Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 11 марта 2015 г. N 07-24-2307/15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Московского областного УФАС России (далее - Управление, Комиссия) в составе:
при участии представителя Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства", ООО "МехВодСтрой" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "МехВодСтрой" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального казенного учреждения "Выполнение работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 198+420 - км 222+384 (лево), Владимирская область. Автомобильная дорога М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 198+420 - км 222+384 (право), Владимирская область. Автомобильная дорога М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 244+000 - км 248+000 (лево), Владимирская область. Автомобильная дорога М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 244+000 - км 248+000 (право), Владимирская область" (закупка N 0348100006014000126 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) установленные Заказчиком в Конкурсной документации в разделе "Содержание конкурсной документации" номера страниц не соответствует нумерации Конкурсной документации;
2) Заказчиком не исполнено предписание контрольного органа в сфере закупок в части невнесения изменений в Приложение N 1 "Календарный график производства подрядных работ";
3) Заказчиком не установлено надлежащим образом в Конкурсной документации требование о привлечении субъектов малого предпринимательства, а также объема такого привлечения;
4) в приложении N 4 к Конкурсной документации "Ведомость объемов работ" содержатся технические ошибки при указании единиц измерения видов работ;
5) установленный Заказчиком в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников Конкурса по нестоимостным критериям не соответствует Закону о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации в сфере закупок.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 10.03.2015 на 11.03.2015.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте 30.12.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 815 140 312 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
5) победителем Конкурса признано ООО "ДСУ - 1" с предложением о цене контракта 802 994 721, 35 рублей.
1. Согласно части 3 статьи 48 Закона о контрактной системе, для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать информацию, указанную в пунктах 1-13 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Как следует из довода жалобы, в разделе "Содержание конкурсной документации" указание на номера страниц не соответствует нумерации Конкурсной документации.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии нарушений Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2. В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает: информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
При этом, частью 1 части 54 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.
Пунктом 5.1.7 Конкурсной документации предусмотрено, что в составе заявки на участие в Конкурсе должна содержаться пояснительная записка с предложением о качестве работ, включающая календарный график производства подрядных работ (составляется на основе графика, представленного в Приложении N 8 к Конкурсной документации), основанный на определенных Заказчиком объемах работ и предлагаемых участником закупки сроках выполнения отдельных видов работ.
Пунктом 5.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: "Календарные сроки выполнения работ по Объекту определяются Календарным графиком производства подрядных работ (Приложение N 1 к Контракту)_".
На заседании Комиссии установлено, что Календарный график заполняется по итогам определения подрядчика на основании предложенных участником закупки в пояснительной записке сроков выполнения отдельных этапов работ.
Таким образом, довод жалобы о не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно пункту 7.3 раздела 7 "Требования к участникам открытого конкурса" Конкурсной документации установлено "В случае, если подрядчик привлекает к исполнению Контракта субподрядчиков, то такие субподрядчики должны быть из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом общий объем работ, выполняемый привлекаемыми такими субподрядчиками, в денежном выражении должен составлять не менее 15% (пятнадцати процентов) от общего объёма работ, выполняемых субподрядчиками. Стоимость каждого Договора/Контракта, заключаемого с субподрядчиком из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, не должна превышать двадцать миллионов рублей".
Пунктом 8.32 раздела 8 "Обязательства и права подрядчика" проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено "Подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Общий объем работ, выполняемый привлекаемыми такими субподрядчиками, в денежном выражении должен составлять не менее 15% (пятнадцати процентов) от общего объёма работ, выполняемых субподрядчиками. При этом стоимость каждого Договора/Контракта, заключаемого с субподрядчиком из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, не должна превышать двадцать миллионов рублей".
В этой связи, Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком положения в пункте 7.3 раздела 7 "Требования к участникам открытого конкурса" и пункте 8.32 раздела 8 "Обязательства и права подрядчика" проекта государственного контракта Конкурсной документации противоречат друг другу.
Кроме того, установленное Заказчиком в проекте контракта требование об обязательном привлечении субъектов малого предпринимательства должно устанавливаться также в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в Конкурсной документации требование о привлечении субъектов малого предпринимательства, а также не установившего конкретный объем такого привлечения нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Согласно приложению N 4 "Ведомость объемов работ" к Конкурсной документации, указан показатель "укрепление обочин а/гранулятором h=0,20 см.
Запрос о разъяснении положений конкурсной документации, в том числе в части единиц измерения указанного показателя, был направлен в адрес Заказчика. Согласно ответу Заказчика на запрос о разъяснение положений Конкурсной документации от 26.02.2015 NРД1, единственно верным значением является h=0,20 м (20 см.).
Следовательно, действия Заказчика, разместившего разъяснение положений Конкурсной документации на Официальном сайте меняющее ее суть, нарушают часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно доводу Заявителя, установленный Заказчиком в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников Конкурса по нестоимостным критериям не соответствует Закону о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 60%;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - Значимость критерия: 15%.
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - Значимость критерия: 25%.
По критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлены следующие показатели: "строительный генеральный план; график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования; график движения рабочих кадров по объекту; график движения основных строительных машин по объекту; технологические карты на выполнение работ; расчет машин и механизмов с привязкой к Объекту; расчет инженерно-технического персонала с привязкой к Объекту; пояснительная записка с предложением о качестве работ, содержащая подробную информацию о процессе выполнения работ с привязкой к Объекту, а также иные сведения, предлагаемые участником открытого конкурса".
