Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: Кухарской Н.Е. - руководителя
Кемеровского УФАС России;
Членов Комиссии: Лыжина Д.А. - начальника отдела контроля в сфере
закупок;
Сивороновой Т.В.- ведущего специалиста-эксперта
отдела контроля в сфере закупок;
Щегловой Е.Р. - ведущего специалиста-эксперта
отдела контроля в сфере закупок;
при участии:
- Симаковой К.В., Селезнева А.С., Романова А.В. - представителей ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" (по доверенности),
Рассмотрев дело N 111/З-2015, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" законодательства в сфере закупок при проведении аукциона в электронной форме N 0339100018815000046 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта незавершенного строительства Главный корпус Центра госсанэпиднадзора г Кемерово по адресу г Кемерово пр Шахтеров, 20 (с вводом объекта в эксплуатацию), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
08.04.2015 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Импульс" (вх. N 2306 от 08.04.2015 г.) на действия заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" при проведении аукциона в электронной форме N 0339100018815000046 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта незавершенного строительства Главный корпус Центра госсанэпиднадзора г Кемерово по адресу г Кемерово пр Шахтеров, 20 (с вводом объекта в эксплуатацию).
По мнению ООО "Импульс", в техническом задании аукционной документации таким образом сформулированы требования к используемым в процессе выполнения работ товарам, что не позволяет сформировать однозначное предложение по следующим позициям технического задания:
- Лампа накаливания Б230-240-200 (Энергосберегающая КЛЛ 45 Вт);
- Лампа накаливания Б230-240-150 (Энергосберегающая КЛЛ 45 Вт);
- Лампа накаливания Б230-240-100 (Энергосберегающая КЛЛ 30/840 Е27);
- Лампа накаливания Б230-240-60 (Энергосберегающая КЛЛ 20/840 Е27);
- Стартер 20С-220-1 (S10-4-65W 220 V);
- Стартер 65С-220-1 (S10-4-65W 220 V).
По мнению ООО "Импульс", невозможно сформировать конкретное предложение, поскольку указанные материалы имеют совершенно разные характеристики.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
На официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0339100018815000046 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта незавершенного строительства Главный корпус Центра госсанэпиднадзора г Кемерово по адресу г Кемерово пр Шахтеров, 20 (с вводом объекта в эксплуатацию) и аукционная документация.
В соответствии с требованиями пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В техническом задании аукционной документации предлагается для использования в процессе выполнения работ сделать предложение о следующем товаре:
- Лампа накаливания Б230-240-200 (Энергосберегающая КЛЛ 45 Вт);
- Лампа накаливания Б230-240-150 (Энергосберегающая КЛЛ 45 Вт);
- Лампа накаливания Б230-240-100 (Энергосберегающая КЛЛ 30/840 Е27);
- Лампа накаливания Б230-240-60 (Энергосберегающая КЛЛ 20/840 Е27);
- Стартер 20С-220-1 (S10-4-65W 220 V);
- Стартер 65С-220-1 (S10-4-65W 220 V).
В требованиях к лампе накаливания сформулированы характеристики марки лампы накаливания "Б230-240-200", затем в скобочках - предлагается к использованию в процессе выполнения работ Энергосберегающая лампа с характеристикой через указание типа энергосберегающей лампы "КЛЛ 45 Вт.". С учетом разъяснения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" на запрос на документацию от 03.04.2015 г. при перечислениях марок (типов) товаров допускается взаимоисключающие показатели товаров.
Аналогично излагаются характеристики к маркам (типам) используемого товара в отношении других ламп накаливания и стартеров.
Согласно абзацу 3 статьи 10 аукционной документации "Требования к документам, входящим в состав заявки на участие в электронном аукционе" предусматривается, что если в требованиях заказчика при проведении электронного аукциона в характеристике поставляемого товара или товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг присутствуют слова "или эквивалент", то в этом случае участник закупки должен указать конкретную марку и точную характеристику предлагаемого к поставке товара или товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг. Перечисление марок (типов), а также взаимоисключающих показателей товара через " , " - запятую расценивается как союз "или". Союз "или" используется как знак альтернативности.
По мнению Комиссии Кемеровского УФАС России, в данных позициях идет перечисление марки (типа) лампы или стартера как взаимоисключающих показателей товара. Перечисление марки, а, затем (в скобках) типа лампы расценивается как возможность использования альтернативных друг другу товаров, что не может являться нарушением требований пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ.
