Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 27 марта 2015 г.
Резолютивная часть оглашена 27.03.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Владимирского УФАС России)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ПК-сервис" (далее - ООО "ПК-сервис", Общество, Заявитель) на действия комиссии при проведении запроса котировок на оказание услуг по реализации арестованного имущества (N извещения 0128100004015000003), в открытом заседании, в присутствии представителей заявителя - ООО "ПК-сервис" <_> (доверенность от 25.03.2015 N 3), заказчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области (далее - ТУ Росимущества во Владимирской области, Заказчик) <_> (доверенность от 20.02.2015 N 46).
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
23.03.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ПК-сервис" на действия комиссии при проведении запроса котировок на оказание услуг по реализации арестованного имущества (N извещения 0128100004015000003).
Заявитель в своей жалобе указал следующее.
Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 13.03.2015 для закупки N 0128100004015000003, победителем признано ООО "Алеф Групп", предложившее цену контракта 0,01 рублей.
Заявитель считает, что данное решение комиссии противоречит основным принципам Закона о контрактной системе в сфере закупок. Ценовое предложение в одну копейку не соответствует реальным рыночным ценам за подобную услугу. Ценовое предложение в одну копейку лишает ООО "ПК-сервис" возможности конкурировать с участником, предлагающим такую цену.
В обоснование правомерности действий котировочной комиссии представитель ТУ Росимущества во Владимирской области заявил следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе в сфере закупок 06.03.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0128100004015000003 с начальной (максимальной) ценой контракта 47704,16 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 13.03.2015 на участие в запросе котировок поступило 4 заявки, в отношении заявки ООО "ПК-сервис" указано, что она "соответствует требованиям".
Победителем запроса котировок признано ООО "Алеф Групп", предложившее наименьшую цену контракта в размере 0,01 рублей.
Согласно части 6 статьи 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги.
Котировочная заявка ООО "Алеф Групп" содержала лучшее предложение по цене, соответственно, указанное юридическое лицо было признано победителем запроса котировок.
ООО "ПК-сервис" усматривает в указанных действиях Заказчика нарушения основных принципов обеспечения конкуренции, предусмотренных Законом о контрактной системе в сфере закупок, а именно, по мнению Заявителя жалобы, ценовое предложение в одну копейку явно не соответствует реальным рыночным ценам за подобную услугу.
ТУ Росимущества во Владимирской области не согласно с указанными доводами ООО "ПК-сервис" в связи со следующим.
Согласно части 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
Возмездным является договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей (часть 1 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из содержания документации о проведении запроса котировок предметом являлось заключение договора на оказание услуг.
В данной ситуации осуществляется закупка на оказание услуг. Целью закупки является получение услуги, для чего Заказчик располагает определенной суммой денежных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Указанные нормы права, а так же анализ содержания извещения о проведении запроса котировок, в том числе проекта государственного контракта, позволяют сделать вывод о том, что государственный контракт, заключение которого должно явиться результатом проведения запроса котировок, необходимо расценить, как договор возмездного оказания услуг.
Ценовое предложение, равное 0,01 рублей, предполагает возмездность договора и является наилучшим ценовым предложением по сравнению с ценой контракта, предложенной остальными участниками запроса котировок.
Соответственно, действия комиссии по рассмотрению котировочных заявок в части признания победителем запроса котировок ООО "Алеф Групп" являются правомерными и не нарушают требования действующего законодательства.
На основании вышеизложенного представитель ТУ Росимущества во Владимирской области считает жалобу ООО "ПК-сервис" необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 72 Закона о контрактной системе в сфере закупок под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.
На основании части 6 статьи 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
Комиссия Владимирского УФАС России, проанализировав заявку ООО "Алеф Групп" на участие в запросе котировок N 0128100004015000003, установила следующее.
ООО "Алеф Групп" предложило цену контракта - 0,01 рублей.
По мнению Комиссии Владимирского УФАС России, цена контракта равная 0,01 рублей является положительной и может считаться надлежащим исполнением ООО "Алеф Групп" требования о предложении цены контракта.
Следовательно, котировочная комиссия, действуя в пределах своих полномочий, правомерно признала победителем запроса котировок ООО "Алеф Групп", заявка которого соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена услуги.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки Комиссией Владимирского УФАС России было установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 74 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Извещение о проведении запроса котировок N 0128100004015000003 размещено на официальном сайте 06.03.2015 14:55. Дата и время начала подачи котировочных заявок - 06.03.2015 15:00. Следовательно, датой начала подачи заявок должно считаться 07.03.2015.
Согласно извещению о проведения запроса котировок N 0128100004015000003 дата и время окончания подачи заявок - 13.03.2015 14:00; дата и время проведения вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок - 13.03.2015 14:00.
Фактически время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок началось в соответствии с установленным в извещении временем окончания подачи котировочных заявок, то есть в 14 часов 00 минут 13.03.2015.
Котировочная комиссия начала работу фактически в момент действия срока подачи заявок для участия в запросе котировок, что сократило установленный извещением срок подачи заявок.
Также Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о несоответствии проекта контракта требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частями 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, и размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
В соответствии с частями 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В силу пунктов 2,3 Правил размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами. Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или её значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В проекте государственного контракта размер штрафа не установлен в виде фиксированной суммы, а также не предусмотрен размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Тем самым, проект государственного контракта составлен с нарушением требований частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 2,3 Правил.
Следовательно, извещение о проведении запроса котировок и проект контракта требуют необходимых изменений в целях исключения возможности нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПК-сервис" на действия комиссии при проведении запроса котировок на оказание услуг по реализации арестованного имущества (N извещения 0128100004015000003) по доводам, указанным в ней, необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования частей 5,8 статьи 34, части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать заказчику, котировочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 27 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2015