Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 26 марта 2015 г.
Дата оглашения решения: 26 марта 2015 года город Иваново
Дата изготовления решения: 31 марта 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления;
членов Комиссии: Волковой Е.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок, Сергеевой О.О. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; Горячевой К.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
при участии представителей:
ООО "АктивПроект" (далее - Заявитель, Общество): Красильникова Алексея Евгеньевича (доверенность б/н от 12.01.2015);
ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" (далее - Специализированная организация) и Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области (далее - Заказчик): Саченко Ивана Андреевича (доверенность N 2 от 09.02.2015, N 16-18/14 от 22.02.2015),
УСТАНОВИЛА:
20 марта 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "АктивПроект" на действия Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области при проведении открытого конкурса на комплексное обследование состояния жилых зданий расположенных по адресу: Ивановская область, г. Приволжск, ул. Фрунзе, д. 10, д. 11, ул. Б. Московская, д. 6, с выдачей технического заключения и рекомендаций по приведению в соответствие с действующими нормами и правилами (извещение N 0133300012615000004).
Заявитель считает, что в ходе проведения указанного открытого конкурса, проводимого с целью определения поставщика и заключения с ним контракта, Администрацией Приволжского муниципального района Ивановской области были нарушены требования, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и, как следствие, права и законные интересы ООО "АктивПроект".
В документации о проведении данной закупки Заказчиком в нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе не раскрыт предмет оценки заявок по критерию "качество работ", позволяющий определить полный перечень сведений, подлежащий указанию участником закупки в составе заявки для получения надлежащей оценки по данному критерию. В конкурсной документации не установлены соответствующие величины значимости критериев оценки заявки или порядок их определения.
Исходя из письменных пояснений Заказчика, а также из пояснений представителя Заказчика и Специализированной организации, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России по рассмотрению указанной жалобы, следует, что Заказчик с доводами жалобы не согласен, так как нарушений при проведении указанного конкурса допущено не было.
Предложение участника закупки по критерию "качество работ" составляется им в произвольной форме. Степень детализации и содержательной проработанности предложения будет определяться конкурсной комиссией - экспертным методом. В документации содержится требуемая шкала оценки заявок по данному критерию.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Специализированной организацией документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
13.02.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт РФ), в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе, было размещено извещение N 0133300012615000004 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на комплексное обследование состояния жилых зданий расположенных по адресу: Ивановская область, г. Приволжск, ул. Фрунзе, д. 10, д. 11, ул. Б. Московская, д. 6, с выдачей технического заключения и рекомендаций по приведению в соответствие с действующими нормами и правилами.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Порядок оценки заявок установлен постановлением Правительства Российской Федерации N 1085 от 28.11.2013 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки).
Согласно пункту 4 Правил оценки заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 10 Правил оценки установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно письму Минэкономразвития России N 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/50997/14 от 11.12.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать:
предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка;
инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе установлены Заказчиком в п. 10 части 2 "Информационная карта" документации рассматриваемой закупки.
Согласно вышеуказанному пункту критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются:
1) цена контракта;
2) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - качество работ.
По критерию "качество работ" оценивается предложение участника конкурса о технологии и методах выполнения работ. При оценке заявок по показателю "качество работ" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству работ, содержащей наиболее полные и качественные сведения. Комиссия определяет степень детализации и содержательной проработанности предложения путём сравнения предложений участников открытого конкурса в соответствии с положениями настоящей документации.
При этом Заказчиком установлена шкала предельных величин значимости по данному критерию:
N п/п |
Показатели |
Предельные величины значимости и описание требуемого значения |
|
1 |
"Качество работ" |
||
Описание технологии и методов выполнения работ. Участник закупки дает свое предложение о качестве работ, в котором излагает свое видение выполняемой работы, ее содержание, объем и виды, дает развернутое, детальное предложение о методах и способах решения поставленных задач на основании данных, указанных в Техническом задании, подтверждает заявленные показатели качества документально. |
0 (ноль) баллов |
не предоставление информации, не раскрытие темы, не отображение полной информации, отсутствие документального подтверждения информации полностью либо в части |
|
100 (сто) баллов |
представление содержательно-проработанной и детализированной информации, подтвержденной документально, которая соответствует требованиям конкурсной документации
|
Относительно порядка оценки нестоимостных критериев из п. 7.2 части 1 "Общие положения" документации об открытом конкурсе следует, что "к оценке по критерию (показателям), установленному положениями подпунктов "а" и "в" пункта 25 Правил принимаются только показатели, подтвержденные документально (за исключением случаев прямо предусмотренных настоящей документацией). Заявленные, но не подтвержденные документально (за исключением случаев прямо предусмотренных настоящей документацией) участником закупки показатели по критериям (показателям), установленным положениями подпунктов "а" и "в" пункта 25 Правил, считаются непредставленными_ Оценка выставляется экспертным методом в соответствии с действующей редакцией Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085).
В результате анализа вышеуказанных положений документации рассматриваемой закупки Комиссия Ивановского УФАС России пришла к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в конкурсе по критерию "качество работ" не позволяет объективно выставить заявкам баллы в связи с тем, что невозможно определить, по каким параметрам конкурсная комиссия будет оценивать предложенные участниками в заявках технологии и методы выполнения работ. Заказчик не предусмотрел шкалу значений, по которой происходила бы оценка тех или иных технологий и методов выполнения работ, предложенных участниками в составе заявки.
Разработанный таким образом порядок оценки не дает возможности участникам закупки, претендующим на заключение контракта, подготовить предложение по качеству работ, которому бы конкурсной комиссией не было бы присвоено 0 баллов.
Следовательно, в документации отсутствует предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям (в рассматриваемом случае - качество работ), зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Таким образом, степень детализации и содержательной проработанности предложения, по которой происходит оценка условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, должна быть отражена в документации о проведении конкурса. Оценка данного показателя экспертным методом не позволяет потенциальным участникам оценить свои шансы на победу в указанной закупке, а также на беспристрастное рассмотрение и оценку заявок, поданных на участие в открытом конкурсе членами комиссии.
Исходя из изложенного, в нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация не содержит надлежащие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок.
Кроме того, в рамках внеплановой проверки данной закупки Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Частью 2 ст. 51 Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе.
Согласно ч. 5 ст. 51 требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Часть 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не предусматривает предоставление в составе заявки участниками закупки документов, подтверждающих указанное в заявке предложение по критерию "качество работ".
На основании вышеизложенного, требование Заказчика о предоставлении документов по критерию "качество работ" установленное в документации рассматриваемой закупки (п. 7.2 части 1 "Общие положения" и п. 10 части 2 "Информационная карта" документации об открытом конкурсе) нарушает ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АктивПроект" на действия Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области при проведении открытого конкурса на комплексное обследование состояния жилых зданий расположенных по адресу: Ивановская область, г. Приволжск, ул. Фрунзе, д. 10, д. 11, ул. Б. Московская, д. 6, с выдачей технического заключения и рекомендаций по приведению в соответствие с действующими нормами и правилами (извещение N 0133300012615000004) обоснованной.
2. Признать в действиях Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области нарушение ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и Специализированной организации предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: _______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _______________________________ Е.В. Волкова
_______________________________ К.С. Горячева
_______________________________ О.О. Сергеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 26 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2015