Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 7 мая 2015 г. N 94
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Е.В. Гуринович |
- Заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии: |
М.А. Красногор |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
В.С. Лозинская |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
в присутствии представителей: от заявителя - Бодрова Анна Игоревна, Руднев Виктор Анатольевич; от заказчика - не явились, уведомлены.
рассмотрев материалы дела N 7-1/162 о нарушении заказчиком отделом культуры и средств массовой информации администрации г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края" Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Русский пиротехник" на положения документации электронного аукциона на оказание услуг по организации и проведении фейерверка 12 июна 2015 года в г. Комсомольск-на-Амуре, заказчиком в данной закупке выступает отдел культуры и средств массовой информации администрации г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края" (N 0122300014715000005).
По мнению заявителя, аукционная документация вышеуказанной закупки содержит следующие нарушения Закона о контрактной системе.
- документация содержит невыполнимые требования в части шаров калибра 70 мм. Заявитель утверждает, что шаров с таким калибром не существует;
- заказчиком не установлено требование к обеспечению исполнения контракта;
- при формировании НМЦ контракта использовано только два коммерческих предложения, однако в соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития заказчик должен производить расчет НМЦ на основании как минимум трех коммерческих предложений;
- в проекте контракта не установлены конкретные размеры штрафов за ненадлежащие исполнение обязательств по контракту;
В рамках рассмотрения поступившей жалобы на основании статьи 99 Закона о контрактной системе Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 21.04.2014 г.
Общая начальная (максимальная) цена контракта составляет 470 000 рубля.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 30.04.2015 г. победителем признано ООО "Фиеста".
Заказчиком представлены все необходимые для проведения проверки документы, в том числе мотивированный отзыв, в соответствии с которым считают жалобу необоснованной. Поясняют, что шар калибра 70 мм равнозначен шару 2.75 дюйма, которые в свою очередь активно представлены в сети "ИНТЕРНЕТ". Прилагают скрины с различных сайтов по продаже этого товара.
На заседании комиссии Хабаровского УФАС России представители заявителя настаивали на обоснованности доводов жалобы. Пояснили, что на территории России существует ассоциация "РАПИД-фейерверк". В данную ассоциацию входят компании, занимающиеся производством фейерверков. Согласно системе стандартизации изделий фейерверочных и пускового оборудования к ним, разработанной этой ассоциацией, шары калибра 70 мм. не в входят в таблицу имеющихся калибров, а значит и не существуют.
Изучив материалы дела и заслушав представителей заявителя, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Некоммерческая организация "Российская пиротехническая ассоциация "РАПИД-Фейерверк" (Российская пиротехническая ассоциация) - саморегулируемая организация, объединяющая предприятия, выполняющие работы в области производства продукции специального назначения, фейерверочных и прочих пиротехнических изделий гражданского назначения, зарегистрированная в г. Сергиев Посад (Московская область) и получившая статус СРО 07 мая 2010 года.
Система стандартизации изделий фейерверочных и пускового оборудования к ним, разработанная этой ассоциацией, распространяется только на компании производящие пиротехническую продукцию, входящие в данную ассоциацию.
Однако, кроме продукции компаний, состоящих в ассоциации "РАПИД-фейерверк" на рынке представлена продукция других производителей пиротехники, в том числе и иностранного производителя.
Стандарт ассоциации не является обязательным для всех компаний без исключения и отсутствие шаров калибра 70 мм в данном стандарте не означает его отсутствие на рынке пиротехнических изделий.
Кроме того, в материалах дела имеется накладная ООО "Фиеста" о поставке шаров заказчику требуемого калибра ранее.
В данной части жалоба признана необоснованной.
2. В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Пунктом 24 раздела 11 "Информационная карта" аукционной документации, "Условия заключения контракта" извещения об электронном аукционе установлены требования к размеру обеспечения исполнения контракта, а также реквизиты заказчика, однако срок и порядок предоставления указанного обеспечения, а также требования к обеспечению исполнения контракта отсутствуют.
В данной части жалоба признана обоснованной.
3. В данной закупке при определении начальной максимальной цены контракта заказчик использовал метод сопоставимых рыночных цен.
Согласно ст. 2-5 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Согласно письму Министерства экономического развития для определения НМЦ контракта рекомендуется использовать не менее трех коммерческих предложений. Однако, стоит отметить что данный документ носит рекомендательный характер и не является обязательным для применения.
В аукционной документации имеется обоснование начальной максимальной цены контракта.
В данной части жалоба признана необоснованной.
4. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом, частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
Учитывая вышеуказанное, государственным заказчиком не соблюдены требования ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В данной части жалоба признана обоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Русский пиротехник" на положения документации электронного аукциона на оказание услуг по организации и проведении фейерверка 12 июна 2015 года в г. Комсомольск-на-Амуре (извещение N0122200002515001811) частично обоснованной.
2. Признать заказчика отдел культуры и средств массовой информации администрации г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края" нарушившим ч. 4 ст. 34, п.8 ст.42 Закона о контрактной системе
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений в части отсутствия в проекте контракта размеров штрафов за ненадлежащее исполнение условий контракта.
Председатель комиссии: Е.В.Гуринович
Члены комиссии: М.А. Красногор
В.С. Лозинская
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 7 мая 2015 г. N 94
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2015