Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 7 мая 2015 г. N КС-122/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя Калининградского УФАС России - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
Ю.А.Дорофеевой
И.П. Зуевой
|
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей:
Уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области
Заказчика - Государственного казенного учреждения калининградской области "Региональное управление заказчика капитального строительства"
ООО "Офис Депо" |
Р.Г. Норвиласа О.В. Губарь
Д.А. Ратниковой
В.Н. Онищенко |
уполномоченного представителя; уполномоченного представителя;
уполномоченного представителя;
уполномоченного представителя, |
рассмотрев жалобу ООО "Офис Депо" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области при проведении открытого конкурса (извещение N 0135200000515000289) на право заключения контракта на изготовление, доставку и монтаж мебели на объекте: "Строительство театра эстрады в г. Светлогорске, Калининградская область" (далее - Конкурс) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 29.04.2015 поступила жалоба Заявителя на действия единой комиссии Уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Общество с ограниченной ответственностью "Офис Депо" (далее - ООО "Офис Депо") 23 апреля 2015 года подало заявку на участие в Конкурсе. Начальная максимальная цена контракта - 19 984 228 рублей. В качестве обеспечения заявок на участие в Конкурсе необходимо было внести обеспечение в размере 999 211,40 рублей.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе N0135200000515000289-1 от 23 апреля 2015 года заявка ООО "Офис Депо" с предложением о цене контракта в размере 18 985 000 рублей была принята к рассмотрению.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе N0135200000515000289-2 от 27 апреля 2015 года заявка Заявителя была рассмотрена и признана несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе, извещению о проведении конкурса и конкурсной документации: заявка на участие в конкурсе не соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, а именно, в составе заявки на участие в конкурсе отсутствуют: - документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия) (в состав заявки на участие в конкурсе представлена копия платежного поручения, не заверенная банком).
В представленных в составе заявки ООО "Офис Депо" документах присутствует платежное поручение N 644 от 21.04.2015 года, что отражено в протоколе вскрытия конвертов.
В платежном поручении N 644 от 21.04.2015 стоит отметка банка, а именно отделения N 8626 Сбербанка России о проведении 21.04.2015 в системе электронных платежей платежа в адрес Конкурсного агентства, кроме того, согласно информации, полученной от банка, на момент рассмотрения и оценки заявок единой комиссией уполномоченного органа, денежные средства уже поступили на его расчетный счет. Поэтому общество считает полностью исполненными обязательства по внесению обеспечения заявки до проведения процедуры вскрытия конвертов. То есть при возникновении сомнений в достоверности предоставленных документов, сотрудники комиссии могли легко получить информацию о получении обеспечения на расчетный счет у своей финансовой службы.
Также Заявитель полагает, что на основании данных, указанных в протоколе вскрытия, ценовое предложение ООО "Офис Депо" было ниже, чем у другой заявки, и по совокупности критериев, ООО "Офис Депо" должно было быть признано победителем Конкурса.
На основании вышеизложенного Заявитель считает действия единой комиссии
Уполномоченного органа неправомерными и просит:
- признать действия единой комиссии неправомерными, протокол N0135200000515000289-2 недействительным;
- обязать единую комиссию Уполномоченного органа устранить нарушения законодательства, допустить ООО "Офис Депо" к участию в Конкурсе.
- до рассмотрения жалобы по существу приостановить действия Заказчика по подписанию контракта с победителем Конкурса.
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Конкурсное агентство не согласно с доводами, изложенными в жалобе ООО "Офис Депо", по следующим основаниям.
Пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона контрактной системе, подпунктом 5 пункта 19 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению" раздела 2 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации установлено, что в составе заявки на участие в конкурсе необходимо представить документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Заявителем в составе заявки на участие в конкурсе представлена копия платежного поручения, не заверенная банком.
Довод заявителя о том, что платежи проводятся с использованием электронной подписи и документ, подписанный электронной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, Уполномоченный орган считает несостоятельным. Вместе с тем, заявка заявителя не содержит документ, подписанный электронной подписью.
На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, пункту 5 "Срок, место и порядок подачи заявок участников закупки", раздела 2 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации заявки на участие в конкурсе подаются в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки на участие в конкурсе до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, по адресу: 236022, г. Калининград, Советский проспект, 13, 5 этаж, каб. 507.
