Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 апреля 2015 г. N 75
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
рассмотрев материалы дела N7-1/128, жалобу ООО "ЭКОБАЛТ" на действия государственного заказчика - ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" при осуществлении государственной закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по санитарному содержанию внутренних помещений и прилегающих территорий зданий и сооружений казарменно-жилищного фонда Восточного военного округа (извещение N0322100027115000068),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившей жалобы, на основании статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона N0322100027115000068 размещено на официальном сайте: www.zakupki.gov.ru в сети Интернет в сроки, предусмотренные статьей 63 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет:
- 171 167 976 рублей 45 копеек.
06, 09, 12 апреля 2015 года государственным заказчиком даны соответствующие разъяснения положений аукционной документации согласно поступившим запросам.
В жалобе заявитель считает, что государственным заказчиком опубликована аукционная документация с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно:
1. в проекте государственного контракта не установлены конкретные размеры штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту;
2. в аукционной документации не установлено требование к обеспечению исполнения государственного контракта;
3. в аукционной документации отсутствует инструкция по заполнению первой части заявки;
4. в аукционной документации установлены нестандартные требования к товарам, применяемым при исполнении заявленных работ;
5. в извещении об электронном аукционе не установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
6. в извещении указаны сроки выполнения работ с 01 апреля 2015 года, что является невыполнимым условием.
В установленные сроки от государственного заказчика - ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" поступили затребованные документы, в том числе мотивированный отзыв по существу поданной жалобы.
1. Поясняют, что в проекте государственного контракта установлены обязательные условия за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту. Считают невыполнимым установление конкретного размера штрафа, виду отсутствия информации о цене государственного контракта, которая формируется по результатам осуществления процедуры электронного аукциона;
2. Указывают, что аукционная документация, извещение содержат требования к обеспечению исполнения государственного контракта, а также размер и порядок предоставления такого обеспечения;
3. Считают, что в аукционной документации имеется инструкция по заполнению первой части заявки;
4. Полагают, что государственным заказчиком при описании объекта закупки использованы нормативно-технические документы, действующие на территории Российской Федерации;
5. Указывают, что государственным заказчиком не устанавливались запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
6. Поясняют, что государственным заказчиком при установлении сроков начала выполнения работ допущена техническая ошибка, которая исправлена путем дачи соответствующего разъяснения положений аукционной документации.
Жалобу считают необоснованной.
На рассмотрении материалов дела представители заявителя настаивали на обоснованности доводов жалобы в полном объеме.
Дополнительно пояснили, о нарушении прав заявителя, в части объединения в один лот услуг, выполнение которых предусмотрено в военных лечебных учреждениях на всей территории восточного военного округа.
Представители государственного заказчика настаивали на необоснованности доводов жалобы по основаниям, указанным в отзыве.
Дополнительно указали, что не считают нарушением требований Закона о контрактной системе объединение в один лот выполнение услуг по санитарному содержанию внутренних помещений и прилегающих территорий зданий и сооружений казарменно-жилищного фонда, расположенных на всей территории Восточного военного округа. Отметили, что на участие в спорной закупке поступило 5 аукционных заявок.
Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о частичной обоснованности доводов жалобы по следующим основаниям.
1. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом, частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
Учитывая вышеуказанное, государственным заказчиком не соблюдены требования ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В данной части жалоба признана обоснованной.
2. В соответствии с частью 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Пунктом 8 раздела 1 "Инструкция участникам аукциона в электронной форме", пунктом 13 раздела 2 "Информационная карта" аукционной документации, пунктом "Обеспечение исполнения контракта" извещения об электронном аукционе установлены требования к размеру обеспечения исполнения контракта, сроку предоставления указанного обеспечения, а также требования к обеспечению исполнения контракта.
Вместе с тем, в извещении об электронном аукционе порядок предоставления обеспечения исполнения контракта не установлен, что нарушает требование п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В данной части жалоба признана частично обоснованной.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, помимо иных сведений, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В нарушение требования п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе аукционная документация не содержит инструкцию по заполнению первой части аукционной заявки.
В данной части жалоба признана обоснованной.
