Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 2 апреля 2015 г. N Кс-74/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
Членов комиссии:
с участием представителей: |
А.Г. Киселёвой
Ю.К. Быстровой
|
старшего государственно инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственно инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
|
Заказчика - Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области
Заявителя - ООО "Вестмастер"
|
М.Г. Иванова В.В. Стрельченко Е.А. Гончарова
И.А. Ткаченко |
по доверенности б/н от 01.04.2015; по доверенности б/н от 01.04.2015; по доверенности б/н от 01.04.2015;
по доверенности б/н от 16.03.2015; |
рассмотрев жалобу ООО "Вестмастер" (далее - Заявитель) (вх. N 2524 от 27.03.2015) на действия заказчика - Управления Федеральной налоговой службы Калининградской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0135100003615000013) на выполнение работ по установке и вводу в эксплуатацию программно-аппаратного автоматизированного комплекса технических средств для мониторинга объекта при возникновении внештатных ситуаций и контроля за процессами жизнедеятельности в помещениях Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области по адресу: г. Калининград, ул. Каштановая аллея, 28, лит. А, А1 (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 27.03.2015 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона в части несоответствия положений документации об Аукционе действующему законодательству.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Как следует из Аукционной документации размещенной, на сайте закупок (http://zakupki.gov.ru), Раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме", пункта N 11.2 Даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе. Разъяснения положений документации об электронном аукционе предоставляются по запросам, поступившим в период с 12.03.2015 по 24.03.2015.
24.03.2015 в 15:19 Заявителем направлен запрос на разъяснения положений документации, а именно нарушения действующего законодательства в VI "Техническая часть".
В части VI "Техническая часть" указан объем услуг, подлежащий выполнению: согласно ведомости объемов работ (размещено отдельным файлом). Технические требования к содержанию и объему работ п. 4 Требования к выполнению исполнительной документации содержит следующее указание: "Разрабатываемая документация должна быть выполнена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "Положение о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.05.2009 N 427, от 21.12.2009 N 1044, от 13.04.2010 N 235, от 07.12.2010 N 1006, от 15.02.2011 N 73, от 25.06.2012 N 628).
Кроме того, необходимо представить рабочий проект подсистем безопасности.
Так как в документации содержится прямое указание на выполнение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "Положение о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию" (далее Постановление), то понятие рабочий проект следует трактовать на основании указанного законодательного акта. Как следует из Постановления, раздел I. Общие указания п.1. "Настоящее Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - строительство).
В целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
Правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
По мнению Заявителя, из этого следует, что подрядчик должен выполнить значительный объем работ по разработке и выпуску проектной документации. Однако разработка рабочего проекта не является предметом данного аукциона, также в ведомости объемов работ отсутствует указание на проектные работы, стоимость проектных работ не отражена в приложенной локальной смете и соответственно не вошла в обоснование общей стоимости контракта.
ООО "Вестмастер" отправлен запрос на разъяснение положений конкурсной документации. Заказчик, рассмотрев указанный запрос, считает, что участник неверно трактует указанное положение документации, и, по мнению Заказчика, в предмет закупки не входит подготовка проектной документации. И что под рабочим проектом подсистем безопасности следует понимать исключительно схемы размещения установленных подсистем и подведения к ним систем обеспечения питания, так как указанные схемы необходимы в последующем для обслуживания установленных систем. То есть в документации требование о представлении рабочего проекта есть, указание на выполнение Подрядчиком Постановления есть, но с точки зрения Заказчика, указанное положение носит рекомендательный, но не обязательный характер. Мы не можем согласиться с позицией Заказчика, что содержащееся в конкурсной документации прямое указание на выполнение действующего Постановления Правительства Российской Федерации имеет рекомендательный характер. К тому же, ЧАСТЬ VI. ПРОЕКТ КОНТРАКТА содержит п. 3. Обязательства Сторон, п.п. 3.1. Обязанности Подрядчика, п.п.п. 3.1.1. "Для обеспечения выполнения Работ Подрядчик обязан выполнять требования по качеству Работ, устанавливаемых действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе указанных в Описании объекта закупки".
Таким образом, согласно контракту, подрядчик обязан выполнить требуемые работы в соответствии с правовыми актами Российской Федерации, в том числе указанных в описании объекта закупки и ответ Заказчика о рекомендательном характере его указаний несостоятелен. К тому же, требование иных законодательных и правовых актов в отношении требуемых к выполнению работ, например ГОСТ Р 21.1101-2013 "Система проектной документации для строительства", также обязательны к исполнению.
Также объединение в состав одного лота работ по проектированию и монтажных (в том числе и наладочных) работ, по мнению ООО "Вестмастер", нарушает часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части нарушения требований к описанию объекта закупки и влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Также указание конкретных характеристик используемого товара до разработки рабочего проекта не является возможным и влечет ограничение количества участников закупки. Просим устранить нарушения законодательства и устранить объединение в одном лоте работ по проектированию с монтажными и наладочными работами.
