Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 7 апреля 2015 г.
Дата оглашения решения: 07 апреля 2015 года город Иваново
Дата изготовления решения: 10 апреля 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок в составе:
председателя Комиссии Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Волковой Е.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок, Дербенёвой А.А. - заместителя начальника отдела контроля в сфере закупок, Чиркуновой А.К. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Масловой Е.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
при участии представителей:
ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - Специализированная организация) - Перилова Олега Юрьевича (по доверенности N4/15 от 07.04.2015),
в отсутствие представителей: ООО "Линаре" (далее - Заявитель, Общество), Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N1" г. Заволжска (далее - Заказчик): извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
31.03.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Линаре" на действия заказчика - Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N1" г. Заволжска при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли, расположенный по адресу: Ивановская область, г. Заволжск, ул. Мира, д. 29а (извещение N 0833300002915000001).
По мнению ООО "Линаре", при проведении электронного аукциона N 0833300002915000001 были допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
1. в нарушение требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик установил в части II "Техническая часть" аукционной документации излишне детализированные требования к используемым при выполнении работ материалам:
- "Воронка водосточная чугунная";
- "Раствор готовый кладочный цементно-известковый марки 50. Цемент марки 400/300";
- "Вода";
- "Мастика битумная кровельная горячая";
2. Заказчиком в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в Приложении N1 Технического задания аукционной документации установлены требования к определенным материалам, которые содержатся в основной части Технического задания. Указанные материалы отсутствуют в локальном сметном расчете, а следственно, не подлежат оплате, т.е. их поставка носит безвозмездный характер;
3. Заказчиком в нарушении п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона контрактной системе в Приложении N 1 Технического задания использованы нестандартные показатели, без обоснования необходимости их указания, например: уровень цен на черепицу, цены на волнистые кровельные металлополимерные листы, нормы уклона крыш в зависимости от вида кровельного материала и количества слоев и др. Также Заказчиком предъявлены требования к марке и стране происхождения товара, например: технические характеристики керамической черепицы "Виттинге-Браас" (Швеция), технические характеристики кровельных направляемых мягких покровных материалов типа KELDERS (Голландия);
4. в нарушение требования Закона о контрактной системе и Гражданского законодательства Российской Федерации в проекте контракта отсутствует описание объекта закупки, не установлено место выполнения работ, и срок их выполнения, а также отсутствует информация о месте нахождения, почтовом адресе заказчика, и его реквизиты;
5. часть II "Техническая часть", являющаяся частью аукционной документации, размещена на официальном сайте в формате PDF, с установкой пароля и установления запрета на компоновку документа, что препятствует копированию содержимого и извлечению страниц.
Из письменных пояснений ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов", а также из пояснений представителя специализированной организации данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России следует, что нарушений в ходе проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли, расположенный по адресу: Ивановская область, г. Заволжск, ул. Мира, д. 29а, допущено не было на основании следующего:
1) правовое поведение Заказчика, связанное с установлением показателей из нормативных документов (ГОСТ) полностью соответствует требованиям Закона о контрактной системе и является обычным. Основополагающим моментом следует считать тот факт, что права и законные интересы участника закупки не затронуты. С учетом требований ст. 449 ГК РФ, ст. 17 Закона о защите конкуренции, ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять параметры и характеристики товара, удовлетворяющие его потребности. Фактов создания для участников закупки неравных условий и ограничения конкуренции в жалобе не приводится. Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок. В части установления показателей в соответствии со стандартами, Закон о контрактной системе нарушен не был;
2) ранее в аукционной документации указывалось о поставке участником закупки товаров на безвозмездной основе. В настоящей документации такое требование отсутствует, оно было исключено. В данной закупке за все материалы предусмотрена оплата;
3) перечень материалов, приведенных Заявителем в жалобе, является эквивалентами кровельных материалов, которые Заявитель может предложить в заявке. Данные по ценам указаны справочно и не нарушают положений Закона о контрактной системе;
4) в документации предложен проект контракта, являющийся типовым. Незаполненные строки заполняются при направлении контракта участнику закупки, с учетом его предложения о цене, а также в отношении используемых материалов. Сведения о месте и сроках выполнения работ будут переписаны из извещения о проведении электронного аукциона;
5) законодателем установлено требование, относительно возможности ознакомления с документацией участниками закупки. Данное требование исполнено. Документация опубликована на официальном сайте и является читаемой. Размещение документации в формате PDF обусловлено внутренней потребностью, с целью предотвращения изменение файла при работе с ним, а также изменения текста документации. Заявитель в жалобе указывает о невозможности копирования содержимого, соответственно можно сделать вывод, что с документацией он ознакомлен.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителя лица, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
16.03.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт РФ) в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение N 0833300002915000001 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли, расположенный по адресу: Ивановская область, г. Заволжск, ул. Мира, д. 29а.