Анализ предоставленных заявок позволяет прийти к выводу на примере анализа заявки Участника под N 5444238, что по соответствующим позициям он предложил:
Лампа накаливания Б230-240-200, Россия
Лампа накаливания Б230-240-150, Россия
Лампа накаливания Б230-240-100, Россия
Лампа накаливания Б230-240-60, Россия
Стартер S10-4-65W 220V. Philips, Германия
Стартер S10-4-65W 220V. Philips, Германия
Аналогично указывают марки (типы) используемого товара участниками под N N 4559608, 6424573, 6529935, 6852895 (ими изменяются характеристики марки или типа используемого лампы, стартера), выбор во всех заявках делается в пользу альтернативно указываемых в техническом задании марок (типов), что, по мнению Комиссии Кемеровского УФАС России, дополнительно подтверждает отсутствие введения в заблуждение участников данной закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика отсутствует нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ, а доводы жалобы ООО "Импульс" признаются необоснованными.
В результате проведения внеплановой проверки порядка проведения данного аукциона, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам о нарушения требований законодательства в положениях аукционной документации.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В составе документации, размещенной на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов, имеются только сметные расчеты, а проектная документация отсутствует. В техническом задании аукционной документации предусматривается, что с проектной документацией можно будет ознакомиться в рабочее время у представителя Заказчика по адресу: г. Кемерово, пр. Шахтеров,20., начальник отдела кап.строительства и ремонта, Тодуа Нугзар Михайлович, т.р. 8-3842-64-16-87. ФЗ N 44-ФЗ N44-ФЗ в электронном аукционе имеют право принимать участие юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, находящиеся не только в городе Кемерово. Согласно части 2 статьи 8 ФЗ N44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Согласно пункту 11 Информационной карты аукциона в электронной форме , проектно-сметная документация является неотъемлемой частью документации аукциона в электронной форме.
В пунктах 4.5, 4.9, 6.3.3., 6.7.1, 9.1, 9.2 проекта государственного контракта предусматривается выполнение работ в соответствии с проектной документацией, с проектно-сметной документацией. Кроме того, заказчиком при описании характеристик материалов ссылается на проектную документацию (п.п. 2, 8, 14, 15 раздела 10 "Благоустройство" перечня работ - лист 49, 50 Документации).
Это указывает на необходимость использования в процессе выполнения работ проекта как составной части проектно-сметной документации. Вместе с тем проект на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" не опубликован.
Документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На основании изложенного, в целях надлежащего соблюдения требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ, проектно-сметная документация и другие неотъемлемые части проекта муниципального контракта должны входить в состав документации о торгах и размещаться на официальном сайте в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 59 ФЗ N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент". Согласно п.п. а п. 3 ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ первая часть заявки должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 10 раздела III "Порядок подготовки заявки на участие в электронном аукционе" документации, а также в разъяснении аукционной документации от 03.04.2015 г. N 601-ОКС приведено требование: "Если в требованиях заказчика при проведении электронного аукциона в характеристике поставляемого товара или товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг присутствуют слова "или эквивалент", то в этом случае участник закупки должен указать конкретную марку и точную характеристику предлагаемого к поставке товара или товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг. То есть в нарушение п.п. а п. 3 ч. 3 ст. 66 ФЗ N44-ФЗ Заказчик требует кроме согласия, предусмотренного п.п. а п. 3 ч. 3 ст. 66 ФЗ N44-ФЗ указать еще конкретную марку и точную характеристику. Однако, в соответствии с ч. 6 ст. 66 Федерального закона N44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно требованиям части 6 статьи 65 ФЗ N 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
В ответ на поступивший запрос на разъяснение документации от 30.03.2015 г. заказчик опубликовал ответ, в котором опубликовал ответ на запрос от 01.04.2015 г. о том, что в срок до 03.04.2015 г. заказчиком принято решение о внесении изменений в техническое задание документации. Однако, на момент проведения настоящей внеплановой проверки соответствующие изменения в документацию внесены не были.
В нарушение требований части 6 статьи 65 ФЗ N 44-ФЗ после принятия решения заказчиком о внесении изменений в техническое задание соответствующие изменения в документацию не внесены.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Импульс" на действия заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" при проведении аукциона в электронной форме N 0339100018815000046 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта незавершенного строительства Главный корпус Центра госсанэпиднадзора г Кемерово по адресу г Кемерово пр Шахтеров, 20 (с вводом объекта в эксплуатацию) необоснованной.
2. Признать ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 65, части 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок:
4. Передать материалы дела N 111/3-2015 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: |
Кухарская Н.Е. |
Члены Комиссии: |
Лыжин Д.А. |
|
Сиворонова Т.В. |
|
Щеглова Е.Р. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 14 апреля 2015 г. N 111/З-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2015