Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 14 мая 2015 г.
Дата оглашения решения: 14 мая 2015 года город Иваново
Дата изготовления решения: 19 мая 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Волковой Е.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок; Дербенёвой А.А. - заместителя начальника отдела контроля в сфере закупок; Горячевой К.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
в присутствии представителей:
ООО "Армада" (далее - Общество, Заявитель): Кривова Романа Николаевича (доверенность N 5 от 14.05.2015), Котковой Юлии Владимировны (доверенность N 7 от 14.05.2015),
Администрации Фурмановского муниципального района (далее - Заказчик): Саченко Ивана Андреевича (доверенность от 08.05.2015),
ЗАО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - Специализированная организация): Саченко Ивана Андреевича (доверенность N 16-18/14 от 22.03.2015),
УСТАНОВИЛА:
06.05.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Армада" на действия Администрации Фурмановского муниципального района при проведении электронного аукциона на выполнение работ: Капитальный ремонт и ремонт дорог (извещение N 0133300015615000040).
По мнению Заявителя, при формировании документации об электронном аукционе Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Так, из анализа первого довода жалобы следует, что в документации об электронной аукционе по ряду позиций Заказчиком установлены излишние требования к характеристикам используемых при производстве работ товарам, которые относятся непосредственно к сырью, из которого данный товар изготовлен. Такие требования не носят объективный характер и могут повлечь ограничение количества участников закупки. Кроме того, установить химический состав веществ по ряду товаров, требования к которым предъявляет Заказчик, можно только в лабораторных условиях, например, в разделе "Требования к используемым материалам (Ремонт дороги по ул. Социалистическая (от почтамта до д. N 41)" в п. 1 ч. II "Техническая часть" документации об электронном аукционе к воде; в п. 7 ч. II "Техническая часть" документации об электронном аукционе к камням бортовым; в п. 11 ч. II "Техническая часть" документации об электронном аукционе к щебню; в п. 3 ч. II "Техническая часть" документации об электронном аукционе к битуму; в п. 11 ч. II "Техническая часть" документации об электронном аукционе к асфальтобетонным смесям, а также в разделе "Требования к используемым материалам (Ремонт дороги ул. Тимирязева)" в п. 7 ч. II "Техническая часть" документации об электронном аукционе.
Согласно второму доводу жалобы Заказчик включил в техническую часть документации об электронном аукционе требования к наличию у участника закупки технологических и иных ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта. Например, машины поливомоечные 6000 л, рабочий строитель среднего разряда 2,4, бульдозеры при работе на других видах строительства (108 л.с.) и т.д., что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Третий довод жалобы: требования к поковкам, брускам обрезных хвойных пород, керосину, гвоздям строительным являются излишними, т.к. они относятся к технологическому ресурсу закупки, и неотъемлемой частью результата работ не становятся.
Четвертый довод жалобы: в нарушение Закона о контрактной системе наряду с аукционной документацией и ее технической частью Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещен документ: "Техническая часть. Продолжение", в котором содержатся требования к методам, технологиям и этапам производства работ, к используемой при производстве работ различной технике, а также используемым материалам и их характеристикам. Если следовать логике Заказчика, то участнику закупки необходимо изучить данный раздел и указать конкретные показатели используемых при производстве работ материалов, а также процесс их изготовления, методы, технологии и этапы выполнения работ.
Из письменных пояснений Заказчика, Специализированной организации, а также из пояснений представителя Заказчика, Специализированной организации, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, следует, что Заказчиком в качестве характеристик товаров, используемых в процессе выполнения работ, установлены требования к показателям из нормативных документов (ГОСТ). Из письменных пояснений следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего, таким образом, Заказчик по своему усмотрению устанавливает требования к товарам, которые являются определяющими для него.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком, Специализированной организацией документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
30.03.2015 на официальном сайте в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение N 0133300015615000040 о проведении электронного аукциона на выполнение работ: Капитальный ремонт и ремонт дорог.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что в технической части аукционной документации установлены многочисленные требования к товарам, химическому, физическому составу материалов, из которых данный товар изготавливается, например:
- в разделе "Требования к используемым материалам (Ремонт дороги по ул. Социалистическая (от почтамта до д. N 41)" в п. 1 ч. II "Техническая часть" документации об электронном аукционе к воде - требования к общему содержанию в воде ионов натрия Na+ и калия K+ в составе растворимых солей не должно превышать 1500 мг/л., а также требование к содержанию в воде нитратов, сульфидов, сахаров, фосфатов и цинка;
- в разделе "Требования к используемым материалам (Ремонт дороги по ул. Социалистическая (от почтамта до д. N 41)" в п. 7 ч. II "Техническая часть" документации об электронном аукционе к камням бортовым - требования к водоцементному отношению (В/Ц) должно быть не более 0,40. Бетонные смеси с применением воздухововлекающих добавок. Объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях с применением воздухововлекающих добавок должен быть от 4 до 5%. Для приготовления бетонной смеси бездобавочный портландцемент, или портландцемент с минеральными добавками до 5%;
- в разделе "Требования к используемым материалам (Ремонт дороги по ул. Социалистическая (от почтамта до д. N 41)" в п. 11 ч. II "Техническая часть" документации об электронном аукционе к щебню - потеря массы при испытании щебня из осадочных и метаморфических пород, из изверженных пород и из гравия, показатели морозостойкости щебня, устойчивость структуры щебня против всех видов распадов, потеря массы при испытании по истираемости щебня и гравия и т.п.;
- в разделе "Требования к используемым материалам (Ремонт дороги по ул. Социалистическая (от почтамта до д. N 41)" в п. 3 ч. II "Техническая часть" документации об электронном аукционе к битуму - требования к допустимой концентрации паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны, предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, средней смертельной дозе при введении в желудок и т.д.;
- в разделе "Требования к используемым материалам (Ремонт дороги по ул. Социалистическая (от почтамта до д. N 41)" в п. 11 ч. II "Техническая часть" документации об электронном аукционе, а также в разделе "Требования к используемым материалам (Ремонт дороги ул. Тимирязева)" в п. 7 ч. II "Техническая часть" документации об электронном аукционе к асфальтобетонным смесям - требования к размеру зерен, непрерывным зерновым составам, показателям физико - механических свойств, водонасыщению плотных асфальтобетонов из горячих смесей, температуре горячих смесей, к марке по прочности песка из отсевов дробления горных пород и содержание глинистых частиц, определяемых методом набухания, а также требования, установленные к щебню и гравию, входящих в состав асфальтобетонных смесей и т.д.