Относительно первого довода Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования к характеристикам, размерам, упаковке товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом Заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Право Заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права. Данная позиция Ивановского УФАС России подтверждается решением Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-309/2014 от 02.07.2014.
В рассматриваемом случае Заказчиком в аукционной документации установлены следующие требования:
а) в отношении товара "Воронка водосточная чугунная" установлены следующие требования: данный товар должен состоять из чугуна: литейного марки Л1, или Л2, или ЛЗ, или Л4, или Л5, или Л6; или из литейного рафинированного магнием марки ЛР1, или ЛР2, или ЛРЗ, или ЛР4, или ЛР5, или ЛР6, или ЛР7. Химический состав литейного или литейного рафинированного магнием чугуна должен соответствовать нормам, указанным в таблицах, в которых имеются требования к содержанию в химическом составе чугуна: кремния, марганца, фосфора, серы;
б) в отношении материала: "Раствор готовый кладочный цементно - известковый марки 50" помимо основных требований к составу и марке цементно - известкового раствора, указанных в соответствующих таблицах, установлены требования к заполнителю, в качестве которого применяется песок для строительных работ. В документации указаны разновидности используемого песка, и установлены требования к химическому составу, а также иные характеристики песка;
в) в отношении материала "Вода": Заказчиком в документации установлены: вид воды, требования к составу и качеству воды, которые должны соответствовать показателям, приведенным в таблицах, и иные требования относительно характеристик воды;
г) в отношении материала "Мастика битумная кровельная горячая". Установлены требования к внешнему виду мастики, наполнителям для изготовления мастики, и иные требования относительно характеристик мастики.
Таким образом, при подаче заявки потенциальный участник должен обладать информацией о конкретных характеристиках вышеуказанных товаров и материалов.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
В данном случае Заказчиком не было представлено доказательств потребности в установлении излишне детальных требований в отношении материалов: "Воронка водосточная чугунная", "Раствор готовый кладочный цементно - известковый марки 50", "Вода", "Мастика битумная кровельная горячая" и т.п.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об обоснованности рассматриваемого довода жалобы и нарушении Заказчиком при формировании аукционной документации ст. 33 Закона о контрактной системе.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В локальном ресурсном сметном расчете по капитальному ремонту мягкой кровли, расположенный по адресу: Ивановская область, г. Заволжск, ул. Мира, д. 29а, предусмотрена сумма "Накладные расходы" в размере 412 545,47 руб.
Из анализа п. 3.2.2 раздела 1.2 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" не следует, что использованные при выполнении работ дополнительные материалы оплате не подлежат.
На основании изложенного, у Комиссии Ивановского УФАС России отсутствуют основания принимать позицию Заявителя о безвозмездной поставке материалов указанных в Приложении N 1 Технического задания аукционной документации.
В рамках рассмотрения жалобы Заявителем иного доказано не было.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к заключению о несостоятельности данного довода жалобы.
Относительно третьего довода жалобы, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Как было установлено Ивановским УФАС России, информация о ценах материалов носит информационный характер, обязанности её указания как показателя товара документацией не предусмотрено.
Относительно незаконного предъявления Заказчиком требования к марке и стране происхождения товара было установлено, что п. 3.2.2 раздела 1.2 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" предусмотрено: "в составе документации следует считать сопровождение каждого материала словами "или эквивалент".
Таким образом, указанный довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признан необоснованным.
Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе Заказчик обязан приложить к документации о закупке проект контракта, который является неотъемлемой частью аукционной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона указана информация о заказчике, наименование объекта закупки, место и сроки выполнения работ, а также иная информация.
Таким образом, указанная информация будет внесена Заказчиком на момент заключения контракта с победителем.
На основании изложенного Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Относительно пятого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Согласно ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом утверждены Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н "Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом" (далее - Положение).
В соответствии с п. 3 Положения информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
В соответствии с п. 8 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в п. 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Комиссия Ивановского УФАС России установила, что файлы аукционной документации не зашифрованы и не защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
В Положении отсутствуют требования о том, что файл аукционной документации должен быть размещен в формате, обеспечивающем возможность компоновки документа и копирования фрагментов текста.
В связи с изложенным, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N1" г. Заволжска нарушений законодательства о контрактной системе, допущенных Заказчиком при формировании и утверждении документации об электронном аукционе N 0833300002915000001.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Линаре" на действия заказчика - Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад N1" г. Заволжска при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту мягкой кровли, расположенный по адресу: Ивановская область, г. Заволжск, ул. Мира, д. 29а (извещение N 0833300002915000001) обоснованной в части первого довода жалобы.
2. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
3. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии:____________________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _____________________________________ Е.В. Волкова
___________________________________ А.А. Дербенёва
___________________________________ А.К. Чиркунова
___________________________________ Е.Ю. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 7 апреля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2015