Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 26 марта 2015 г. N КС-63/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
Ю.К. Быстровой
И.П. Зуевой
|
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей: ФГБУ "Управление "Калининградмелиоводхоз" ООО "Корпорация ФС" |
Л.В. Никитиной
В.В. Каськова О.Н. Порошина |
по доверенности N 238 от 24.03.15;
генерального директора; по доверенности б/н от 18.03.15; |
рассмотрев жалобу ООО "Корпорация ФС" (далее - Заявитель) на действия организации, исполняющей функции заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса (извещение N 0335100004715000005) на право заключения государственного контракта на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту "Реконструкция осушительной насосной станции N37 и магистрального канала, Славский район, Калининградская область" (далее - Конкурс) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 19.03.2015 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Ознакомившись с критериями оценки заявок на участие в Конкурсе, величинами значимости этих критериев, порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, установленными п. 15 раздела "Информационная карта открытого конкурса" документации о Конкурсе, Заявитель считает, что в конкурсной документации имеются следующие нарушения Закона о контрактной системе.
1) В п. 15 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе" Информационной карты открытого конкурса конкурсной документации Заказчик указал критерии оценки:
N |
Наименование критерия |
Значимость критериев |
|
критерия |
|
в % |
Коэффициент, К |
Пп 1.1 |
Стоимостные критерии оценки заявок на участие в конкурсе Критерий N 1 "Цена контракта", величина значимости- 60 %. К31 - коэффициент значимости критерия N 1 "Цена контракта": КЗ 1 =60/100 = 0,6 |
60 |
0,60 |
Пп. 1.2 |
Нестоимостные критерии оценки заявок на участие в конкурсе: Критерий N 2 "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", величина значимости - 40 % |
40 |
0,40 |
|
Суммарная значимость критериев |
100 |
1 |
В описании Заказчик не указал составляющие заявленного нестоимостного критерия, величины значимости этого критерия, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
При этом в пп 2.2.2. "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера" информационной карты конкурсной документации вводится новый нестоимостный показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера" без буквенно-цифрового значения, значимость которого устанавливается 100%, коэффициент значимости - 100/100=1. Данный показатель не отражен в общей формуле итогового рейтинга, не в формуле по критерию N2. При этом предметом оценки по данному показателю является суммарная стоимость всех выполненных участником конкурса по государственным контрактам на выполнение проектных и изыскательских работ по аналогичному объекту настоящей закупки по государственным контрактам (гражданско-правовым договорам государственных (далее - контракты (договора)) исполненных в течении 3-х лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, при этом стоимость по каждому выполненному вышеуказанному контракту (договору) должна составлять не менее чем 40 % от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс
Составляющим нестоимостного критерия Заказчик применяет другой нестоимостной критерий "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера" (пп 2.2.2. информационной карты конкурсной документации), что, по мнению Заявителя, вводит в заблуждение участника закупки, какой нестоимостной критерий Заказчик будет оценивать, и каким образом будет осуществляться оценка.
2) В п. 27 "Требования к участникам открытого конкурса" информационной карты конкурсной документации отсутствует требование к участнику закупки о наличии свидетельства СРО на проектирование и изыскание, при этом в пп. 2.4. п. 16 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению" информационной карты открытого конкурса установлено требование о наличии действующего свидетельства о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, содержащего виды работ по подготовке проектной документации и при этом нет оговорки, что Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника открытого конкурса, не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Конкурсная документация предусматривает условие о возможности привлечения к выполнению работ субподрядчиков, а значит наличие всех пунктов СРО проектирования необязательно, достаточно наличия п. 13 "Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)".
Кроме того, согласно Приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" в СРО по проведению изыскательских работ не предусмотрен пункт по генеральному подряду с указанием стоимости договора по проведению изыскательских работ.
