Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 31 марта 2015 г.
Резолютивная часть оглашена 31.03.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Медика-Сервис" на положения документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту рентгеновского оборудования для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центр специализированной фтизиопульмонологической помощи" (номер извещения 0128200000115002161).
27 марта 2015 года в рамках рассмотрения дела Г 213-04/2015 Комиссией был объявлен перерыв до 31.03.2015.
27.03.2015 на заседании Комиссии Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок присутствовали представитель уполномоченного органа - Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - уполномоченный орган) <_> (доверенность <_>), представители заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центр специализированной фтизиопульмонологической помощи" (далее - ГБУЗ ВО "Центр специализированной фтизиопульмонологической помощи", Заказчик) Волченков <_> (приказ <_>), <_> (доверенность <_>), представитель Общества с ограниченной ответственностью "Медика-Сервис" (далее - ООО "Медика-Сервис", Заявитель, Общество) <_> (доверенность <_>).
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
24.03.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Медика-Сервис" на положения документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту рентгеновского оборудования для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центр специализированной фтизиопульмонологической помощи" (номер извещения 0128200000115002161).
В жалобе заявитель указал на следующие обстоятельства.
17.03.2015 Заказчиком было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0128200000115002161 на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту рентгеновского оборудования для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центр специализированной фтизиопульмонологической помощи".
Согласно аукционной документации, а именно информационной карты пункта 45 - документы и информация, необходимые для подтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленным в п. 1,2,4,5,6,7 части 5 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ, отсутствует требование к участнику закупки о предоставлении в составе заявки копии лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
В приложении N1 к информационной карте в пунктах 1-10 указано рентгеновское оборудование, которое является источниками ионизирующего излучения. В Федеральном законе от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлении Правительства РФ от 02.04.2012 г. N278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) указано, что лицензируемая деятельность включает техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих).
В письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (РОСПОТРЕБНАДЗОР) от 21.02.2014 г. N01/1886-14-31 "О лицензировании" указано, что организации, осуществляющие производство и техническое обслуживание источников ионизирующего излучения для медицинских рентгенологических исследований, должны иметь лицензию на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) в части выполнения работ по производству и техническому обслуживанию источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Общество направляло заказчику запросы на разъяснения положений документации об электронном аукционе, однако, заказчик на запросы однозначно отвечает, что требование о наличии у участника размещения заказа лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) включать в перечень документов, указанных в п. 45 информационной карты электронного аукциона не будет.
Заявитель считает, что отсутствие требования к участнику закупки о предоставлении в составе заявки копии лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) противоречит положениям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", а именно: пункт 1 части 1 статьи 31, где указано, что "при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки".
Таким образом, Общество считает, что Заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
Представитель уполномоченного органа в обоснование правомерности действий аукционной комиссии заявил следующее.
Документация о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту рентгеновского оборудования для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центр специализированной фтизиопульмонологической помощи" (номер извещения 0128200000115002161) утверждена приказом главного врача ГБУЗ ВО "Центр специализированной фтизиопульмонологической помощи" от 12.02.2015 N 37.
В соответствии п. 2.1.12 Порядка взаимодействия, уполномоченный орган осуществляет размещение в единой информационной системе документации об электронном аукционе.
Согласно п. 2.1.8 Порядка взаимодействия, указанные документы рассмотрены в части установления требований к участникам закупок, условий исполнения контракта на соответствие Закону о контрактной системе в сфере закупок и размещены уполномоченным органом на официальном сайте 17.03.2015, реестровый номер электронного аукциона N 0128200000115002161.
Исходя из изложенного, департамент считает, что нарушений законодательства при опубликовании закупки N 0128200000115002161 не допущено.
Представители заказчика по доводам жалобы пояснили следующее.
17.03.2015 Заказчиком было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0128200000115002161 на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту рентгеновского оборудования для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центр специализированной фтизиопульмонологической помощи".
Заказчиком в п. 45 документации в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 и п. 1. ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлены единые требования к участникам: предоставление в составе заявки копии лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
19.03.2015 г. и 20.03.2015 г. поступили запросы на разъяснение положений документации об электронном аукционе, об отсутствии в составе заявки на участие в электронном аукционе копии лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 г. N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)", письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (РОСПОТРЕБНАДЗОР) от 21.02.2014 г. N 01/1886-14-31 "О лицензировании": "организации осуществляющие производство и техническое обслуживание источников ионизирующего излучения для медицинских рентгенологических исследований, должны иметь лицензию на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)".
Заказчик в разъяснениях на запрос сообщил о том, что требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе копии лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) является незаконным, так как сфера действия Постановления Правительства РФ от 02.04.2012 г. N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" не распространяется на случаи, если эти источники используются в медицинской деятельности.
Статья 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) устанавливает виды услуг, подлежащих лицензированию.