Потребность в установлении излишне детальных требований по вышеуказанным позициям в ходе рассмотрения жалобы по существу ни Заказчиком, ни Специализированной организацией доказана не была.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что указанные выше требования к товарам являются излишними, не носят объективный характер, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что часть II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, в нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, содержит требования к наличию технологического оборудования, трудовым, и другим ресурсам, необходимым для выполнения работ, являющихся предметом контракта. Так, например, в ч. II "Техническая часть" документации об электронном аукционе указано: машины поливомоечные 6000 л, рабочий строитель среднего разряда 2,4, бульдозеры при работе на других видах строительства (108 л.с.) и т.д.
Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным ввиду того, что, в соответствии с нормативными документами по ремонту дорог, керосин для технических целей, поковки из квадратных заготовок и бруски обрезных хвойных пород являются технологическим ресурсом, необходимым для выполнения работ по ремонту автомобильных дорог. Так, например, согласно п. 5.28 "Пособие по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов" к СНиП 3.06.03-85 и СНиП 3.06.06-88 (далее - Пособие) чтобы предотвратить прилипание асфальтобетонной смеси к вальцам катка, их рекомендуется смачивать водой или смесью воды с керосином (1:1). Согласно пункту 5.31 Пособия, дефектные участки (жирные, сухие места, раковины и т.п.) на покрытии после уплотнения должны быть вырублены, места вырубок тщательно очищены, края смазаны горячим вязким или жидким битумом, заполнены новой асфальтобетонной смесью и уплотнены. Во избежание раскатывания смеси в конце укатываемой полосы следует поместить упорную доску или рейку.
Согласно п. 3.2.2 раздела 1.2 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе под "используемым в процессе работ товаром", а равно "используемым товаром", а равно "товаром" в документации понимаются вещи, которые будут переработаны в процессе работ и/или станут неотъемлемой частью результата работ.
Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что включение в документацию по закупке гвоздей строительных, керосина для технических целей, поковок из квадратных заготовок и брусков обрезных хвойных пород является нарушением ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку указанные товары не влияют на конечный результат выполняемых работ, не будут переработаны в процессе работ.
Четвертый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным по следующим основаниям.
Согласно п. 4 раздела 1.3 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об электронном аукционе общие (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные) характеристики работ (услуг), основные требования, объем работ (услуг) и иные требования, установленные Заказчиком к работам, в том числе к результату работ содержатся в Технической части (Техническом задании) - ч. II документации.
При этом Комиссией Ивановского УФАС России установлено, что наряду с документацией об электронном аукционе Заказчиком на официальном сайте размещен документ с наименованием "Техническая часть. Продолжение". Данный документ включает в себя строительные нормы и правила, которые устанавливают правила производства и контроля качества работ и распространяются на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги, а также содержит материалы, разъясняющие и конкретизирующие нормы и правила строительства асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов, и содержит ссылки на нормативные документы. "Техническая часть. Продолжение" содержит не только требования к производству (выполнению) самих работ, но и к использованию при выполнении работ различных материалов. Так, например, из пункта 14.1.5 раздела 14 "Устройство монолитных и сборных цементобетонных покрытий и оснований" следует, что бетонная смесь, предназначенная для укладки в покрытие (основание), должна соответствовать требованиям ГОСТ 7473. При этом в самой документации об электронном аукционе, а также в сметных расчётах такой товар, как бетонная смесь, не содержится. Техническая часть (Техническое задание) документации об электронном аукционе предусматривает устройство асфальтобетонного покрытия, а не устройство монолитного и сборного цементобетонного покрытия. Таким образом, указание данного требования вводит участников закупки в заблуждение, и ограничивает возможность предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
При указанных обстоятельствах Комиссия Ивановского УФАС России считает, что документация об электронном аукционе сформирована Заказчиком не единообразно и в нарушение п. 1 ч. ст. 33 Закона о контрактной системе не носит объективный характер, что затрудняет подготовку участниками закупки своих предложений.
При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данного электронного аукциона, Комиссией Ивановского УФАС России были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В ответ на запрос: "Должен ли участник в заявке указывать материалы из файла "Техническая часть. Продолжение", Заказчиком были даны следующие разъяснения: "Участник закупки в своей заявке должен указывать материалы из файла "Техническая часть. Продолжение". Однако Комиссия Ивановского УФАС России, проанализировав документацию об электронном аукционе, установила, что такого требования документация по закупке не содержит. Таким образом, Заказчик нарушил ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Армада" на действия Администрации Фурмановского муниципального района при проведении электронного аукциона на выполнение работ: Капитальный ремонт и ремонт дорог (извещение N 0133300015615000040) обоснованной.
2. Признать в действиях Администрации Фурмановского муниципального района нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 33, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии: _______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ А.А. Дербенёва
_______________________________ О.О. Сергеева
_______________________________ Е.Ю. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 14 мая 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2015