Заказчик отказывается вносить изменения в Раздел 6 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, и раздел "Требования к товарам, применяемым при выполнении работ", в котором нарушены положения действующего законодательства.
В связи с выше изложенным, Заявитель считает действия Заказчика неправомерными и просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме до рассмотрения жалобы по существу, а также выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик считает доводы, изложенные в жалобе необоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе аукционная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся. реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Понятие "рабочая документация" Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
В пункте 4 Положения о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение) указано, что в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, на объект капитального строительства разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
При этом в силу части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Иными словами, все вышеуказанные нормативные акты относятся исключительно к работам, в том числе проектным, при проведении капитального ремонта, реконструкции или строительстве капитальных объектов, и следовательно, Заказчик при условии выполнения вышеуказанных требований и включения в состав аукционной документации требований в смысле положений Градостроительного Кодекса РФ обязан был установить требование наличия у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Однако, предметом закупки не является проведение капитального ремонта, реконструкции или строительстве капитальных объектов.
Более того, для последующего обслуживания установленных систем, в частности связанности с системой контроля за пожарной безопасностью, необходимо наличие документов, которые установлены РД 78.145-93, и которые включают в себя помимо указанных в аукционной документации актов обследования; передачи оборудования, изделий и материалов в монтаж; готовности зданий, сооружений к производству монтажных работ; об окончании монтажных работ; об окончании пусконаладочных работ; ведомости смонтированного оборудования и материалов; общий журнал работ, а также исполнительный чертеж сетей пожарной сигнализации и план схему объекта под которым в контексте аукционной документации и понимается рабочий проект подсистем безопасности.
Также Заказчик просит обратить внимание комиссии на тот факт, что Заявитель подменяет понятия, указанные в пункте 4 Положения, а именно понятие "рабочая документация" и "рабочий проект", так как в аукционной документации указано рабочий проект, но не рабочая документация.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
12.03.2015 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещено извещение и документация электронного аукциона (извещение N 0135100003615000013) на выполнение работ по установке и вводу в эксплуатацию программно-аппаратного автоматизированного комплекса технических средств для мониторинга объекта при возникновении внештатных ситуаций и контроля за процессами жизнедеятельности в помещениях Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области по адресу: г. Калининград, ул. Каштановая аллея, 28, лит. А, А1.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 990 200,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Предметом закупки является выполнение работ по установке и вводу в эксплуатацию программно-аппаратного автоматизированного комплекса технических средств для мониторинга объекта при возникновении внештатных ситуаций и контроля за процессами жизнедеятельности в помещениях Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области по адресу: г. Калининград, ул. Каштановая аллея, 28, лит. А, А1.
Согласно пункту 12.2.2 2) вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с п.1 ч.1 и ч. 2 ст. 31 Закона или копии этих документов, а так же декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п. 3 - п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющегося предметом аукциона, а именно:
- копия действующей лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту, и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 N 69 " О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров" или копия действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N1225 "О лицензировании деятельности по монтажу техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений").
- декларация в произвольной форме о соответствии участника положениям п. 3 - п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона.
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
5) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Кроме того, 26.03.2015 в 15 часов 36 минут Заказчиком опубликовано разъяснение положений документации об Аукционе следующего содержания: "В предмет закупки не входит подготовка проектной документации, так как такая документация необходима исключительно при проведении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Предметом закупки не является производство работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в связи с чем Заказчиком не устанавливалось требования о наличии свидетельства СРО и допусков для производства работ в соответствии со ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52 ГК РФ.
Пункт 4.1. Документации указывает на необходимость предоставления первичной исполнительной документации, под которой следует понимать текстовые и графические материалы, отражающие фактическое месторасположение смонтированных систем по мере завершения определенных этапов работ, в частности при производстве скрытых работ и их приемке.
Под рабочим проектом подсистем безопасности следует понимать исключительно схемы размещения установленных подсистем и подведения к ним систем обеспечения питания, так как указанные схемы необходимы в последующем для обслуживания установленных систем.
Указанное положение носит рекомендательный, но не обязательный характер".
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Заказчиком не установлено каких-либо требований о представлении участниками Закупки в составе заявки допуска СРО на выполнение работ в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Положения документации об Аукционе соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
В ходе заседания Комиссии установлено, что для участия в Аукционе поступило 4 заявки под защищенными номерами 5461314, 6590771, 7971341, 8363168, 8541854. Заявки под защищенными номерами 8363168, 8541854допущены к участию в закупке. Заявка под защищенным номером 7971341 отозвана участником до начала рассмотрения первых частей заявок. Заявкам под защищенными номерами 5461314, 6590771 отказано в допуске к участию в Аукционе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Вестмастер" необоснованной.
Ведущий заседание комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены комиссии: |
|
А.Г. Киселёва
Ю.К. Быстрова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 2 апреля 2015 г. N Кс-74/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2015