3) В пп 2.2.2. "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера" информационной карты конкурсной документации установлено, что предметом оценки по данному показателю является суммарная стоимость всех выполненных участником конкурса по государственным контрактам на выполнение проектных и изыскательских работ по аналогичному объекту настоящей закупки по государственным контрактам (гражданско-правовым договорам государственных (далее - контракты (договора)) исполненных в течении 3-х лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, при этом стоимость по каждому выполненному вышеуказанному контракту (договору) должна составлять не менее чем 40 % от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс. Заявитель считает, что данные характеристики направлены на ограничение конкуренции, поскольку согласно изложенным выше требованиям не будут включаться в предмет оценки опыта участника стоимость по муниципальным контрактам на выполнение проектных и изыскательских работ прошедших госэкспертизу; не дана точная формулировка понятию "аналогичный объект", что может привести к злоупотреблению со стороны Заказчиком в субъективной оценке по предмету того, что соответствует или не соответствует характеристике "аналогичного объекта".
4) Пунктом 9 "Порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления" Информационной карты открытого конкурса конкурсной документации установлено, что дата окончания срока поступления Заказчику запроса участника открытого конкурса о даче разъяснений положений конкурсной документации - 12 марта 2015 года, дата окончания срока предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации - 14 марта 2015 года. В то же время, если руководствоваться положениями ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе, срок поступления Заказчику запроса участника открытого конкурса о даче разъяснений положений конкурсной документации истекает 14.03.2015, срок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации истекает 18.03.2015. Таким образом, Заказчиком вопреки требованиям ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе был сокращен срок для направления участника открытого конкурса запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации.
5) В п 4.4.14. проекта государственного контракта на выполнение работ, являющихся предметом Конкурса, ошибочно вместо Государственного заказчика указано, что: "В случае прекращения действия указанных документов или приостановки их действия, Генеральный проектировщик в течение 2-х дней обязан уведомить об этом Муниципального заказчика".
6) В п. 2.3. проекта государственного контракта на выполнение работ, являющихся предметом Конкурса, ошибочно указано, что III этап выполнения - 18 декабря 2014 года.
Заявитель просит рассмотреть его жалобу по существу и выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
В п. 15 раздел 2 "Информационная карта открытого конкурса подробно описаны критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе и установлены в соответствии с Законом о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085. В соответствии с п.4, (п.п. б), указанного Постановления Правительства РФ к нестоимостным критериям оценки относятся: "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
П. 8 указанного Постановления Заказчик обязан указать используемые для определения поставщика критерии оценки и величины значимости критериев оценки, п. 10 в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки.
В разделе 2 п. 1.2 информационной карты установлен критерий N2 в соответствии с Постановлением Правительства, указан коэффициент значимости критерия N2 (К32=40/100=0,4).
п.2 расписан порядок оценки заявок на участие в конкурсе, указаны формула определения итогового рейтинга заявки, формула подсчета количества баллов по критерию N2 (ПЦБ1=КЗх100х(К1/К/тах) и установлено, что лучшим условием исполнения контракта является наибольшее значение показателя.
В соответствии с п.27 Постановления Правительства РФ N1085 показателями нестоимостного критерия оценки могут быть - опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера. В п.2.2.2 информационной карты указан данный показатель, определено значение показателя: 100/100=1. Предметом оценки по данному показателю является суммарная стоимость всех выполненных участником конкурса работ по государственным контрактам на выполнение проектных и изыскательских работ по аналогичному объекту настоящей закупки государственным контрактам (гражданско-правовым договорам).
Таким образом, заказчик указал критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок в соответствии с законодательством.
В п.27 информационной карты "Требование к участникам открытого конкурса" установлены единые требования в соответствии со ст.31 Закона о контрактной системе и устанавливать требование о наличии СРО не допустимо.
В п.п.2.4 п. 16 "Требование к содержанию, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и информацию по ее заполнению указаны документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуги, являющихся объектом закупки, на основании п.п Г,п.1, части 2 ст.51 Закона о контрактной системе, в которой указано, что участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие содержащую в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса, требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п.1 и п.2 части 1 ст.31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.
Предоставление копии свидетельства о закупке к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в порядке и по форме установлено Градостроительным Кодексом РФ и Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 г. N 356 "Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Также, в своей жалобе Заявитель указывает, что наличие всех пунктов СРО проектирование необязательно, достаточно наличие п. 13 "Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем", при этом не обосновывает данный вывод с точки зрения законодательства.
