Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 5 мая 2015 г. N 514
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Кирьякова С.Е. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, |
при участии:
- Орлова К.Е. |
- |
представителя АО "Интек Аналитика" (доверенность от 30.04.2015 N04/30), |
- Назимовой К.О. |
- |
представителя АО "Интек Аналитика" (доверенность от 30.04.2015 N04/30), |
- Торгушина Е.И. |
- |
представителя ОАО "ФНПЦ "ННИПИ "Кварц" имени А.П. Горшкова" (доверенность от 30.04.2015 N1443), председателя аукционной комиссии, |
- Зызаровой Н.В. |
- |
представителя ОАО "ФНПЦ "ННИПИ "Кварц" имени А.П. Горшкова" (доверенность от 30.04.2015 N1442), члена аукционной комиссии, |
рассмотрев жалобу акционерного общества "Интек Аналитика" (далее также - АО "Интек Аналитика", заявитель) на действия аукционной комиссии открытого акционерного общества "Федеральный научно-производственный центр "Нижегородский научно-исследовательский приборостроительный институт "Кварц" имени А.П. Горшкова" (далее также - аукционная комиссия) при определении поставщика путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку товара для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба АО "Интек Аналитика" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку вакуумного оборудования проекта "Техническое перевооружение и реконструкция метрологической испытательной базы и производства оптических изделий" в соответствии с техническим заданием, номер извещения 0432100002315000002 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, аукционная комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе АО "Интек Аналитика", что противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе). Кроме того, протоколы, составленные в ходе проведения данного электронного аукциона, оформлены ненадлежащим образом.
На заседании Комиссии Нижегородского УФАС России представители заявителя поддержали позицию и требования, изложенные в жалобе, в полном объёме.
Представители заказчика, одновременно являющиеся членами аукционной комиссии, с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласилась, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу АО "Интек Аналитика" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 31.03.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и электронной площадке www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку вакуумного оборудования проекта "Техническое перевооружение и реконструкция метрологической испытательной базы и производства оптических изделий" в соответствии с техническим заданием и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Открытое акционерное общество "Федеральный научно-производственный центр "Нижегородский научно-исследовательский приборостроительный институт "Кварц" имени А.П. Горшкова".
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Предметом контракта является поставка вакуумного оборудования проекта "Техническое перевооружение и реконструкция метрологической испытательной базы и производства оптических изделий" в соответствии с техническим заданием.
Начальная (максимальная) цена контракта - 31 600 000,00 рублей.
2) Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются предъявляемые участникам такого аукциона требования.
Между тем в извещении об осуществлении закупки не установлены требования к участникам в соответствии с положениями пунктов 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, ОАО "ФНПЦ "ННИПИ "Кварц" имени А.П. Горшкова" нарушило требования части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3) Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и чёткое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки определено заказчиком в Техническом задании документации об электронном аукционе.
Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что в Техническом задании документации об электронном аукционе ОАО "ФНПЦ "ННИПИ "Кварц" имени А.П. Горшкова" указаны производители предлагаемого к поставке товара. Например, FerroTec, Inficon, Эталон, Edwards. Доказательства невозможности описания объекта закупки иным способом в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, по позиции вакуумная установка ORTUS 700А или эквивалент заказчиком указаны конкретные показатели товара: габариты (ДхШхВ), мм: 2752х2735х2430.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, установление технических характеристик подобным образом не соответствует Закону о контрактной системе и приводит к ограничению количества участников закупки, что не отрицается представителями заказчика, присутствующими на заседании Комиссии.
Следовательно, разработав Техническое задание документации об электронном аукционе изложенным образом, ОАО "ФНПЦ "ННИПИ "Кварц" имени А.П. Горшкова" нарушило требования частей 1, 2 статьи 33 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4) В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Однако в пункте 15 документации об электронном аукционе установлено требование к участникам закупки о правомочности участника закупки заключать контракт.
Таким образом, ОАО "ФНПЦ "ННИПИ "Кварц" имени А.П. Горшкова" нарушены положения части 6 статьи 31 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5) По смыслу пункта 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о сроке, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона, должен подписать контракт. Однако данной информации в документации об электронном аукционе не имеется.
В силу пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Между тем указанные даты в документации об электронном аукционе отсутствуют.
Следовательно, заказчик нарушил требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6) В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по её заполнению.
В пункте 1.1 документации об электронном аукционе заказчиком определены требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе противоречащие положениям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в действующей редакции. ОАО "ФНПЦ "ННИПИ "Кварц" имени А.П. Горшкова" ошибочно истребуется наименование места происхождения товара или наименование производителя (правильно - наименование страны происхождения товара).
В требованиях к составу второй части заказчик истребует идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона без слов "при наличии"; документы (копии документов), подтверждающие правомочность участника электронного аукциона заключать государственный контракт; декларацию об отсутствии сведений об участнике электронного аукциона в реестре недобросовестных поставщиков; декларацию о происхождении товара.
Таким образом, ОАО "ФНПЦ "ННИПИ "Кварц" имени А.П. Горшкова", установив подобные требования к составу заявки, нарушил положения части 1 статьи 64 и частей 3, 5, 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
7) В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в проект контракта включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно Правилам определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063, размер штрафа, определенный с учётом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с названными Правилами за ненадлежащее исполнение обязательств, как со стороны исполнителя, так и заказчика.
Однако проект названного контракта не содержит условия об ответственности в виде фиксированного штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Между тем в проекте контракта отсутствуют пени для поставщика и заказчика.