Кроме того, довод заявителя о том, что до рассмотрения и оценки заявок имелась возможность проверить поступление денежных средств от заявителя нельзя принимать во внимание, в связи с тем, что Законом о контрактной системе императивно установлено какие именно документы должна содержать заявка на участие в конкурсе, в частности в пункте 5 части 2 статьи 51 указано, что документом, подтверждающим внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе, является платежное поручение с отметкой банка или заверенная банком копия этого платежного поручения.
Единая комиссия на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе приняла решение о несоответствии заявки Заявителя на участие в Конкурсе требованиям, указанным в конкурсной документации, что зафиксировано в рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 27.04.2015 N 0135200000515000289-2.
В соответствии с Приложением N 1 к Положению Центрального Банка Российской Федерации от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение Банка России), для реквизита "Отметки банка" указано "В платежном поручении на бумажном носителе проставляются штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств. В платежном поручении в электронном виде и на бумажном носителе банк получателя средств указывает дату исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата".
Положение Банка России содержит требования к платежному поручению, оформляемому в двух видах: на бумажном носителе и в электронной форме. Платежное поручение, выданное на бумажном носителе, должно содержать (согласно пункту 45 Приложения N 1 к Положению Банка России) штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств и дату исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата". В платежном поручении в электронной форме в графах "Отметки банка" и "Отметки банка плательщика" указывается подпись уполномоченного лица банка получателя средств и дата исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата".
Требований к копии платежного поручения, в том числе копии платежного поручения, выданного в электронной форме Положение Банка России не содержит.
Вместе с тем, указанные правоотношения урегулированы федеральным законом, так согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки в составе заявки на участие в конкурсе должен представить документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Таким образом, в составе заявки Заявителя отсутствует как оригинал платежного поручения (подписанного электронной подписью), подтверждающего перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, так и заверенная банком копия этого платежного поручения.
Кроме того, пункты 1.24, 2.3, 2.9.1 Положения Банка России, на которые ссылается Заявитель, содержат требования к распоряжению плательщика, которое направляется в электронном виде банку, кредитной организации для перевода денежных средств по банковским счетам, но не регулируют оформление и выдачу платежного поручения.
Как следует из Приложения N 2 Письма ФАС России от 23.01.2014 N ИА/2111/14, отказ в допуске к участию в конкурсе, в связи с предоставлением в составе заявки платежного поручения о перечислении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе без отметки банка о перечислении или списании таких средств является нарушением положений Закона о размещении заказов, но не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Конкурсное агентство просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик считает действия Конкурсного агентства Калининградской области при проведении процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения контракта на изготовление, доставку и монтаж мебели на объекте: "Строительство театра эстрады в г. Светлогорске, Калининградская область" правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4.4 раздела 1 конкурсной документации на право заключения контракта на изготовление, доставку и монтаж мебели на объекте: "Строительство театра эстрады в г. Светлогорске, Калининградская область" обеспечение заявки на участие в Конкурсе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе осуществляется участником закупки.
В соответствии с п. 19. раздела 2. конкурсной документации к документам, подтверждающим внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, относятся: платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям закона, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации,,
Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки в составе заявки на участие в конкурсе должен представить документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Согласно приложению N 2 к письму ФАС России от 23 января 2014 г. NИА/2111/14 "По вопросу применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении лиц к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов" отказ в допуске к участию в конкурсе, в связи с предоставлением в составе заявки платежного поручения о перечислении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе без отметки банка о перечислении или списании таких средств не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Руководствуясь вышеизложенным, Заказчик считает доводы, указанные в жалобе ООО "Офис Депо", не подлежащими удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
02 апреля 2015 года Уполномоченным органом - Конкурсным агентством Калининградской области на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещены извещение N0135200000515000289 и конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 984 228 рублей.
Объект закупки - право заключения контракта на изготовление, доставку и монтаж мебели на объекте: "Строительство театра эстрады в г. Светлогорске, Калининградская область".
