Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 апреля 2015 г.
Резолютивная часть оглашена 23.04.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОН" (далее - ООО "РЕГИОН", Общество, Заявитель) на действия комиссии при проведении запроса котировок на оказание услуг по реализации арестованного имущества (N 0128100004015000005), в открытом заседании, в присутствии представителя заказчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области (далее - ТУ Росимущества во Владимирской области, Заказчик) <_> (доверенность <_>).
Заявитель - ООО "РЕГИОН", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление N 04/1897-пвв от 17.04.2015), явку своего представителя не обеспечило.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
16 апреля 2015 года во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "РЕГИОН" на действия комиссии при проведении запроса котировок на оказание услуг по реализации арестованного имущества (N 0128100004015000005).
Заявитель в своей жалобе указал следующее.
ООО "РЕГИОН" приняло участие в запросе котировок на оказание услуг по реализации арестованного имущества (N 0128100004015000005).
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 13.04.2015 N0128100004015000005, победителем признан участник - Индивидуальный предприниматель <_>, с предложением цены контракта 0 (ноль) рублей 01 (одна) копейка.
В своей котировочной заявке ООО "РЕГИОН" указало цену 00 (ноль) рублей 00 (ноль) копеек.
Котировочная заявка ООО "РЕГИОН" была отклонена котировочной комиссией по причине отсутствия предложения о цене контракта.
По мнению Заявителя, отклонение заявки ООО "РЕГИОН" является неправомерным.
В соответствии со ст. 72 Закона о контрактной системе в сфере закупок под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
На основании п. 2 ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок, определено, что котировочная заявка должна содержать, в том числе, цену товара, работы, услуги.
Частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Положения ч.1 ст.42, ч.1 ст.73 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусматривают наличие твердой цены контракта при размещении закупки.
Согласно пункту 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. При этом Закон о контрактной системе в сфере закупок и Гражданский кодекс Российской Федерации не исключают возможности заключения безвозмездного договора оказания услуг в результате размещения заказа путем запроса котировок. Закон о контрактной системе в сфере закупок не содержит ограничений на заключение безвозмездного договора (контракта) оказания услуг при указанном способе размещения заказа.
Цена не является существенным условием договора возмездного оказания услуг.
Указание в котировочной заявке ООО "РЕГИОН" на безвозмездность оказания услуг, являющихся предметом размещения закупки не нарушает требований действующего законодательства о контрактной системе, и не могло являться основанием для отклонения котировочной комиссией заявки ООО "РЕГИОН".
Также Заявитель указывает на то, что положения документации об аукционе не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок, начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения различных методов, чтобы с его стороны исполнение размещения заказа было признано добросовестным.
Согласно таблице расчета НМЦК закупки N 0128100004015000005, которая является приложением N3 к документации, определение начальных цен для закупки заказчик произвел на основании предложений от трех поставщиков, названий которых не приведено.
Согласно ч.3 ст. 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при применении метода сопоставимых рыночных цен информация о ценах услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий оказания услуг.
В соответствии с п. 5 ст. 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в целях применения метода сопоставимых рыночных цен используется общедоступная информация о рыночных ценах услуг, информация о ценах услуг, полученная по запросу заказчика у исполнителей, осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Предложения, на основе которых сформированы заявки котировок, обезличены, о чем свидетельствуют названия поставщиков, давших предложения по ценам: "поставщик услуг 1", "поставщик услуг 2", "поставщик услуг 3". Отсутствие наименований поставщиков не позволит удостовериться в том, выполняют ли данные организации эти виды услуг. Кроме того, предложения поставщиков сильно разнятся, что вызывает большие сомнения в наличии у Заказчика добросовестно полученных предложений и намерений закупить товар (получить услуги) в конкурентной среде.