Изложенное свидетельствует о нарушении ОАО "ФНПЦ "НИПИ "Кварц" имени А.П. Горшкова" требований частей 4, 5, 7, 8 статьи 34 и части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
8) 24.04.2015 аукционной комиссией заказчика рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0432100002315000002-1 от 24.04.2015.
В соответствии с протоколом N0432100002315000002-1 от 24.04.2015 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (20.04.2015 09:00) поступило 3 заявки на участие в электронном аукционе, которым оператором электронной площадки присвоены защищённые номера 8839961, 9492534 (АО "Интек Аналитика") и 4652276.
Согласно протоколу N0432100002315000002-1 от 24.04.2015 аукционная комиссия заказчика допустила к участию и признала участниками электронного аукциона участников закупки, подавших заявки под защищёнными номерами 8839961 и 4652276.
Участнику закупки, подавшему заявку под защищённым номером 9492534 (АО "Интек Аналитика"), отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Акционерному обществу "Интек Аналитика" отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с несоответствием техническому заданию в части обеспечения эквивалентной замены (заключения прилагается).
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нём в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно подпункту б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе отсутствует указание на товарный знак (его словесное обозначение).
Комиссия Нижегородского УФАС России, проанализировав первую часть заявки АО "Интек Аналитика", пришла выводу, что она не соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
В частности, заявителем не указаны тип (производитель) по позициям "клапаны вакуумные", "блок управления лучом", "кварцевый измеритель толщины" и так далее. Следовательно, аукционная комиссия заказчика правомерно отказала АО "Интек Аналитика" в допуске к участию в электронном аукционе аукционная комиссия заказчика положений Закона о контрактной системе.
В связи с этим, в указанной части жалоба заявителя признаётся необоснованной.
9) Согласно пункту 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе должен содержать информацию об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нём, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нём.
Однако аукционная комиссия заказчика в протоколе N0432100002315000002-1 от 24.04.2015 не указала все основания для отказа в допуске к участию в электронном аукционе, а также положения заявки (N9492534), которые не соответствуют требованиям документации, и положения документации, которые не соответствуют требованиям заявки данного участника закупки.
Например, габариты (ДхШхВ) вакуумной установки ORTUS 700А или эквивалент: 1200х2550х2150 (мм), требование документации об электронном аукционе - 2752х2735х2430 (мм).
Кроме того, ссылка аукционной комиссии заказчика в протоколе N0432100002315000002-1 от 24.04.2015 на сайт www.vac-tec.co.kr в качестве обоснования отказа в допуске к участию в электронном аукционе АО "Интек Аналитика" является несостоятельной, поскольку информация из "Интернета" не признаётся надлежащим доказательством недостоверности.
Изложенное свидетельствует о нарушении аукционной комиссией положений части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе и обоснованности жалобы АО "Интек Аналитика" в данной части.
10) 27.04.2015 состоялась процедура проведения электронного аукциона, что зафиксировано в протоколе проведения электронного аукциона от 27.04.2015. Единственное ценовое предложение сделано участником закупки, подавшим заявку под защищённым номером 4652276 (ООО "МашТехСервис").
28.04.2015 аукционная комиссия рассмотрела вторую часть заявки ООО "МашТехСервис". Результаты данной процедуры отражены в протоколе подведения итогов электронного аукциона N0432100002315000002-3 от 28.04.2015.
В соответствии с протоколом N0432100002315000002-3 от 28.04.2015 заявка ООО "МашТехСервис" признана соответствующей требования документации об электронном аукционе.
Также Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что протокол подведения итогов электронного аукциона N0432100002315000002-3 от 28.04.2015 составлен в соответствии с требованиями части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе. Сведения об участнике закупке, не подавшем ценовое предложение, в нём отображать не нужно.
11) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения части 6 статьи 31, частей 1, 2 статьи 33, частей 4, 5, 7, 8 статьи 34, части 5 статьи 63, частей 1, 3, 4 статьи 64 и частей 3, 5, 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, допущенные ОАО "ФНПЦ "ННИПИ "Кварц" имени А.П. Горшкова", являются существенными и повлияли на результаты определения подрядчика.
Данные нарушения необходимо устранить путём внесения изменений в извещение об осуществлении закупки и документацию об электронном аукционе, что указывает на необходимость выдачи заказчику соответствующего предписания.
Также выдаётся предписание аукционной комиссии заказчика с целью отмены протоколов рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и оператору электронной площадки для отмены протокола проведения электронного аукциона и обеспечения возможности исполнения предписания заказчиком и его единой комиссией.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу акционерного общества "Интек Аналитика" на действия аукционной комиссии открытого акционерного общества "Федеральный научно-производственный центр "Нижегородский научно-исследовательский приборостроительный институт "Кварц" имени А.П. Горшкова" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку вакуумного оборудования проекта "Техническое перевооружение и реконструкция метрологической испытательной базы и производства оптических изделий" в соответствии с техническим заданием, номер извещения 0432100002315000002, обоснованной в части указания в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе неправомерного основания для отказа в допуске заявителю к участию в электронной форме.
2. В остальной части признать жалобу АО "Интек Аналитика" на действия аукционной комиссии ОАО "ФНПЦ "ННИПИ "Кварц" имени А.П. Горшкова" (N0432100002315000002) необоснованной.
3. Признать ОАО "ФНПЦ "ННИПИ "Кварц" имени А.П. Горшкова" нарушившим требования части 6 статьи 31, частей 1, 2 статьи 33, частей 4, 5, 7, 8 статьи 34, части 5 статьи 63, частей 1, 3, 4 статьи 64 и частей 3, 5, 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Признать аукционную комиссию заказчика нарушившей требования части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
5. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
6. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 2.1, 4, 4.1, 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Д.В. Рыжов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 5 мая 2015 г. N 514
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2015