Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 27 апреля 2015 г.
Резолютивная часть оглашена 27.04.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) рассмотрела жалобу Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Институт государственного и корпоративного управления" (далее - АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления", Заявитель) на действия комиссии при проведении запроса котировок на оказание образовательных услуг (повышение квалификации среднего медицинского персонала) по циклу усовершенствования "Сестринское дело в педиатрии" (N извещения 0328300090815000027), в открытом заседании, в присутствии представителя заявителя: АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления" <_> (доверенность <_>), представителей заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Ковровская городская больница N 2" (далее - ГБУЗ ВО "Ковровская городская больница N 2", заказчик) <_> (доверенность <_>), <_> (доверенность <_>).
В ходе рассмотрения дела Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления" на действия комиссии при проведении запроса котировок на оказание образовательных услуг (повышение квалификации среднего медицинского персонала) по циклу усовершенствования "Сестринское дело в педиатрии" (N извещения 0328300090815000027).
В своей жалобе заявитель указывает, на неправомерное и необоснованное, по его мнению, отклонение заявки АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления" от участия в запросе котировок.
Как указывает заявитель, на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее по тексту - Официальный сайт) содержится информация о соответствии заявки АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления" требованиям извещения о проведении запроса котировок, однако заявка отклонена котировочной комиссией от участия в закупке по неизвестным заявителю причинам.
Установить причину отклонения котировочной заявки заявителя не представляется возможным, так как до настоящего времени протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок не размещен на Официальном сайте.
Заявитель полагает, что у котировочной комиссии отсутствовали правовые основания для отклонения его заявки от участия в закупке.
Более того, заказчик, котировочная комиссия в нарушение требований Закона о контрактной системе в сфере закупок не разместили протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок.
В обоснование правомерности действий котировочной комиссии, представитель заказчика указал на следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 8 ст. 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок котировочная комиссия рассмотрела и оценила котировочные заявки участников и оформила протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 17.04.2015 N П1 для закупки 0328300090815000027 с обоснованием причин отклонения заявки Заявителя.
В ходе ознакомления с жалобой АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления", заказчиком было выявлено, что приложение "ZK" документации о проведении запроса котировок, размещенное на Официальном сайте, не соответствует извещению N 0328300090815000027 от 08.04.2015, которое было заполнено заказчиком на Официальном сайте.
В разделе "Место доставки товара (выполнения работы или оказания услуги)" извещения о проведении запроса котировок, приложения "ZK" документации о проведении запроса котировок установлено следующее требование: "На базе Исполнителя, но не далее 60 километров от местонахождения Заказчика".
Также данное требование установлено заказчиком в п. 4 формы котировочной заявки.
На основании установленных требований, котировочная комиссия отклонила заявку АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления", т.к. она не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, а именно в котировочной заявке заявителя в п. 4 указано место оказания услуги - Российская Федерация, Владимирская область, г. Ковров, ул. Первомайская, д. 23, отдел государственного заказа и договоров.
Заказчик поясняет, что котировочная комиссия руководствовалась извещением о проведении запроса котировок приложением "ZK" документации о проведении запроса котировок.
Таким образом, в действиях заказчика и котировочной комиссии отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, заказчик признает, что извещение о проведении запроса котировок допускает неоднозначность толкования её положений и требует уточнения.
Заказчик поясняет, что протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок, в котором отражены результаты рассмотрения двух заявок на участие в рассматриваемом запросе котировок не был своевременно размещен на Официальном сайте.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, оценив имеющиеся доказательства в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
08.04.2015 на Официальном сайте заказчиком опубликовано извещение о проведении запроса котировок на оказание образовательных услуг (повышение квалификации среднего медицинского персонала) по циклу усовершенствования "Сестринское дело в педиатрии" (N извещения 0328300090815000027).
Начальная цена контракта составляет 223200,09 рублей.
Дата и время начала подачи заявок на участие в проведении запроса котировок: 09.04.2015 08:00.
Дата и время окончания подачи котировочных заявок: 17.04.2015 15:00.
Дата и время проведения вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников запроса котировок: 17.04.2015 15:00.
В силу части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:
- информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
- форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа;
- место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок;
- информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта;
- информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона;
- преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Часть 3 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусматривает, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
- согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
- предложение о цене контракта;
- документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
- декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
- документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.
В свою очередь, часть 4 указанной статьи Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит о том, что требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.
Частью 7 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определено, что котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
До окончания срока подачи котировочных заявок, на участие в закупке подано две заявки: заявка ГБОУ СПО ВО "Владимирский базовый медицинский колледж" и заявка АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления".
По результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок, отраженным в протоколе от 17.04.2015 N П1 (копия протокола представлена заказчиком в материалы дела) котировочная комиссия приняла решение об отклонении от участия в запросе котировок заявки АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления".
В качестве причины отклонения указанной заявки указано: "место оказания услуги, прописанное в заявке не соответствует требованиям заказчика, указанным в извещении о проведении запроса котировок согласно п. 7 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заявка ГБОУ СПО ВО "Владимирский базовый медицинский колледж" признана соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок.
