Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 20 апреля 2015 г.
Дата оглашения решения: 20 апреля 2015 года город Иваново
Дата изготовления решения: 23 апреля 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии Михеевой Т.А. - ВрИО руководителя управления;
членов Комиссии: Волковой Е.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок,
Сергеевой О.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Масловой Е.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;
в присутствие представителей:
ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России (далее - Заказчик) Даниловой Галины Валентиновны (доверенность N 31 от 20.04.2015), Смирнова Алексея Викторовича (доверенность N 32 от 20.04.2015);
в отсутствие представителей ЗАО "Метизкомплект" (далее - Заявитель): о дате и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
13 апреля 2015 года в Ивановское УФАС России поступила жалоба ЗАО "Метизкомплект" на действия ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России при проведении запроса котировок на поставку насосного агрегата ЦВК 5/125 (извещение N 0333100000315000037).
По мнению Заявителя, при формировании извещения о проведении запроса котировок Заказчиком были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и, как следствие, права и законные интересы ЗАО "Метизкомплект".
Во-первых, в извещении о проведении запроса котировок Заказчиком установлено требование о поставке насосного агрегата ЦВК 5/125 с двигателем АИР 180 М2 (или с двигателем 5АМХ180М2). При этом Заказчик в графе назначение указал, что насосы (агрегаты) изготавливаются и для взрывоопасных и пожароопасных производств. Между тем, требуемый Заказчику двигатель к насосному агрегату является двигателем общепромышленного производства, тогда как насосные агрегаты изготавливаемые для взрывоопасных и пожароопасных производств должны комплектоваться взрывозащищенным электродвигателем. Таким образом, требования установленные Заказчиком к насосному агрегату носят противоречащий характер, что в свою очередь не позволяет участникам закупки сформировать свое предложение для подачи заявки на участие в запросе котировок.
Во-вторых, установленный Заказчиком порядок подачи заявок на участие в запросе котировок противоречит требованиям ч. 2 ст. 77 Закона о контрактной системе. Согласно ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Таким образом, у Заказчика нет правовых оснований не допускать к участию в запросе котировок заявки, поданные в электронной форме на адрес электронной почты Заказчика подписанные квалифицированной электронной подписью.
ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России в своих возражениях на жалобу указало, что не согласно с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении закупки допущено не было.
Во-первых, при установлении требования к насосному агрегату Заказчик руководствовался требованиями установленными заводом-изготовителем, а также рабочей документацией по замене котлов в котельной Заказчика. Для насосного агрегата изготовленного для взрывоопасных и пожароопасных производств не предусмотрено обязательного требования о комплектации его взрывозащищенным электродвигателем.
Во-вторых, в настоящее время Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность подачи котировочных заявок в форме электронного документа, поскольку единая информационная системе не введена в эксплуатацию.
Рассмотрев представленные Заявителем и Заказчиком документы, заслушав представителей Заказчика участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
06.04.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт РФ), в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе, было размещено извещение N 0333100000315000037 о проведении запроса котировок на поставку насосного агрегата ЦВК 5/125.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактное системе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В приложении N1 к извещению о проведении указанного запроса котировок "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены характеристики закупаемого насосного агрегата:
N |
Наименование и характеристика товара |
Ед. изм. |
Кол-во товара |
|
1 |
Насосный агрегат ЦВК 5/125 с двигателем АИР 180 М2 (или с двигателем 5АМХ180М2) Подача - 18 м3/час Напор - 125 м Электродвигатель мощностью 30 кВт, частота вращения 3000 об/мин
|
шт |
1 |
Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Между тем, ЗАО "Метизкомплект" доказательств довода жалобы о том, что указанные выше характеристики, установленные Заказчиком к насосному агрегату ЦВК 5/125, носят противоречащий характер (т.к. данный насос должен комплектоваться только взрывозащищенным электродвигателем) и предложить к поставке такой насосный агрегат невозможно, представлено не было.
При указанных обстоятельствах Комиссия Ивановского УФАС России признает первый довод жалобы необоснованным.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно извещению о проведению указанного запроса котировок - заявка на участие в запросе котировок подается в письменной форме в запечатанном конверте (с указанием наименования закупки и номера извещения), не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта или в форме электронного документа до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о контрактной системе допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом указанные заявки и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы (ЕИС). В настоящее время ЕИС не введена в эксплуатацию, а функционалом официального сайта не предусмотрена возможность подачи заявок в форме электронного документа.
В силу ч. 2 ст. 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о контрактной системе в рамках отношений, указанных в ч. 1 ст. 1 данного закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
Таким образом, ч. 1 ст. 5 Законом о контрактной системе предусмотрен специальный порядок подачи заявок в форме электронного документа. Данный порядок предусматривает подачу заявки в форме электронного документа с использованием единой информационной системы. Иные способы подачи котировочных заявок в форме электронного документа, в том числе направление заявки на электронную почту заказчика Законом о контрактной системе не предусмотрены.
Положения ч. 2 ст. 77 Закона о контрактной системе и предусмотренные данной нормой обязанности заказчика не могут применяться в отрыве и без учета ст. 5 Закона о контрактной системе. Подача заявок в форме электронного документа посредством электронной почты не позволяет обеспечить защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность таких заявок и их рассмотрение только после открытия доступа к ним в установленное время, что противоречит положениям ч. 4 ст. 77 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного закона.
Согласно письмам Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.02.2014 N Д28и-208, от 03.04.2014 года N Д28и-607, от 6 мая 2014 года N 10070-ЕЕ/Д28и единая информационная система не ведена в эксплуатацию, а функционалом официального сайта не предусмотрена возможность подачи заявки в форме электронного документа.
Таким образом, допуск и рассмотрение котировочной заявки участника закупки поданной на участие в определении поставщика посредством электронной почты (в форме электронного документа) является незаконным.
Исходя из изложенного, второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает необоснованным.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ЗАО "Метизкомплект" на действия ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России при проведении запроса котировок на поставку насосного агрегата ЦВК 5/125 (извещение N 0333100000315000037) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: _______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ Е.В. Волкова
_______________________________ О.О. Сергеева
_______________________________ Е. Ю. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 20 апреля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2015