Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 8 мая 2015 г. N Г-327-04/2015
Резолютивная часть оглашена 08.05.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
заместителя руководителя Управления - начальника отдела;
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела,
главного специалиста - эксперта;
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) рассмотрела жалобу АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления" (г. Москва) на положения извещения о проведении запроса котировок на оказание услуг по обучению на курсах повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием для нужд ГБУЗ ВО "Петушинская районная больница" на 2015 год (закупка N 0328300012515000057), в открытом заседании, в присутствии представителя заявителя жалобы - АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления" (доверенность от 23.04.2015), представителя заказчика - ГБУЗ ВО "Петушинская районная больница" (доверенность от 07.05.2015).
В ходе рассмотрения дела Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба АНО ДПО "Институт государственного и корпоративного управления" (далее по тексту - заявитель, Институт) на положения извещения о проведении запроса котировок на оказание услуг по обучению на курсах повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием для нужд ГБУЗ ВО "Петушинская районная больница" на 2015 год (закупка N 0328300012515000057)
В своем извещении о проведении запроса котировок государственный заказчик в соответствии с нормами Закона о контрактной системе в сфере закупок установил требования к участникам закупки, к объекту закупки и к заявкам участников.
При этом, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 42 Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, в которой должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В свою очередь, согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В то же время в извещении о проведении запроса котировок не указана информация об единице измерения оказываемых услуг, соответственно не представляется возможным определить, что же является объектом закупки и в каком объеме.
Кроме того, из информации содержащейся в извещении о проведении запроса котировок и в приложении N 2 к указанного извещению не представляется возможным определить в чем же должны измеряться услуги: в штуках, литрах, в килограммах, либо в каком-то одному заказчику известных условных единицах. При этом количество услуг также не определено, а именно: это должно быть 1,14,2 или сколько-то еще услуг в неизвестных условных единицах.
В данном случае государственный заказчик прямо нарушил требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок (документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленных заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться), поскольку исходя из показателей, установленных заказчиком определить соответствие не представляется возможным.
Далее, заказчик упоминает про Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по указанным специальностям. Однако Федеральные государственные стандарты для образовательных услуг по повышению квалификации действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
Также заказчик устанавливает требование о том, что образовательные услуги должны производиться по месту нахождения Исполнителя, в пределах Владимирской области.
Такое требование противоречит пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, согласно которому в описании объекта закупки не должны включаться требования к товарам, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Более того, такое требование прямо противоречит части 1 статьи 8 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Такое описание объекта закупки не позволяет заявителю подать квалифицированную заявку на участие в запросе котировок и претендовать на заключение контракта, проект которого сформирован заказчиком под конкретного производителя.
На основании изложенного, заявитель просит обязать государственного заказчика внести в извещение и документацию о закупке необходимые изменения с целью приведения указанной информации в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и обеспечения добросовестной конкуренции при проведении закупок.
В обоснование правомерности действий государственного заказчика, представитель заказчика указал на следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация "краткого изложения условий контракта", что и было указано заказчиком в извещении. Количественные и качественные характеристики оказанных услуг конкретизированы в Приложении к Извещению, то есть указаны наименование специальности, по которой оказывается услуга по повышению квалификации, количество и цена. Приложения являются неотъемлемой частью Извещения.
Согласно пункту 5 статьи 38 Налогового Кодекса РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имею материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Поэтому в материальных единицах: "килограммах, упаковках, штуках, литрах" услуга в Извещении не указана.
В Приложении N 1 к Извещению обоснована начальная (максимальная) цена контракта, где стоимость общего объема оказанных услуг определена в размере 85 500 рублей. В Приложении N 1 и 2 к Извещению Заказчиком указана полная информация, соблюдены требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
С учетом особенностей реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования в рамках федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена разработка примерных дополнительных профессиональных программ федеральным органом исполнительной власти (Минздравом РФ). До настоящего времени Минздрав РФ не разработало примерные дополнительные профессиональные программы для повышения квалификации средних медицинских работников. Образовательные организации самостоятельно разрабатывают программы дополнительного профессионального образования. Основанием для разработки дополнительных профессиональных программ служат квалификационные требования (приказ Минздравсоцразвития от 23.07.2010 N 541-н) и перечень профессиональных компетенций по специальностям представленный во ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт).
Требование о том, что образовательные услуги должны производится по месту нахождения Исполнителя, в пределах Владимирской области не противоречит пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, так как на территории Владимирской области находятся как минимум 3 учреждения, оказывающих данные услуги - ГБОУ СПО ВО "Ковровский медицинский колледж", ГБОУ СПО ВО "Муромский медицинский колледж", ГБОУ СПО ВО "Владимирский базовый медицинский колледж".
