Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 2 апреля 2015 г. N 71-03з/2015
Резолютивная часть решения оглашена "02" апреля 2015 года. В полном объеме решение изготовлено "06" апреля 2015 года.
в присутствии: /_/ рассмотрев жалобу N71-03з/2015 ООО "Сапсан" по существу, установила: |
Резолютивная часть решения оглашена "19" сентября 2014 года. В полном объеме решение изготовлено "22" сентября 2014 года.
в присутствии: /_/ рассмотрев жалобу N219-03з/2014 ООО "ИНЖТЕХСПЕЦСТРОЙ",по существу, |
27.03.2015 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Сапсан" на положения аукционной документации при проведении открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте N0137300043315000105), предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство надземного пешеходного перехода над автодорогой между микрорайонами "Турынино-1" и "Турынино-3" г. Калуга".
ООО "Сапсан" полагает, что аукционная документация в части установления в Техническом задании требований к материалам нарушает положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Заказчиком и уполномоченным органом представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Сапсан", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а аукционная документация основана на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 12.03.2015 г. (с последующими изменениями от 25.03.2015 г.) на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0137300043315000105 о проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство надземного пешеходного перехода над автодорогой между микрорайонами "Турынино-1" и "Турынино-3" г. Калуга" (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 17 480 060,00 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступает - МКУ "Управление капитального строительства города Калуги".
Срок окончания приема заявок на участие в аукционе согласно извещению о проведении открытого аукциона - 10.04.2015 г.
2. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Сапсан" аукционная документация в части установления в Приложении N4 к Информационной карте заявки на участие в электронном аукционе требований к материалу "Труба горячедеформированная" (требования к материалу установлены дважды, как для единицы измерения "МПа", так и для "кгс/мм2", требования к характеристикам указанны не последовательно) нарушает требования статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы ООО "Сапсан", Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Требования "Временное сопротивление разрыву стали" и "Предел текучести стали" согласно ГОСТ 8731-74 имеют 2 единицы измерения: МПа и кгс/мм2.
Заказчиком, в Техническом задании установлены требования к характеристикам основных строительных материалов, изделий, конструкций при выполнении строительно-монтажных работ, а именно установлены технические характеристики к трубе горячедеформированной, требуемые параметры: "временное сопротивление разрыву стали" и "предел текучести стали", при этом, заказчиком установлено требуемое значение для данных параметром более 353 МПа (для параметра "временное сопротивление разрыву стали") и не менее 216 МПа (для параметра "предел текучести стали"), а также установлено требуемое значение для данных параметров более 36 кгс/мм2 (для параметра "временное сопротивление разрыву стали") и более 22 кгс/мм2 (для параметра "предел текучести стали").
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что довод заявителя жалобы о том, что в соответствии с ГОСТ 8732-78 и ГОСТ 8731-74 должен быть указан один параметр является необоснованным, т.к. в вышеуказанных ГОСТах применимы для параметров "временное сопротивление разрыву стали" и "предел текучести стали" единица измерения как МПа, так и кгс/мм2.
4. Согласно доводам жалобы ООО "Сапсан" аукционная документация в части установления в Приложении N4 к Информационной карте заявки на участие в электронном аукционе требований к материалам бетон, песок, щебень, провод, кабель и т.д. излишне детализировано, при этом не носит объективный характер и не отражает потребность заказчика в проведении закупки в целях выбора подрядчика.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы ООО "Сапсан", Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Заказчиком, в Техническом задании установлены требования к характеристикам основных строительных материалов, изделий, конструкций при выполнении строительно-монтажных работ, все материалы и товары заложены в смету и необходимы для использования в работе при выполнении строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство надземного пешеходного перехода над автодорогой между микрорайонами "Турынино-1" и "Турынино-3" г. Калуга".
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что довод заявителя жалобы о том, что требования к материалам бетон, песок, щебень, провод, кабель и т.д. излишне детализированы является необоснованным, т.к. направлен на изменение потребности заказчика, что является недопустимым в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Вместе с тем, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заявителя жалобы на то обстоятельство, что согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют в том числе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ, Калужское УФАС России, являясь территориальным контрольным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, не уполномочено контролировать обоснование начальной (максимальной) цены аукциона.
Учитывая разграничение полномочий контрольных органов, установленное статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ, Калужское УФАС России полагает необходимым передать материалы дела по контролю в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта в органы внутреннего государственного финансового контроля.
В соответствии с пп.2.7-2.8 Положения о Министерстве финансов Калужской области, утвержденного постановлением Губернатора Калужской области от 12.04.2004 N256 (с последующими изменениями и дополнениями), осуществление внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Калужской области отнесено к компетенции Министерства финансов Калужской области.
В связи с вышеизложенным Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необходимости передачи материалов жалобы в Министерство финансов Калужской области для проведения проверки в отношении обоснования начальной (максимальной) цены аукциона в соответствии с представленными Министерству финансов Калужской области полномочиями.
4. Согласно доводам жалобы ООО "Сапсан" аукционная документация в части установления в Приложении N4 к Информационной карте заявки на участие в электронном аукционе требования о предоставлении сведений о сертификации не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Сапсан", Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно пп. б пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию: согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В силу части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документов и информации, не допускается.
Приложением N4 к Информационной карте заявки на участие в электронном аукционе установлены образцы заполнения сведений о конкретных показателях материалов предлагаемых для использования при производстве работ, а именно:
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Требования к характеристикам основных строительных материалов, изделий, конструкций при выполнении строительно-монтажных работ
N п/п |
Наименование товара |
Указание на товарный знак (модель, производитель) |
Технические характеристики |
Сведения о сертификации
|
|||
Требуемый параметр |
Требуемые значения |
Ед. измерения |
Значение, предлагаемое участником |
||||
1 |
2 |
|
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Согласно инструкции по заполнению заявки участник закупки заполняет только столбцы "Наименование товара", "Значение, предлагаемое участником", "Сведения о сертификации".
Т.е. фактически на участника закупки, помимо указания конкретных показателей (обязанность по указанию которых прямо предусмотрена частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ) возложена обязанность по указанию (определению) сведений о сертификации, что прямо противоречит части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика и уполномоченного органа усматриваются нарушения части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Жалобу ООО "Сапсан" признать частично обоснованной.
2. Признать действия заказчика - МКУ "Управление капитального строительства города Калуги" и уполномоченного органа - Управления экономики и имущественных отношений города Калуги нарушающими требования части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - МКУ "Управление капитального строительства города Калуги" предписание об устранении нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ путем внесения изменений в аукционную документацию N0137300043315000105, предметом которой является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство надземного пешеходного перехода над автодорогой между микрорайонами "Турынино-1" и "Турынино-3" г. Калуга" и продления срока подачи заявок на участие в вышеуказанном электронном аукционе.
4. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" обеспечить возможность внесения изменений в аукционную документацию N0137300043315000105, предметом которой является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство надземного пешеходного перехода над автодорогой между микрорайонами "Турынино-1" и "Турынино-3" г. Калуга" и продления срока подачи заявок на участие в вышеуказанном электронном аукционе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
6. Передать материалы жалобы ООО "Сапсан" в Министерство финансов Калужской области.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/_/ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/_/ |
|
___________________ |
/_/ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 2 апреля 2015 г. N 71-03з/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2015