Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
Стельмах С.В. - |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Лыжина Д.А. - |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
Сивороновой Т.В. -
Михалевой Е.Е. - |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок; главного специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок, |
при участии:
- Нечаева Виктора Владимировича - представителя МКУ "Управление по делам жизнеобеспечения населенных пунктов Прокопьевского муниципального района, по доверенности,
Рассмотрев дело N 151/З-2015, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - МКУ "Управление по делам жизнеобеспечения населенных пунктов Прокопьевского муниципального района" законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0139300020915000098 "Ремонт кровли и оконных блоков здания котельной п. Новосафоновский Прокопьевского муниципального района, Кемеровской области", и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
13.05.2015 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Алакс" (вх. N 1750Э от 13.05.2015 г.) на действия заказчика - МКУ "Управление по делам жизнеобеспечения населенных пунктов Прокопьевского муниципального района" при проведении электронного аукциона N 0139300020915000098 "Ремонт кровли и оконных блоков здания котельной п. Новосафоновский Прокопьевского муниципального района, Кемеровской области",
По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе, а именно:
- заявитель ООО "Алакс" считает, что в пункте 17 Информационной карты документации заказчик устанавливает требование к участникам - наличие Свидетельства СРО и в пункте 24 документации требует предоставить в составе второй части заявки копию Свидетельства о допуске к работам не законно;
- по мнению заявителя ООО "Алакс" включение заказчиком в пункт 2.1 проекта контракта стоимость услуг по контролю за выполнением работ (технический надзор) является как размещение недостоверной информации и не позволяет участнику определить, какие расходы должны быть включены в цену контракта;
- ООО "Алакс" в своей жалобе указывает на то, что заказчиком не определен порядок оплаты выполненной работы, указывая в пункте 13 Информационной карты документации следующее: после подписания сторонами контракта заказчик перечисляет подрядчику авансовый платеж в размере не более 20% от цены контракта. Заказчик устанавливает, что окончательный расчет производится заказчиком за выполнение подрядчиком, в соответствии с проектно-сметной документацией, но не размещает указанный проект на официальном сайте, что, по мнению заявителя является нарушением части 2 статьи 8 ФЗ N 44-ФЗ;
- заявитель в своей жалобе указывает на то, что заказчиком в нарушение части 8 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ в пункте 7.2.1. Проекта контракта указан размер штрафа в размере 5% цены контракта при начальной (максимальной) цене контракта 1 719 960,61 рублей;
- в пункте 24 Приложения 1 к документации в Требованиях к материалам по Объекту заказчик устанавливает, что при выполнении работ должен использоваться Бетон тяжелый, соответствующий ГОСТ 26633-91, который утратил силу;
- в пунктах 21 и 22 Приложения N 2 Документации заказчик указывает, что при выполнении работ должен использоваться материал Изопласт К ЭКП-4,5 и Изопласт П ЭПП-4,0, что по мнению заявителя является товарными знаками, но в документации заказчик не сопровождает указанные товарные знаки словами "или эквивалент", следовательно нарушен пункт 1 части 1 статьи 33-ФЗ N 44-ФЗ.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
05.05.2015 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - МКУ "Управление по делам жизнеобеспечения населенных пунктов Прокопьевского муниципального района" было размещено извещение при проведении электронного аукциона N 0139300020915000098 "Ремонт кровли и оконных блоков здания котельной п. Новосафоновский Прокопьевского муниципального района, Кемеровской области" и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 719 960,61 рубль.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно требованиям части 8 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила), за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
5. За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Следовательно, установленный Заказчиком в проекте контракта размер штрафа (5%) указан ошибочно, так как цена контракта не превышает 3 млн. рублей и размер штрафа должен быть установлен заказчиком в размере 10%.
Таким образом, Заказчиком - МКУ "Управление по делам жизнеобеспечения населенных пунктов Прокопьевского муниципального района" нарушены требования части 8 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ.
Нарушение заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ выразилось в установлении в пункте 24 Приложения N 1 к Документации требований о том, что при выполнении работ должен использоваться "Бетон тяжелый", соответствующий ГОСТ 26633-91, так как данный ГОСТ утратил силу.
Что касается довода жалобы ООО "Алакс" о том, что заказчик в пунктах 21 и 22 Приложения N 2 Документации требует при выполнении работ использовать материал Изопласт К ЭКП-4,5 и Изопласт П ЭПП-4,0, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что указанное требование не является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ, так как документального подтверждения того, что наименование данного материала является товарным знаком заявителем не представлено.
