Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 6 апреля 2015 г. N 07-24-3442
Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление, Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - Мироненко П.А. - заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии,
членов Комиссии:
Аслахановой Т.Х. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Управления,
Самбул З.Р. - государственного инспектора отдела контроля закупок Управления,
при участии представителей Управления образования Администрации города Климовска Московской области - Киселевой Г.М., Муниципального казенного учреждения "Специализированная служба закупок города Климовска" - Свиреневой О.С., ООО "Синтез СКП" - Ковалика Д.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Синтез СКП" (далее - Заявитель) на действия Управления образования Администрации города Климовска Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Специализированная служба закупок города Климовска" (далее - Уполномоченный орган), комиссии по осуществлению закупки (далее - Конкурсная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на: "выполнение работ по осуществлению строительного контроля по объекту: "Реконструкции здания, расположенного по адресу: Московская область, г. Климовск, ул. Заводская, д. 5А, реконструкция существующего здания под нужды дошкольного образовательного учреждения вместимостью 95 мест"" (номер закупки 0848300039415000018 на официальном сайте Российской Федерации - zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, а именно:
1. заявка Заявителя отклонена за не предоставление документа, подтверждающего внесение обеспечение заявки на участие в Аукционе;
2. неправомерно допущена к Конкурсу заявка ООО "Алкона";
3. нарушены сроки размещения протокола рассмотрения и оценок заявок на участие в Конкурсе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа, Конкурсной комиссии с доводом Заявителя не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса действовали в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте - 02.03.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 862 960,00 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 5 (пять) заявок от участников закупки;
4) Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (по местному времени) - 26.03.2015
5) к участию в Конкурсе допущено 4 (четыре) участника закупки, отклонен 1 участник закупки;
6) в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 26.03.2015 NПРО2 победителем признано ООО "Алкона" с ценой контракта - 690 368,00 рублей.
1. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать указанные заказчиком в конкурсной документации документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Пунктом 20 информационной карты конкурсной документации Заказчик установил размер обеспечения заявок на участие в конкурсе, порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки и условия банковской гарантии.
Размер суммы обеспечения заявок на участие в Конкурсе установлен в размере 43 148,00 рублей (НДС не облагается). Обеспечение заявки на участие в Конкурсе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией.
Как пояснил Заказчик, заявка Заявителя отклонена от участия в Конкурсе по причине отсутствия надлежащего платежного поручения, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, а именно: представленное платежное поручение не заверено банком.
Между тем, Заявитель представил на Комиссии платежное поручение N 48 от 18.03.2015 о внесении средств, в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, в размере 43 148, 00 рублей.
Согласно Приложение 1 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" для реквизита "Отметки банка" указано "В платежном поручении на бумажном носителе проставляются штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств. В платежном поручении в электронном виде и на бумажном носителе банк получателя средств указывает дату исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата"".
Комиссия считает, что платежное поручение, представленное в составе заявки заявителя, не соответствует требованиям, установленным пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, поскольку оно не содержит надлежащей отметки банка, не заверено банком, при этом документальных доказательств того, что указанное платежное поручение подписано электронно-цифровой подписью уполномоченного лица банка Заявителем не представлено.
Учитывая вышеизложенное Комиссия делает вывод о том, Аукционная комиссия правомерно отклонила заявку Заявителя на участие в Конкурсе.
2. В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Закона о контрактной системе непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе или в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам перед вскрытием таких конвертов и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов в отношении каждого лота заявкам на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов и (или) открытии указанного доступа, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа. При этом конкурсная комиссия объявляет последствия подачи двух и более заявок на участие в открытом конкурсе одним участником конкурса.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 26.03.2015 NПРО2 Заказчиком допущено к участию в Конкурсе ООО "Алкона".
Вместе с тем, заявка ООО "Алкона", поданная в письменной форме на участие в Конкурсе, содержит не прошитые листы, а именно: опись документов, входящих в состав заявки, не подшита к тому заявки на участие в Конкурсе.
Следовательно, участник ООО "Алкона" ненадлежащим образом сформировал заявку на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, в части неправомерного допуска участника закупки ООО "Алкона", нарушают часть 3 статьи 52 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 40 %;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - Значимость критерия: 60 %.
По критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель: "предложения по осуществлению (ведению) строительного контроля за строительством объекта".
В целях выявления лучших условий исполнения контракта (максимальная эффективность) и для получения оценки по указанному показателю участники закупки должны представить и описать в своих заявках развернутые предложения проводимых мероприятий "по контролю за качеством выполнения Генеральным подрядчиком работ по строительству Объекта, которые влияют на ввод Объекта в эксплуатацию в установленный срок и на соответствие требований к качеству объекта в соответствии с Проектной документацией в целях обеспечения безопасности объекта".
Количество баллов по данному показателю выставляются в соответствии с установленным порядком оценки в Конкурсной документации, а именно:
Баллы по значению критерия (показателя) присваиваются от 0 до 100 в зависимости от степени выгодности предложения участника закупки.
Степень выгодности определяется исходя из эффективности предложений, которые ведут к наибольшему удовлетворению потребностей Заказчика.
Преимущество предложений (степень их выгодности) определяется Комиссией экспертным путем, а также путем сравнения и сопоставления предложений участников закупки. Лучшее предложение (максимальная степень выгодности) выбирается из (среди) всех представленных предложений всех участников конкурса исходя из их предложений. Лучшему предложению (с максимальной степенью выгодности) присваивается максимальное количество баллов. Остальным заявкам по данному значению критерия баллы присваиваются по уменьшению степени выгодности предложения. Количество баллов, присваиваемых заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по данному критерию".
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием порядка, определяющего зависимость выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а также в связи с отсутствием предмета оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Заказчиком не установлено какие именно проводимые мероприятия "по контролю за качеством выполнения Генеральным подрядчиком работ по строительству Объекта, которые влияют на ввод Объекта в эксплуатацию в установленный срок и на соответствие требований к качеству объекта в соответствии с Проектной документацией в целях обеспечения безопасности объекта" подлежит оценке).
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также надлежащую инструкцию по заполнению заявки, нарушают соответственно пункты 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе обеспечение исполнения контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии со статьей 192 Гражданского кодекса Российской Федерации окончание срока, определенного периодом времени, является срок, исчисляемый годами, кварталами, месяцами, неделями и истекающий в соответствующее число периода.
Согласно пункту 8 Информационной карты конкурсной документации Заказчик установил, что "началом выполнения работ является дата заключения контракта", а "окончанием выполнения работ является дата по истечению 4 (четырех) месяцев с даты получения разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию".
Указанный срока окончания выполнения работ "по истечению 4 (четырех) месяцев с даты получения разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию" не является надлежащим сроком выполнения работ по контракту, так как приводит к невозможности определения даты исполнения работ по Конкурсу.
Соответственно, Заказчиком в Конкурсной документации не установлен срок выполнения работ по контракту.
Таким образом, действия Заказчика, в части не установления срока выполнения работ, нарушают часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Синтез СКП" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 статьи 42, части 1 статьи 50, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 06.04.2015 N 07-24-3442/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в части действий Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
П.А. Мироненко |
Члены Комиссии: |
Т.Х. Аслаханова
З.Р. Самбул |
З.Р. Самбул
(499) 500-15-22
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 6 апреля 2015 г. N 07-24-3442
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2015