В жалобе заявителя указано, что требование о том, что образовательные услуги должны производиться по месту нахождения Исполнителя, в пределах Владимирской области противоречит части 1 статьи 8 Конституции РФ - "нарушен принцип единства экономического пространства". Принцип единства экономического пространства означает, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств (статья 74, часть 2 Конституции РФ). Из приведенных конституционных норм следует, в частности, что не допускается установление налогов, нарушающее единство экономического пространства Российской Федерации. С этой точки зрения недопустимо как введение региональных налогов, которое может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, работ, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов (Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 года N 5-П по делу о проверке конституционного положений абзаца 2 пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона РФ от 27.12.1991 года "Об основах налоговой системе в Российской Федерации").
В силу изложенного, представитель государственного заказчика просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, оценив имеющиеся доказательства в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит о том, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:
- информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
- форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа;
- место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок;
- информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта;
- информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона;
- преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
В нарушение указанных законоположений, в столбце "Количество" табличной формы раздела "Объект закупки" извещения о проведении запроса котировок, сформированного функционалом Официального сайта указано: "1.00", в то время как в столбце "Количество усл. единиц" табличной формы приложения N 2 к извещению о проведении запроса котировок, сформированному заказчиком в виде отдельного документа, "Вакцинопрофилактика для средних медицинских территорий" - "краткосрочное повышение квалификации" указано 14, в разделе "Рентгенология" - "специализация" указано 2.
Кроме того, применение такого понятия, как "усл. единица" в рассматриваемом случае не способствует однозначному толкованию требований заказчика к объекту закупки.
Раздел "Место доставки товара, выполнения работы, оказания услуги" извещения о проведении запроса котировок, сформированного посредством Официального сайта, содержит следующую информацию: "Российская федерация, Владимирская область, Петушинский район, Старые Петушки д, Образовательные услуги должны производиться по месту нахождения Исполнителя, в пределах Владимирской области".
В свою очередь, раздел "Место доставки товара (выполнения работы или оказания услуги)" извещения о проведении запроса котировок, сформированного заказчиком в виде отдельного документа, содержит информацию: "Образовательные услуги должны производиться по месту нахождения Исполнителя, в пределах Владимирской области".
Помимо фактического различия информации о месте оказания услуги, отраженной в рассматриваемых извещениях, информация о месте оказания услуги, отраженная в извещении о проведении запроса котировок, сформированном посредством Официального сайта, предполагает вывод о том, что требуемая заказчиком услуга может быть оказана исключительно в д. Старые Петушки, Петушинского района Владимирской области.
По мнению Комиссии, подобная формулировка требований к месту оказания услуг лишает возможности принять участие в запросе котировок лицам, находящимся за пределами Владимирской области и, следовательно, приводит к ограничению количества участников закупки.
Извещением о проведении указанного запроса котировок предусмотрено, что объем образовательных услуг по повышению квалификации среднего медицинского персонала должен соответствовать образовательной программе по подготовке специалистов, которая должна соответствовать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по указанным специальностям.
Однако в настоящее время, Федеральные государственные образовательные стандарты для образовательных услуг по повышению квалификации по требуемым специальностям отсутствуют.
Таким образом, следует вывод о необъективном описании заказчиком объекта закупки.
Кроме того, Комиссия Владимирского УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки установила следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В силу части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.
В нарушение требований части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок форма котировочной заявки, являющаяся приложением к извещению о проведении запроса котировок, предполагает указание участником закупки (при проведении запроса котировок на оказание услуги) наименования объекта закупки, описания объекта закупки, количества товара, места поставки товара (выполнения работы, оказания услуги), срока поставки товара (завершения работы или оказания услуги).
Часть 2 статьи 77 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусматривает, что заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.
Часть 1 статьи 78 указанного Федерального закона гласит о том, что котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
В извещении о проведении запроса котировок в нарушение части 2 статьи 77 и части 1 статьи 78 Закона о контрактной системе в сфере закупок время окончания подачи котировочных заявок и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок совпадают, что позволяет сделать вывод о том, что процедура вскрытия конвертов с котировочными заявками начинается до истечения времени подачи котировочных заявок.
Кроме того, в приложении к Извещению о проведении вышеуказанного запроса "Требования к участникам закупки" содержатся требования к участникам закупки, не предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в частности требование о подтверждении правомочности участника закупки и декларирования соответствия участника закупки требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНО ДПО "Институт Государственного и корпоративного управления" на положения извещения о проведении запроса котировок на оказание услуг по обучению на курсах повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием для нужд ГБУЗ ВО "Петушинская районная больница" на 2015 год (закупка N 0328300012515000057) обоснованной.
2. Признать заказчика - ГБУЗ ВО "Петушинская районная больница" нарушившим требования части 1 статьи 33, части 3 статьи 73, части 2 статьи 77 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать заказчику, котировочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 8 мая 2015 г. N Г-327-04/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2015