляет 197 630 760,60 рублей.
Заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым, считают жалобу необоснованной.
1. В аукционной документации объем подлежащих оказанию услуг по техническому обслуживанию определен и указан в п.9 раздела 3. Техническая часть. В п.4 ч.2 Информационной карты установлена начальная максимальная цена контракта, включающая цену оказания услуг с использованием необходимых товаров. Считают, что требования, установленные п.2 ст.42 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе заказчиком соблюдены. Дополнительно пояснили, что в цену включены только запасные части и расходные материалы стоимостью до 2 500 рублей.
2. Проектом контракта предусмотрено право заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Также и поставщик имеет данное право согласно положениям Гражданского кодекса.
3. Поясняют, что в проекте государственного контракта установлены обязательные условия за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту. Считают невыполнимым установление конкретного размера штрафа, виду отсутствия информации о цене государственного контракта, которая формируется по результатам осуществления процедуры электронного аукциона;
4. Указывают, что аукционная документация извещение содержат требования к обеспечению исполнения государственного контракта, а также размер и порядок предоставления такого обеспечения;
5. Считают, что в аукционной документации имеется инструкция по заполнению первой части заявки;
6. Полагают, что государственным заказчиком при описании объекта закупки использованы нормативно-технические документы, действующие на территории Российской Федерации;
7. Указывают, что государственным заказчиком не устанавливались запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
8. Поясняют, что государственным заказчиком при установлении сроков начала выполнения работ допущена техническая ошибка, которая исправлена путем дачи соответствующего разъяснения положений аукционной документации.
На рассмотрении материалов дела представители заявителя настаивали на обоснованности доводов жалобы в полном объеме.
Дополнительно пояснили, о нарушении прав заявителя, в части объединения в один лот услуг, выполнение которых предусмотрено в военных лечебных учреждениях, расположенных на всей территории восточного военного округа.
Представители государственного заказчика настаивали на необоснованности доводов жалобы по основаниям, указанным в отзыве.
Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о частичной обоснованности доводов жалобы по следующим основаниям.
1. В аукционной документации объем подлежащих оказанию услуг по техническому обслуживанию определен и указан в п.9 раздела 3. Техническая часть. В п.4 ч.2 Информационной карты установлена начальная максимальная цена контракта, включающая цену оказания услуг с использованием необходимых товаров стоимостью до 2 500 рублей. Запасные части к оборудованию свыше указанной суммы в начальную максимальную цену не включены и будут закупаться отдельно, по мере необходимости.
Таким образом, положения ст.42 Закона о контрактной системе к данной закупке не применимы и нарушений по этому доводу не выявлено.
2. В соответствии ч.14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Действительно проектом контракта не предусмотрено право поставщика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, тем не менее, данное право у поставщика имеется в силу положений гражданского кодекса, а также ст.95 Закона о контактной системе.
3. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом, частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
Учитывая вышеуказанное, государственным заказчиком не соблюдены требования ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В данной части жалоба признана обоснованной.
4. В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Пунктом 8 раздела 1 "Инструкция участникам аукциона в электронной форме", пунктом 13 раздела 2 "Информационная карта" аукционной документации, пунктом "Обеспечение исполнения контракта" извещения об электронном аукционе установлены требования к размеру обеспечения исполнения контракта, однако срок и порядок предоставления указанного обеспечения, а также требования к обеспечению исполнения контракта отсутствуют.
В данной части жалоба признана обоснованной.
5. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, помимо иных сведений, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В нарушение требования п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе аукционная документация не содержит инструкцию по заполнению первой части аукционной заявки.
В данной части жалоба признана обоснованной.
6. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В нарушение указанных норм законодательства Заказчик опубликовал документацию с установлением нестандартных требований к объекту закупки, поименованных в п. 7 части III "Техническая часть" аукционной документации с учетом требований п. 4.2.3 части I документации об указании конкретных показателей товара, например:
6.1. В соответствии с позицией 9 "Однорычажные смесители" по показателю "Форма излива" установлено требование "традиционная".
При этом требование к значению не является стандартным, так как указанное значение показателя установлено не в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Обоснования необходимости использования нестандартного требования к показателю в аукционной документации не содержится.
6.2. Так 1000 шт. гаек не может быть установлена на оборудовании заказчика одновременно, следовательно, теоретическая масса 1000 шт. гаек не может являться показателем характеризующем потребность заказчика.
Таким образом, действия государственный заказчик, в части описания объекта закупки, товаров, применяемых при исполнении заявленных услуг, нарушают требования пункта 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В данной части жалоба признана обоснованной.
7. Пункт 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе устанавливает, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Кроме того, пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусматривает в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Статьей 14 Закона о контрактной системе установлено применение национального режима при осуществлении закупок.
Вместе с тем, извещение об осуществлении закупки, документация о закупке данных требований к товару и соответственно к составу заявки не содержат.
Учитывая, что к товарам, указанным в аукционной документации, Правительством Российской Федерации запреты не установлены, комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности в данной части доводов жалобы заявителя.
8. В силу п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе краткое изложение условий контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
06.04.2015 ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" в ответ на запрос N34545 указано, что государственным заказчиком допущена техническая ошибка, в части сроков оказания услуг, и при подготовке аукционной заявки учесть, что услуги необходимо исполнить с 01 мая 2015 года по 01 февраля 2015 года.
При этом, как в извещении об электронном аукционе, так и в документации вышеуказанные недостоверные данные не исправлены, что указывает на нарушение требования п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссия Хабаровского УФАС России усматривает обоснованным довод заявителя об ограничении количества участников закупки, в части объединения в один лот услуг, выполнение которых предусмотрено в военных лечебных учреждениях на всей территории восточного военного округа, что предполагает наличие у исполнителя государственного контракта персонала, оборудования и других материальных ресурсов на всей территории восточного военного округа.
Таким образом, действия государственный заказчик, в части описания объекта закупки, товаров, применяемых при исполнении заявленных услуг, а также объединение в один лот услуг, выполнение которых предусмотрено в военных лечебных учреждениях на всей территории восточного военного округа нарушают требования пункта 1, 2 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В данной части жалоба признана обоснованной.
В соответствии с п. 3.36 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Учитывая, что выявленные нарушения, в части отсутствия в аукционной документации инструкции по заполнению первой части аукционной заявки, включения описания объекта закупки с нарушением требований п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а также неверного указания в аукционной документации, извещении сроков исполнения заявленных работ, услуг, создают препятствия для составления и оформления документов для подачи соответствующей заявки неопределенному кругу заинтересованных лиц, комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания, с целью устранения выявленных нарушений требований Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 7, 33, 64, 66, 67, 99, 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 3.36 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, исходя из материалов дела N7-1/128, комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1 Признать жалобу ООО "Экобалт на положения документации электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений казарменно-жилищного фонда Восточного военного округа (извещение N 0322100027115000069) частично обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика нарушения требований п. 8 ст. 42, п. 2 ч. 1 ст. 64, п.п. 1, 2 ч. 1, ч.3 ст. 33, ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе;
3. Выдать государственному заказчику - ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" предписание об устранении допущенных нарушений требований Закона о контрактной системе.
Председатель комиссии: Е.В. Гуринович
Члены комиссии: Л.В. Самар
В.С. Лозинская
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 апреля 2015 г. N 78
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2015