В пунктах 4.4.14 и 2.3 раздела 6 "Проект контракта" конкурсной документации допущены технические ошибки.
Заказчик считает жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
27 февраля 2015 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещены извещение N 0335100004715000005 и документация о Конкурсе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 500 000,00 рублей.
1. В силу пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085.
Согласно пункту 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 10 Правил оценки заявок определено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 11 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Подпунктом "б" пункта 27 Правил оценки заявок определено, что показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Пунктом 15 раздела 2 "Информационная карта открытого конкурса" документации о Конкурсе установлено следующее:
"Критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г N1085. Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев:
1.1. Стоимостные критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
Критерий N 1 "Цена контракта", величина значимости- 60 %.
KЗ1 - коэффициент значимости критерия N 1 "Цена контракта":
KЗ1 = 60/100 = 0,6
1.2. Нестоимостные критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
Критерий N 2 "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", величина значимости - 40 %
KЗ2 - коэффициент значимости критерия N 2 "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
KЗ2= 40/100= 0,4
2. Порядок оценки заявок на участие в конкурсе
Оценка заявок производится на основании критериев оценки заявок на участие в конкурсе, их содержания и значимости, установленных в настоящей документации. Значимость критериев оценки определяется в процентах. Сумма величин значимостей критериев оценки заявок, установленных в настоящей документации, составляет 100 %.
По результатам оценки по критериям каждой заявке на участие в конкурсе выставляется оценка в баллах (рейтинг). Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Для оценки заявки на участие в конкурсе осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке.
Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.
Итоговый рейтинг каждой заявки на участие в конкурсе (Vi) определяется по формуле:
Vi = (ЦБi KЗ1) + (НЦБi KЗ2) , где:
ЦБi - количество баллов, присуждаемых i-й заявке по критерию N 1;
НЦБi - количество баллов, присуждаемых i-й заявке по критерию N 2.
Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Количество баллов, присуждаемых по Критерию N1 (ЦБi ) определяется по формуле:
а) в случае если ,
, где:
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
б) в случае если ,
,
где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.
Контракт заключается на условиях по данному критерию, указанных в заявке участника конкурса.
Количество баллов, присуждаемых по Критерию N2 (НЦБi),определяется по значимости показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых работ по нестоимостным критериям оценки.
По критерию N 2 лучшим условием исполнения контракта является наибольшее значение показателя и количество баллов, присуждаемых заявке (НЦБi), определяется по формуле:
,
где: КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
2.2.2 Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера.
Для данного показателя устанавливается значимость - 100 %
Коэффициент значимости показателя: 100/100 = 1
Предметом оценки по данному показателю является суммарная стоимость всех выполненных участником конкурса работ по государственным контрактам на выполнение проектных и изыскательских работ по аналогичным объекту настоящей закупки по государственным контрактам (гражданско-правовым договорам государственных (далее - контракты (договора)) исполненных в течении 3-х лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, при этом стоимость по каждому выполненному вышеуказанному контракту (договору) должна составлять не менее чем 40 % от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс.
В качестве подтверждения по данному показателю представляются: - копии контрактов (договоров), на выполнение проектных и изыскательских работ аналогичных объекту настоящей закупки, выполненных в течении 3-х лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, при этом стоимость по каждому выполненному контракту (договору) должна составлять не менее чем 40 % от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс;
- копии подписанных актов о выполнении работ по контрактам (договорам), подтверждающие исполнение соответствующих контрактов (договоров) в полном объеме;
- копии положительных заключений государственной экспертизы по контрактам (договорам).
Оцениваться будут только копии контрактов (договоров) с приложениями копий подписанных актов о выполнении работ и положительных заключений государственной экспертизы по контрактам (договорам).
В случае противоречия сведений о стоимости выполненных участником конкурса работ, указанных в представленных в составе заявки на участие в конкурсе копий контрактов (договоров) и копий подписанных актов приемки выполненных работ по вышеуказанным контрактам (договорам), будет учитываться стоимость выполненных работ, указанная в актах приемки выполненных работ.