Количество баллов по каждому из показателей критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" выставляются в соответствии с установленным порядком оценки в Конкурсной документации, например, по показателю "Расчет машин и механизмов с привязкой к Объекту":
0 баллов - не предоставление информации; - информация представлена без привязки к объекту; - выявление несоответствия при сопоставлении представленной информации с проектной документацией, со Сводом правил СП 48.13330.2011; - предоставление информации не в полном объеме, т.е. предоставление частичного расчета машин и механизмов;
10 баллов - представление информация в полном объеме, в полном соответствии предмету закупки и составу проектной документации, а также нормам Свода правил СП 48.13330.2011.
По критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены следующие показатели: "Опыт участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера и объема", "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ", "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
По показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ" оцениваются "Сведения о наличии у участника открытого конкурса автотранспорта, строительной техники, оборудования и иных основных средств, необходимых для выполнения работ, согласно проектной документации. При этом учитывается предоставление в составе конкурсной заявки следующих копий подтверждающих документов, заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса: - паспорта транспортных средств и/или договоры аренды, договоры финансовой аренды (лизинг)".
Количество баллов выставляется в соответствии с установленным в Конкурсной документации порядком оценки, а именно:
0 баллов - При отсутствии информации по данному показателю, или при отсутствии подтверждающих сведения документов, заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса; - необеспеченность;
100 баллов - достаточная обеспеченность.
По показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" оценивается "Сведения о наличии у участника открытого конкурса необходимого инженерно-технического персонала. При этом учитывается предоставление в составе конкурсной заявки следующих копий подтверждающих документов, заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса: - трудовые книжки; - дипломы, дипломы о профессиональной переподготовке, аттестаты, свидетельства, иные документы".
Количество баллов выставляется в соответствии с установленным в Конкурсной документации порядком оценки, а именно:
0 баллов - При отсутствии информации по данному показателю, или при отсутствии подтверждающих сведения документов, заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса; - необеспеченность;
100 баллов - достаточная обеспеченность.
При этом, пунктом 15.9.2 Конкурсной документации установлено, что уровень потребности ресурсов определяется ведомостью ресурсов, входящей в состав проектной документации. Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в составе Конкурсной документации отсутствует ведомость ресурсов, в соответствии с которой участнику закупки необходимо заполнить заявку на участие в Конкурсе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Так в соответствии с разделом 6 "Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации "Заявка должна содержать документы и информацию, указанные в пункте 5.1 настоящего раздела. Предлагаемые участником пояснительная записка с предложением о качестве работ должна соответствовать нормам условиями Проектных документаций (Приложение N5 к Конкурсной документации), условиями, изложенными в проекте государственного контракта и его приложениях (Приложение N2 к Конкурсной документации), а также требованиям нормативно-технической документации согласно Приложению N3 к Конкурсной документации, требованиями законодательных актов Российской Федерации, с учетом Ведомости объемов работ (Приложение N4 к Конкурсной документации)".
В соответствии с пунктом 5.1.7 раздела 5 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации "Участник открытого конкурса описывает выполняемые работы в соответствии с условиями Проектных документаций (Приложение N5 к Конкурсной документации), с условиями, изложенными в проекте государственного контракта и его приложениях (Приложение N2 к Конкурсной документации), а также требованиями нормативно-технической документации согласно Приложению N3 к Конкурсной документации, требованиями законодательных актов Российской Федерации, с учетом Ведомости объемов работ (Приложение N4 к Конкурсной документации).
Вместе с тем, из указанных положений Конкурсной документации не представляется возможным определить в том числе, исчерпывающий перечень работ, производственных мощностей, технологического оборудования, рабочих кадров, подлежащих описанию участниками закупки в своих заявках на участие в Конкурсе, а также невозможно установить, где именно в проектной документации, входящей в состав Конкурсной документации содержится указанная информация. Вместе с тем, полнота описания, в том числе указанных работ, производственных мощностей, технологического оборудования, рабочих кадров, подлежит оценке конкурсной комиссией Заказчика (далее - Конкурсная комиссия).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установленная Заказчиком в Конкурсной документации инструкция по заполнению заявки, не позволяет определить в соответствии с какими документами предоставляется информация участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе, подлежащая оценке Конкурсной комиссией.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в том числе, входит показатель "Опыт участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера и объема" в соответствии с которым оценивается "Опыт успешного выполнения участником открытого конкурса за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, работ сопоставимого характера и объема в качестве генерального подрядчика и/или субподрядчика, стоимость которых составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, установленной настоящей конкурсной документацией. При этом учитывается предоставление в составе конкурсной заявки следующих копий подтверждающих документов, заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса:- государственных контрактов, договоров подряда; - оформленных надлежащим образом актов приемки выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3)".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера и объема" не позволяет оценить опыт участника закупки в связи с тем, что в Конкурсной документации не указаны показатели, определяющие сопоставимость ранее выполненных работ участниками закупки предмету Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МехВодСтрой" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 30, пунктов 4, 9 части 1, части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 11.03.2015 N 07-24-2307/15 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 11 марта 2015 г. N 07-24-2307/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2015