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе N0135200000515000289-2 от 27.04.2015 заявка ООО "Офис Депо" была признана несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе, извещению о проведении конкурса и конкурсной документации с обоснованием: заявка на участие в конкурсе не соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, а именно, в составе заявки на участие в конкурсе отсутствуют: - документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия) (в состав заявки на участие в конкурсе представлена копия платежного поручения, не заверенная банком).
В силу части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Согласно пункту 19 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению" раздела 2 "Информационная карта" конкурсной документации (далее - Информационная карта) заявки на участие в конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в настоящей документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении конкурса. Участник конкурса подает в письменной форме заявку на участие в конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. При этом на таком конверте указывается реестровый номер конкурса, наименование объекта закупки, а также номер лота (в случае наличия лотов в конкурсной документации), на участие в котором подается данная заявка. Участник конкурса вправе не указывать на таком конверте свое фирменное наименование, почтовый адрес (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество, информацию о месте жительства (для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя). Подача заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в форме электронного документа не допускается.
В силу подпункта 5 пункта 19 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению" раздела 2 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации установлено, что в составе заявки на участие в конкурсе необходимо представить документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
В Приложении N 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" для реквизита "Отметки банка" указано "В платежном поручении на бумажном носителе проставляются штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств. В платежном поручении в электронном виде и на бумажном носителе банк получателя средств указывает дату исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата".
Платежное поручение, выданное на бумажном носителе, должно содержать (согласно пункту 45 Приложения N 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств") штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств и дату исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата". В платежном поручении в электронной форме в графах "Отметки банка" и "Отметки банка плательщика" указывается подпись уполномоченного лица банка получателя средств и дата исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата".
Пункты 1.24, 2.3, 2.9.1 Положения Банка России содержат требования к распоряжению плательщика, которое направляется в электронном виде банку, кредитной организации для перевода денежных средств по банковским счетам, но не регулирует оформление и выдачу платежного поручения.
Согласно Условиям предоставления услуг с использованием системы дистанционного банковского обслуживания ОАО "Сбербанк России" юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, занимающимся частной практикой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации:
- электронный документ - это электронный образ документа (платежного или иного), представленный в согласованном Сторонами формате, определяемом программными средствами создания документа;
- электронный платежный документ - электронный документ (платежное поручение клиента в электронном виде), являющийся основанием для совершения банком операций по банковскому счету Клиента; электронные платежные документы, защищенные корректной электронной подписью, в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют равную юридическую силу с документами на бумажных носителях, подписанными собственноручными подписями уполномоченных лиц и заверенными оттиском печати.
Из изложенного выше следует, что электронный платежный документ, защищенный корректной электронной подписью, имеет юридическую силу только в случае представления в формате, определяемом программными средствами создания документа (в электронном виде).
Изучив представленную на участие в Конкурсе заявку ООО "Офис Депо", Комиссией установлено, что в составе заявки на участие в Конкурсе Заявителем на бумажном носителе представлена копия платежного поручения N 644 от 21.04.2015 на сумму 999 211,40 рублей с назначением платежа - внесение денежных средств на право заключения контракта на изготовление, доставку и монтаж мебели на объекте: "Строительство театра эстрады в г. Светлогорске", распечатанная из системы "Сбербанк Бизнес Онлайн" и незаверенная банком в соответствии с требованиями конкурсной документации.
Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Комиссия считает, что платежное поручение, представленное заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе, не соответствует требованиям п.5 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе, поскольку оно не содержит надлежащей отметки банка, не заверено банком. При этом доказательств того, что указанное платежное поручение подписано электронной подписью уполномоченного лица банка Заявителем не представлено.
Учитывая изложенное выше, Комиссия приходит к выводу, что единая комиссия Уполномоченного органа в соответствии с положениями Закона о контрактной системе приняла обоснованное решение о признании заявки ООО "Офис Депо" несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе, извещению о проведении конкурса и конкурсной документации с обоснованием: заявка на участие в конкурсе не соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, а именно, в составе заявки на участие в конкурсе отсутствуют: - документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия) (в состав заявки на участие в конкурсе представлена копия платежного поручения, не заверенная банком).
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Офис Депо" необоснованной.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
Ю.А. Дорофеева
И.П. Зуева
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 7 мая 2015 г. N КС-122/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2015