Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22 апреля 2015 г. N 80
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Е.В. Гуринович |
- заместитель руководитель управления |
Члены Комиссии: |
Л.В. Самар |
- начальник отдела контроля закупок |
|
В.С. Лозинская |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Представители заказчика: Куликов Александр Яковлевич, Кваша Андрей Валерьевич, Кукушкин Владимир Леонидович;
от заявителя никто не явился, уведомлены.
рассмотрев материалы дела N 7-1/138 о нарушении заказчиком - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства" Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Спецстрой-Сахалин" на положения документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога А-392 Южно-Сахалинск - Холмск на участке км 41+200 км 43+600 (восстановление изношенных покрытий) (N 0322100004515000042).
По мнению заявителя жалобы, заказчиком ФКУ "Дальуправтодор" при размещении данной закупки грубо нарушены положения Закона о контрактной системе, а именно заказчиком незаконно установлено требование о предоставлении во второй части свидетельства СРО на организацию строительства, а также о допуске к отдельным видам работ, т.к. предмет закупки - выполнение работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения не соответствует работам, предусмотренным Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Кроме того, заказчиком в нарушение ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе установлены требования к оформлению первой части заявки (п.4.2. Аукционной документации: при предоставлении сведений о товарах необходимо руководствоваться ГОСТом 2.105-95). Однако данный ГОСТ не имеет никакого отношения к заполнению первой части заявки, а значит и требование о его использовании установлено незаконно.
В рамках рассмотрения поступившей жалобы на основании статьи 99 Закона о контрактной системе Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 31.03.2015 г.
Общая начальная (максимальная) цена контракта составляет 97 250 740 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе подано две заявки на участие в закупке. Обе признаны соответствующими требованиям электронного аукциона.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона подано два предложения о цене контракта, наименьшее - в размере 78 413 746,30 рублей.
Заказчик считает жалобу необоснованной, представлен мотивированный отзыв, из которого следует, что все требования к участникам выставлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно:
- требование о наличии СРО на определенные виды дорожных работ установлено в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624. Требование СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) необходимо предоставлять т.к. в аукционной документации установлено обязательное условие о привлечении к работам субподрядных организаций из числа малого предпринимательства не менее пятнадцати процентов от общего объема выполняемых работ.
На заседании комиссии представители заказчика подтвердили доводы, изложенные в отзыве, в полном объеме.
Изучив материалы дела и заслушав представителей заказчика, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно п.1 ч.1. ст.31 при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден приказом Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
В соответствии ч.3.1. ст.52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, заказчиком верно установлено требование о предоставлении СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в связи с обязательным условием о привлечении к работам субподрядных организаций из числа малого предпринимательства не менее пятнадцати процентов от общего объема выполняемых работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
Заказчиком установлены требования о наличии СРО на определенные виды дорожных работ в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624. (в случае выполнения работ лично), а именно:
25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог
25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог.
При этом в аукционной документации не указано, что эти требования установлены для случаев выполнения части работ лично подрядчиком.
Исходя из вышесказанного, установив требование о предоставлении СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) наряду с требованием о предоставлении СРО на определенные виды дорожных работ в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 заказчик нарушил п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
2. Согласно ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Заказчик в нарушение вышеуказанной нормы закона обязывает участников закупки при заполнении первой части заявки руководствоваться ГОСТом 2.105-95.
3. В соответствии ч.2 ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Так, выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей требует наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В силу ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Заказчик, не установив дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта работ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, нарушил ч.4 и 5 ст.31, ч.3. ст.64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия Хабаровского УФАС России,
Решила:
1) Признать жалобу ООО "Спецстрой Сахалин" на положения документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога А-392 Южно-Сахалинск - Холмск на участке км
41+200 км 43+600 (восстановление изношенных покрытий) (N 0322100004515000042) частично обоснованной.
2) Признать заказчика нарушившим п.1 ч.1, ч.4, ч.5 ст.31; ч.2 и ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.
3) Выдать государственному заказчику ФКУ "Дальуправтодор" предписание об аннулировании закупки.
Председатель комиссии: Е.В. Гуринович
Члены комиссии: Л.В. Самар
В.С. Лозинская
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22 апреля 2015 г. N 80
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2015