Проанализировав котировочную заявку АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления", Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о ее неправомерном отклонении котировочной комиссией.
Заявка АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления" содержит согласие на оказание необходимой заказчиком услуги, как того требует часть 3 статьи 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
А также в п. 4 заявки АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления" указано место доставки товара (выполнения работы или оказания услуги) согласно извещению о проведении запроса котировок, размещенному на Официальном сайте.
Таким образом, указанное в протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок основание отклонения котировочной заявки Института является несостоятельным.
Однако ввиду того, что извещение о проведении запроса котировок допускает неоднозначность толкования её положений, а именно приложение "ZK" извещения о проведении запроса котировок, размещенное на Официальном сайте, не соответствует извещению N 0328300090815000027 от 08.04.2015, которое было заполнено заказчиком на Официальном сайте, а также на основании того, что котировочная комиссия руководствовалась извещением о проведении запроса котировок приложением "ZK" документации о проведении запроса котировок, Комиссия Владимирского УФАС считает, что котировочная комиссия была введена в заблуждение заказчиком.
Кроме того, Комиссия Владимирского УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки установила следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В нарушение требований части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок форма котировочной заявки, являющаяся приложением к извещению о проведении запроса котировок, предполагает указание участником закупки (при проведении запроса котировок на оказание услуги) наименования объекта закупки, описания объекта закупки, количества товара, места поставки товара (выполнения работы, оказания услуги), срока поставки товара (завершения работы или оказания услуги).
Часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит о том, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В нарушение указанного законоположения, в столбце "Количество" табличной формы раздела "Объект закупки" извещения о проведении запроса котировок, сформированного функционалом Официального сайта указано: "27", в то время как в столбце "Количество человек" табличной формы приложения N 2 к извещению о проведении запроса котировок, сформированному заказчиком в виде отдельного документа, указано "26".
Кроме того, применение такого понятия, как "УСЛ ЕД" в рассматриваемом случае не способствует однозначному толкованию требований заказчика к объекту закупки.
Раздел "Место доставки товара, выполнения работы, оказания услуги" извещения о проведении запроса котировок, сформированного посредством Официального сайта, содержит следующую информацию: "Российская Федерация, Владимирская обл., Ковров г., ул. Первомайская,23 отдел государственного заказа и договоров".
В свою очередь, раздел "Место доставки товара (выполнения работы или оказания услуги)" извещения о проведении запроса котировок, сформированного заказчиком в виде отдельного документа, содержит информацию: "На базе Исполнителя, но не далее 60 километров от местонахождения Заказчика".
Помимо фактического различия информации о месте оказания услуги, отраженной в рассматриваемых извещениях, информация о месте оказания услуги, отраженная в извещении о проведении запроса котировок, сформированном посредством Официального сайта, предполагает вывод о том, что требуемая заказчиком услуга может быть оказана исключительно в г. Коврове, ул. Первомайская, 23, отдел государственного заказа и договоров.
Таким образом, следует вывод о необъективном описании заказчиком объекта закупки.
Часть 2 статьи 77 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусматривает, что заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.
Часть 1 статьи 78 указанного Федерального закона гласит о том, что котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок, которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
В извещении о проведении запроса котировок в нарушение части 2 статьи 77 и части 1 статьи 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок время окончания подачи котировочных заявок и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок совпадают, что позволяет сделать вывод о том, что процедура вскрытия конвертов с котировочными заявками начинается до истечения времени подачи котировочных заявок.
Часть 8 статьи 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок предполагает, что результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок), предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в единой информационной системе.
В нарушение указанного законоположения, протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок, подписанный членами котировочной комиссии, с обоснованием причин отклонения котировочной заявки АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления" (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует заявка на участие в запросе котировок, предложения, содержащегося в заявке на участие в запросе котировок, не соответствующего требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявки на участие в запросе котировок), до настоящего времени не размещен на Официальном сайте.
Согласно ч. 2 ст. 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Пунктами 6-8 Правил установлены формула и порядок расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом.
В проекте контракта на оказание образовательных услуг (повышение квалификации среднего медицинского персонала) по циклу усовершенствования "Сестринское дело в педиатрии" (N извещения 0328300090815000027) не установлены формула и порядок расчета пени, в соответствии с пунктами 6-8 Правил.
Таким образом, данный проект контракта требует внесения изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНО ДПО "Институт Государственного и корпоративного управления" на действия комиссии при проведении запроса котировок на оказание образовательных услуг (повышение квалификации среднего медицинского персонала) по циклу усовершенствования "Сестринское дело в педиатрии" (N извещения 0328300090815000027) частично обоснованной (в части несвоевременного размещения на Официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок).
2. Признать заказчика - ГБУЗ ВО "Ковровская городская больница N 2" нарушившим требования части 1 статьи 33, статьи 34, части 3 статьи 73, части 2 статьи 77, части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать заказчику, котировочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 27 апреля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2015