Согласно пункту 17 и 24 Информационной карты аукциона заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки Свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (33), включающее в себя Объекты теплоснабжения (33.5) и/или:
13. Устройство кровель
13.2 устройство кровель из рулонных материалов
17 |
Обязательные требования:
|
1) соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов: копию Свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, по перечню определённому приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 вступившему в силу с 01.07.2010 г., в соответствии с ч.3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, содержащего состав деятельности, предусматривающий выполнение работ согласно документации об аукционе: допуск на "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (33), включающее в себя Объекты теплоснабжения (33.5) И/ИЛИ 13. Устройство кровель 13.2 устройство кровель из рулонных материалов |
24 |
Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению: |
Необходимые документы указаны в пункте 20 Раздела 1 документации об аукционе, а также: копия Свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, по перечню определённому приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 вступившему в силу с 01.07.2010 г., в соответствии с ч.3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, содержащего состав деятельности, предусматривающий выполнение работ согласно документации об аукционе: допуск на "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (33), включающее в себя Объекты теплоснабжения (33.5) И/ИЛИ 13. Устройство кровель 13.2 устройство кровель из рулонных материалов |
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Согласно приказу Минрегиона России от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства" вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) включает подвиды, в том числе 33.5 "Объект теплоснабжения".
Из объекта закупки "Ремонт кровли и оконных блоков здания котельной п. Новосафоновский Прокопьевского муниципального района, Кемеровской области" видно, что работы являются комплексными, разнопрофильными, выполняемые на объекте теплоснабжения (котельная), поэтому учитывая разный профиль работ, необходимо, чтобы участник закупки мог выполнять работы по организации строительства, капитального ремонта (с привлечением при необходимости субподрядных организаций) на объекте теплоснабжения, и, следовательно, имел соответствующее Свидетельство СРО.
Таким образом, требование заказчика о наличии у участника закупки Свидетельства СРО является правомерным и, следовательно, Комиссия Кемеровского УФАС России не находит нарушение требований пункта 1 части 1, части 6 статьи 31 ФЗ N 44-ФЗ.
Довод жалобы ООО "Алакс" в данной части признан необоснованным.
Согласно требованиям части 6 статьи 96 ФЗ N 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Исходя из смысла вышеуказанной нормы, размер обеспечения должен составлять конкретный процент от начальной (максимальной) цены контракта, указанный в извещении о проведении закупки.
Размер обеспечения исполнения контракта установлен заказчиком конкретно, что нельзя сказать о размере авансового платежа, установленного заказчиком в пункте 13 Информационной карты, а именно: после подписания сторонами контракта заказчик перечисляет подрядчику авансовый платеж в размере не более 20% от цены контракта.
Нарушение заказчиком части 6 статьи 96 ФЗ N 44-ФЗ выразилось в указании в пункте 13 Информационной карты неконкретного размера аванса, что затрудняет участнику аукциона достоверно определить размер аванса, который будет выплачен ему после подписания контракта с заказчиком.
Довод жалобы ООО "Алакс" в данной части признан обоснованным.
Довод жалобы ООО "Алакс" в части того, что окончательный расчет производится в соответствии с проектно-сметной документацией признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании того, что в пункте 13 Информационной карты и пункте 2.4 Проекта контракта говорится о том, что окончательный расчет производится в полном объеме за выполненные Подрядчиком работы, в соответствии с проектно-сметной документацией.
Довод жалобы ООО "Алакс" о том, что включение заказчиком в пункт 2.1 проекта контракта стоимости услуг по контролю за выполнением работ (технический надзор), является размещением недостоверной информации и не позволяет участнику определить, какие расходы должны быть включены в цену контракта, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным по следующим основаниям:
Порядок формирования цены контракта заказчиком установлен в пункте 11 Информационной карты, которая включает в себя: стоимость выполнения работ; стоимость материалов, используемых для выполнения работ; стоимость доставки материалов до места выполнения работ, их погрузка и разгрузка; затраты на ввод объекта в эксплуатацию; налоги, сборы, пошлины и иные обязательные платежи; расходы на страхование; все непредвиденные затраты, которые могут возникнуть до окончания действия контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта определена проектно-сметным методом (пункт 10 Информационной карты). В пункте 2.1 Проекта контракта заказчик не устанавливает порядок формирования цены контракта, а указывает стоимость контракта, которая устанавливается по результатам электронного аукциона, что не является недостоверной информацией.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кемеровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Алакс" на действия заказчика - МКУ "Управление по делам жизнеобеспечения населенных пунктов Прокопьевского муниципального района" при проведении электронного аукциона N 0139300020915000098 "Ремонт кровли и оконных блоков здания котельной п. Новосафоновский Прокопьевского муниципального района, Кемеровской области" частично обоснованной (в части неверно установленного размера штрафа; в части установления неконкретного размера авансового платежа; в части несоответствия по пункту 24 Приложения N 1 к Документации
2. Признать заказчика МКУ "Управление по делам жизнеобеспечения населенных пунктов Прокопьевского муниципального района" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, часть 8 статьи 34, часть 6 статьи 96 ФЗ N 44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 151/З-2015 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: |
Стельмах С.В. |
Члены Комиссии: |
Лыжин Д.А. |
|
Сиворонова Т.В. |
|
Михалева Е.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 19 мая 2015 г. N 151/З-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2015