Указанные выше обстоятельства обезличенности источников информации, послуживших основой для формирования начальных (максимальных) цен закупки, не представляют собой общедоступные сведения, а, следовательно, не отвечают требованиям ч.18 ст.22 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Также Заказчиком нарушены положения ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок, предусматривающей обязанность заказчика в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта установить требование об обеспечении исполнения контракта, а также требования ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которыми в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок, поскольку в проекте контракта заказчиком не отражено требование по обеспечению исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок (антидемпинговые меры).
Представитель заказчика по основаниям отклонения заявки Общества заявил следующее.
06.04.2015 Заказчиком было размещено извещение N 0128100004015000005 с начальной (максимальной) ценой контракта 47 704,16 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 13.04.2015 года на участие в запросе котировок поступило 3 заявки, в отношении заявки ООО "Регион" указано, что она не соответствует требованиям и подлежит отклонению в соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно, в связи с отсутствием в котировочной заявке предложения о цене контракта.
В соответствии со статьей 72 Закона о контрактной системе в сфере закупок, под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно части 6 статьи 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и, в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
Частью 2 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрены обязательные требования, которые предъявляются к содержанию котировочной заявки.
Пунктом 4 части 2 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заявка на участие в запросе котировок должна в обязательном порядке содержать предложение о цене контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В котировочной заявке, поданной ООО "Регион", отсутствовала информация о цене контракта, а именно цена контракта была установлена в размере 0,00 рублей, в связи с чем, указанная котировочная заявка была отклонена и не рассмотрена.
Согласно доводам, изложенным в жалобе ООО "Регион", указанное действие заказчика является необоснованным, поскольку указание в котировочной заявке на безвозмездность оказание услуг, являющихся предметом размещения закупки, не нарушает требований действующего законодательства о контрактной системе, и не могло являться основанием для отклонения котировочной заявки ООО "Регион".
ТУ Росимущества во Владимирской области по данному доводу поясняет следующее.
Согласно части 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
Возмездным является договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей (часть 1 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из содержания документации о проведении запроса котировок предметом являлось заключение договора на оказание услуг.
В данном случае размещается государственный заказ на оказание услуг. Целью размещения заказа является получение услуги, для чего заказчик располагает определенной суммой денежных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Указанные нормы права, а так же анализ содержания извещения о проведении запроса котировок, в том числе проекта государственного контракта, позволяют сделать вывод о том, что государственный контракт, заключение которого должно явиться результатом проведения запроса котировок, необходимо расценить, как договор возмездного оказания услуг.
Участник, предложивший значение цены контракта, равное нулю, фактически является участником, предложившим заключить безвозмездный договор, и, соответственно, - не предложившим цену, поскольку безвозмездность не предполагает наличие цены.
Безвозмездный договор не может иметь такого существенного условия, как цена договора.
Согласно части 6 статьи 78 Закона победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги.
Следовательно, учитывая то, что изначально заключению подлежал договор возмездного оказания услуг (что также следует из проекта государственного контракта, содержащего условия и порядок оплаты), а заявитель намеревался заключить безвозмездный договор, наличие в заявке данного участника размещения заказа сведений о цене контракта в размере 0,00 рублей, было расценено котировочной комиссией как отсутствие информации о цене контракта.
По мнению Заказчика, довод заявителя жалобы о праве сторон заключить безвозмездный договор согласно части 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации является необоснованным, поскольку возможность заключения безвозмездного договора предполагает наличие воли двух сторон.
Вместе с тем доказательств, подтверждающих намерение ТУ Росимущества по Владимирской области заключить безвозмездный договор, заявителем жалобы не представлено.
Кроме того, определяя возможность заключения безвозмездного договора, необходимо руководствоваться предметом предполагаемого к заключению договора.
Контракт на совершение действий по реализации арестованного имущества является договором возмездного оказания услуг, а отношения сторон регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1.1. проекта государственного контракта заказчик поручает, а исполнитель обязуется на условиях установленных настоящим контрактом, письменными поручениями и указаниями заказчика за вознаграждение оказывать от его имени услуги по реализации арестованного имущества на торгах и комиссионных началах.