Указанные выше документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства, если такие требования предъявляются к их оформлению, в том числе должны иметь необходимые для их идентификации реквизиты (бланк отправителя, наименование документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, исходящий номер, дата составления, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей и фамилий лиц, подписавших документ и их личные подписи).
В случае, если заявка на участие в конкурсе не содержит вышеуказанные документы (содержит документы несоответствующие предмету оценки), то по данному показателю Критерия N 2 участнику конкурса единой комиссией будет присвоено нулевое значение.
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта является:
- наибольшее значение критерия оценки (показателя)".
Таки образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в документации о Конкурсе установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и Правилами оценки заявок.
2. В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно подпункту 1 пункта 27 раздела 2 "Информационная карта открытого конкурса" документации о Конкурсе к участникам открытого конкурса устанавливаются следующие единые требования: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Согласно части 4 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень видов работ по инженерным изысканиям), утверждён Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624.
Изучив указанный перечень и документацию о Конкурсе, Комиссия установила, что работы, являющиеся объектом Конкурса, входят в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, а именно:
- выполнение инженерно-геодезических изысканий;
- выполнение инженерно-геологических изысканий;
- выполнение инженерно-гидрометеорологических изысканий;
- выполнение инженерно-экологических изысканий;
- выполнение проектных работ.
Подпунктом 2.4 пункта 16 раздела 2 "Информационная карта открытого конкурса" документации о Конкурсе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- копия действующего свидетельства о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в порядке и по форме, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации и Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 "Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", содержащего виды работ по подготовке проектной документации:
I. Виды работ по инженерным изысканиям
п.1. Работы в составе инженерно-геодезических изысканий.
п.2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий.
п.3. Работы в составе инженерно-гидрометеорологических изысканий.
п.4. Работы в составе инженерно-экологических изысканий.
(с правом осуществления организации работ по подготовке проектной документации, стоимость которых по одному договору (контракту, указанная в приложении к вышеназванному свидетельству, превышает (составляет) начальную (максимальную) цену муниципального контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс).
II. Виды работ по подготовке проектной документации
п. 1. Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка.
п. 2. Работы по подготовке архитектурных решений.
п. 3. Работы по подготовке конструктивных решений.
п. 4.1. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения.
п. 4.2. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем водоснабжения и канализации.
п. 5.3. Работы по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения до 35 кВ включительно и их сооружений.
п. 6.3. Работы по подготовке технологических решений производственных зданий и сооружений и их комплексов.
п. 6.5. Работы по подготовке технологических решений гидротехнических сооружений и их комплексов.
п. 7.1. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне.
п. 7.2. Инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
п. 7.4. Разработка декларации безопасности гидротехнических сооружений.
п. 8. Работы по подготовке проектов организации строительства, сносу и демонтажу зданий и сооружений, продлению срока эксплуатации и консервации.
п. 9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды.
п. 10. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
п. 12. Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.
п.13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком);
(с правом осуществления организации работ по подготовке проектной документации, стоимость которых по одному договору (контракту, указанная в приложении к вышеназванному свидетельству, превышает (составляет) начальную (максимальную) цену муниципального контракта, на право заключить который проводится настоящий конкурс).
Согласно подпункту 4.3.1. пункта 4.3 раздела 6 "Проект контракта" документации о Конкурсе Генеральный проектировщик вправе при необходимости привлекать субподрядчиков к выполнению Работ, заключать договоры с субподрядчиками.
В части 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены функции лица, осуществляющего подготовку проектной документации. Так, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
В соответствии с частью 5.1 статьи 48 Кодекса, в случае если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Вид работ "организация подготовки проектной документации" относится ко всей совокупности вопросов, связанных с обеспечением выполнения подготовки проектной документации в целом, осуществляемых в рамках задания на проектирование, а не к выполнению отдельных работ.