4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В пункте 2 Приложения N1 к государственному контракту "Техническое задание" указано, что при оказании услуг по санитарному содержанию внутренних помещений и прилегающей территории зданий и объектов казарменно-жилищного фонда Восточного военного округа Исполнитель должен соблюдать нормативно-технические требования действующих Санитарных норм и правил, Стандартов и других действующих законодательных и нормативно-технических документов.
Пунктом 7 "Требования к товарам, используемым при исполнении услуг" Приложения N1 к государственному контракту "Техническое задание" установлены требования к материалам, товарам, несоответствующие нормативно-техническим документам, действующим на территории Российской Федерации, например:
- по товару "Мыло хозяйственное" (подпункт 18) установлено требование к Качественному числу "не менее 69 г.", при этом данный показатель рассчитывается на 100 гр. продукта (ГОСТ30266-95), что не указано в технической части;
- по товару "Универсальное обезжиривающее средство" (подпункт 4) установлено требование к качественной характеристике, как "обладать превосходными моющими способностями", такая характеристика не предусмотрены требованиям нормативно-техническим документам;
- по товару "Удобрение для газона" (подпункт 25) государственным заказчиком определены требования к технологии выполнения работ, не относящиеся к объективному описанию функциональных, технических и качественных характеристик товара, который будет использован при производстве этих работ.
Комиссия Хабаровского УФАС России усматривает обоснованным довод заявителя об ограничении количества участников закупки, в части объединения в один лот услуг, выполнение которых предусмотрено в военных лечебных учреждениях на всей территории восточного военного округа, что предпологает наличие у исполнителя государственного контракта персонала, оборудования и других материальных ресурсов на всей территории восточного военного округа.
Таким образом, действия государственного заказчика, в части описания объекта закупки, товаров, применяемых при исполнении заявленных услуг, а также объединение в один лот услуг, выполнение которых предусмотрено в военных лечебных учреждениях на всей территории восточного военного округа, нарушают требования пункта 1, 2 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В данной части жалоба признана обоснованной.
5. Пункт 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе устанавливает, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Кроме того, пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусматривает в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Статьей 14 Закона о контрактной системе установлено применение национального режима при осуществлении закупок.
Вместе с тем, извещение об осуществлении закупки, документация о закупке данных требований к товару и соответственно к составу заявки не содержит.
Учитывая, что к товарам, указанным в аукционной документации, Правительством Российской Федерации запреты не установлены, комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности в данной части доводов жалобы заявителя.
6. В силу п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе краткое изложение условий контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
06.04.2015 ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" в ответ на запрос 0068 N34543 указано, что государственным заказчиком допущена техническая ошибка, в части сроков оказания услуг, и при подготовке аукционной заявки учесть, что услуги необходимо исполнить с 01 мая 2015 года по 01 февраля 2015 года.
При этом, как в извещении об электронном аукционе, так и в документации вышеуказанные недостоверные данные не исправлены, что указывает на нарушение требования п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 3.36 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Учитывая, что выявленные нарушения, в части отсутствия в аукционной документации инструкции по заполнению первой части аукционной заявки, включения описания объекта закупки с нарушением требований п.п. 1, 2 ч. 1, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, а также неверного указания в аукционной документации, извещении сроков исполнения заявленных работ, услуг, создают препятствия для участия в электронном аукционе, составления и оформления документов для подачи соответствующей заявки неопределенному кругу заинтересованных лиц, комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания, с целью устранения выявленных нарушений требований Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 7, 33, 64, 66, 67, 99, 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 3.36 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, исходя из материалов дела N7-1/128, комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭКОБАЛТ" на действия государственного заказчика - ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" при осуществлении государственной закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по санитарному содержанию внутренних помещений и прилегающих территорий зданий и сооружений казарменно-жилищного фонда Восточного военного округа (извещение N 0322100027115000068) частично обоснованной;
2. Признать в действиях государственного заказчика нарушения требований п.п. 2, 8 ст. 42, п. 2 ч. 1 ст. 64, п.п. 1, 2 ч. 1, ч. 3 ст. 33, ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе;
3. Выдать государственному заказчику - ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" предписание об устранении допущенных нарушений требований Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 апреля 2015 г. N 75
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2015