Согласно пункту 39 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Для медицинской деятельности исключение в вышеназванном Законе сделано в связи с тем, что использование источников ионизирующего излучения в области медицины (рентгенология) лицензируется в порядке, предусмотренном для лицензирования медицинской деятельности. Так, в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию. Порядок лицензирования медицинской деятельности определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291. В соответствии с пунктом 3 этого Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению. Согласно этому приложению в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены, в том числе работы (услуги) по рентгенологии. Таким образом, лицензированию подлежит медицинская деятельность, включая осуществление конкретных видов деятельности, в том числе работы (услуги) по рентгенологии, которые указываются в соответствующей лицензии.
В силу статьи 10 Федерального закона от 09.01.1996 N З-ФЗ "О радиационной безопасности населения" научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" определяет Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)".
В силу пункта 3 данного Положения лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно приложению, а именно: проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих); конструирование источников ионизирующего излучения (генерирующих); производство источников ионизирующего излучения (генерирующих); размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих), эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих); техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих); хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих); утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих); проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); конструирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); изготовление средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих); эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Таким образом, процесс использования источников ионизирующего излучения начинается с проектирования и заканчивается утилизацией, в силу этого лицензированию подлежат все вышепоименованные формы взаимодействия с источником ионизирующего излучения, как в активных, так и в пассивных формах.
Следовательно, деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) подлежит лицензированию.
В рассматриваемом случае источники ионизирующего излучения находятся на территории Заказчика и используются в рамках медицинской деятельности.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы и доказательства в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок предполагает, что заказчик устанавливает требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.
Указанное требование устанавливаются заказчиком в извещении о проведении закупки и документации о закупке.
В пп. 1 пункта 45 Информационной карты "Документы и информация, необходимые для подтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленным в п. 1,2,4,5,6,7 части 5 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ" заказчиком установлено следующее требование к участнику закупки: предоставление в составе заявки копии лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
В приложении N1 к информационной карте технического задания в пунктах 1-10 установлен перечень медицинского оборудования, т.е. рентгеновское оборудование, которое является источниками ионизирующего излучения.
В соответствии с разъяснением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17.12.2014 N 01/14943-14-31 деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)".
Под источниками ионизирующего излучения понимаются радиационные источники, в которых ионизирующее излучение генерируется за счет изменения скорости заряженных частиц, аннигиляции или ядерных реакций.
К источникам ионизирующего излучения (генерирующим) относится широкий перечень приборов, установок и аппаратов, в том числе источники ионизирующего излучения для медицинских целей, для просмотра багажа и товаров, для неразрушающего контроля, ускорителя заряженных частиц и др.
Приборы и аппараты, используемые для медицинских рентгенологических исследований и лечения, также являются источниками ионизирующего излучения (генерирующими).
Под деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения понимается проектирование, конструирование, производство, размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение и утилизация источников ионизирующего излучения, проектирование, конструирование, изготовление и эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения.
От необходимости получения указанной лицензии в части выполнения работ по эксплуатации рентгеновских аппаратов освобождаются исключительно организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности в части выполнения работ по рентгенологии.
Организации, осуществляющие иные виды работ с источниками ионизирующего излучения для медицинских рентгенологических исследований, включая техническое обслуживание, должны иметь лицензию на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключения случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) в части выполнения работ по техническому обслуживанию медицинской техники выдаются Управлениями Роспотребнадзора по субъектам РФ.
В соответствии пп. 1.1. раздела I "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (оспорб-99/2010)" основные санитарные правила и нормативы обеспечения радиационной безопасности устанавливают требования по защите людей от вредного радиационного воздействия при всех условиях облучения от источников ионизирующего излучения.
Правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, независимо от их подчиненности и формы собственности, в результате деятельности которых возможно облучение людей, а также для администрации субъектов Российской Федерации, местных органов власти, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.09.2013 N 43, изменениям N 1 в "СП 2.6.1.2612-10 Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (оспорб-99/2010)" п. 1.3 правила распространяются на всех юридических и физических лиц, осуществляющих:
- проектирование, добычу, производство, хранение, использование, транспортирование радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения (ИИИ);
- сбор, хранение, переработку, транспортирование и захоронение радиоактивных отходов;
- монтаж, ремонт и наладку приборов, установок и аппаратов, действие которых основано на использовании ионизирующего излучения, и устройств, генерирующих ионизирующее излучение;
- радиационный контроль техногенных ИИИ.
В результате анализа норм действующего законодательства, Комиссия установила, что со стороны Заказчика при разработке документации электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту рентгеновского оборудования для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центр специализированной фтизиопульмонологической помощи" (номер извещения 0128200000115002161) допущены нарушения, в части отсутствия установления требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки копии лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) в части выполнения работ по производству и техническому обслуживанию источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Таким образом, рассматриваемая аукционная документация требует внесения необходимых изменений в целях исключения возможности нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Медика-Сервис" на положения документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту рентгеновского оборудования для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центр специализированной фтизиопульмонологической помощи" (номер извещения 0128200000115002161) по доводам, изложенным в ней, обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 31, 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать ввиду ранее выданного предписания по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 211-04/2015 в рамках проверки данной закупки.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 31 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2015