Таким образом, для организации, имеющей свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной организации (по пункту 13 раздела II Перечня), договором по организации подготовки проектной документации будет являться договор, который он заключает с заказчиком (застройщиком) в качестве генерального проектировщика, который впоследствии может заключать договоры на части работ с субподрядными организациями, которые имеют соответствующие свидетельства о допуске на выполняемые работы, указанные в разделе II Перечня.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в документации о Конкурсе необоснованно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии Свидетельства СРО, содержащего виды работ по подготовке проектной документации, предусмотренные пунктами 1-4 раздела I, 1-4.2, 5.3, 6.3, 6.5, 7.1, 7.2, 7.4, 8-10, 12, 13 раздела II Перечня видов работ по инженерным изысканиям, что ведёт к ограничению числа участников Конкурса и является нарушением требования пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В силу пункта 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
При этом в соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Извещением о проведении Конкурса и пунктом 9 раздела 2 "Информационная карта открытого конкурса" документации о Конкурсе установлены:
- дата окончания срока поступления Заказчику запроса участника открытого конкурса о даче разъяснений положений конкурсной документации - 12 марта 2015 года;
- дата окончания срока предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации - 14 марта 2015 года.
Согласно извещению о проведении Конкурса дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 19 марта 2015 года.
Вместе с тем, исходя из содержания части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, участник открытого конкурса вправе направить запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. При этом заказчик обязан направить разъяснения положений конкурсной документации в течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса. Отсюда следует, что Заказчик в извещении о проведении Конкурса и в конкурсной документации должен был установить дату окончания срока поступления запросов участников открытого конкурса о даче разъяснений положений конкурсной документации - 14 марта 2015 года, а также дату окончания срока предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации - 17 марта 2015 года.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в извещении о проведении Конкурса и документации о Конкурсе неправомерно установлены даты окончания срока поступления Заказчику запросов о даче разъяснений положений конкурсной документации и окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации - 12.03.2015 и 14.03.2015 соответственно, что является нарушением требований пункта 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 23.03.2015 N ПРЕ1 заявка на участие в Конкурсе, поданная проектно-изыскательским республиканским унитарным предприятием "Белгипроводхоз" признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
Изучив заявку на участие в Конкурсе, поданную РУП "Белгипроводхоз", Комиссия установила, что в её составе представлена копия Свидетельства N СРО-АП-109-058-19042012 от 19.04.2012 о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
- работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка;
- работы по подготовке генерального плана земельного участка;
- работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта;
- работы по подготовке схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения;
- работы по подготовке архитектурных решений;
- работы по подготовке конструктивных решений;
- работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий;
- работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем водоснабжения и канализации;
- работы по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий;
- работы по подготовке проектов наружных сетей водоснабжения и канализации, и их сооружений;
- работы по подготовке технологических решений;
- работы по подготовке технологических решений гидротехнических сооружений и их комплексов;
- работы по подготовке технологических решений объектов сельскохозяйственного назначения и их комплексов;
- работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды;
- работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Представленная РУП "Белгипроводхоз" в составе заявки на участие в Конкурсе копия Свидетельства СРО не содержит виды работ по подготовке проектной документации, предусмотренные пунктами 1-4 раздела I, пунктами 4.1, 5.3, 6.3, 7.1, 7.2, 7.4, 8, 12 раздела II Перечня видов работ по инженерным изысканиям, в связи с чем заявка РУП "Белгипроводхоз" не соответствует требованиям подпункта 2.4 пункта 16 раздела 2 "Информационная карта открытого конкурса" документации о Конкурсе.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что конкурсная комиссия Заказчика приняла необоснованное решение о признании заявки РУП "Белгипроводхоз" на участие в Конкурсе соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, что является нарушением части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Корпорация ФС" обоснованной.
2. Признать организацию, исполняющую функции заказчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области" нарушившей пункты 4 и 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать единую комиссию организации, исполняющей функции заказчика, ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области", нарушившей часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать организации, исполняющей функции заказчика, единой комиссии организации, исполняющей функции заказчика, предписание об устранении допущенных нарушений.
5. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России района для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
Ю.К. Быстрова
И.П. Зуева |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 26 марта 2015 г. N КС-63/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2015