Порядок реализации арестованного имущества установлен законодательством об исполнительном производстве.
В соответствии с частью 8 статьи 87 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" цена, по которой специализированная организация предлагает имущество покупателям, не может быть меньше стоимости имущества, указанной в постановлении об оценке имущества должника. Денежные средства, полученные от реализации арестованного имущества, включая дополнительно полученную выгоду, перечисляются на счета отдела судебных приставов.
Соответственно, оказание услуги по реализации арестованного имущества не предполагает возможности получения какого-либо дохода специализированной организацией непосредственно от реализации имущества. Вместе с тем, специализированная организация обязана обеспечить прием имущества на реализацию, обеспечить его хранение, разместить информацию в информационно-коммуникационных сетях общего пользования (сети Интернет, печатных изданиях), провести торги, что влечет за собой определенные расходы исполнителя.
Соответственно, услуги по реализации арестованного имущества по своему характеру не могут являться безвозмездными.
Кроме того, ООО "Регион" заявляет о нарушениях, выявленных в самой документации о проведении запроса котировок, а именно, заказчиком нарушены положения части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок, предусматривающей обязанность заказчика в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта установить требование об обеспечении исполнения контракта, а также требования части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которыми в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
ТУ Росимущества во Владимирской области утверждает, что в извещении о проведении запроса котировок N 0128100004015000005 и в проекте контракта содержится информация об установлении заказчиком обеспечения исполнения контракта в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 14 311,25 рублей (пункт 33 извещения, пункт 8 проекта контракта).
Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Статьей 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрены антидемпинговые меры, согласно которым если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Соответственно, положения статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок распространяются только на закупки, проведенные путем аукциона или конкурса.
Тем самым, ТУ Росимущества во Владимирской области проводилась закупка путем запроса котировок, на которую меры, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок не распространяются.
Таким образом, доводы заявителя жалобы в этой части необоснованные и не соответствуют нормам действующего законодательства.
Также ООО "Регион" указывает на нарушения в документации о проведении запроса котировок, заключающиеся в неуказании в приложении N 3 документации (обоснование начальной (максимальной) цены контракта) наименования поставщиков, сделавших предложения по цене контракта.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- нормативный метод;
- тарифный метод;
- проектно-сметный метод;
- затратный метод.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Частью 3 указанной статьи установлено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе в сфере закупок не устанавливает обязанность заказчика указывать при применении соответствующего метода реквизиты и наименование поставщиков, сделавших предложения по цене, о чем свидетельствует и правоприменительная практика (письмо ФАС России от 01.06.2012 N АГ/17357).
Если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения, заказчик (уполномоченный орган) при обосновании начальной (максимальной) цены контракта вправе не указывать фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, предоставивших соответствующую информацию. При этом полученные от поставщиков ответы должны храниться вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.
На основании изложенного, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области считает, что жалоба ООО "Регион" удовлетворению не подлежит.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 72 Закона о контрактной системе в сфере закупок, под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
На основании ч. 6 ст. 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
В соответствии с ч. 7 ст. 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Согласно п.2 ч.3 ст. 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать в том числе предложение о цене контракта.
В соответствии с ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Комиссия Владимирского УФАС России полагает, что ценовое предложение, содержащееся в котировочной заявке, в размере 0 руб. 00 коп., не может быть оценено. Цена является существенным условием контракта, и заключить его по цене 0 руб. 00 коп, невозможно и, следовательно, необходимо расценивать действия такого участника закупки как подачу котировочной заявки без цены, что не соответствует требованиям, установленным частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, отклонение заявки ООО "РЕГИОН" котировочной комиссией является правомерным и обоснованным.
Проведя внеплановую проверку содержания извещения о проведении запроса котировок, в части его соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России не обнаружила нарушений норм Закона о контрактной системе в сфере закупок в его положениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕГИОН" на действия комиссии при проведении запроса котировок на оказание услуг по реализации арестованного имущества (N 0128100004015000005) по доводам, указанным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 апреля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2015