Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 11 марта 2015 г. N 07-24-2673/15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Московского областного УФАС России (далее - Управление, Комиссия) в составе:
при участии представителя Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства", ОАО по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ОАО по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс" на действия комиссии по осуществлению закупок (далее - Конкурсная комиссия) Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Новгород Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса: "Выполнение работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 198+420 - км 222+384 (лево), Владимирская область. Автомобильная дорога М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 198+420 - км 222+384 (право), Владимирская область. Автомобильная дорога М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 244+000 - км 248+000 (лево), Владимирская область. Автомобильная дорога М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 244+000 - км 248+000 (право), Владимирская область" (извещение N 0348100006014000126 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru)и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, нарушившей порядок оценки и сопоставления заявок на участие Конкурсе.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте 30.12.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 815 140 312 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
5) победителем Конкурса признано ООО "ДСУ - 1" с предложением о цене контракта 802 994 721, 35 рублей.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
В соответствии с пунктом 8 статьи 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Как следует из довода жалобы Заявителя, "Конкурсной комиссией необоснованно были выставлены нулевые оценки по показателям критерия "качество работ": "график движения рабочих кадров по объекту", "график движения основных строительных машин по объекту", "пояснительная записка с предложением о качестве работ", отличные от оценок, присвоенных при рассмотрении и оценке заявок Конкурсной комиссией 26.01.2015 (протокол N2-о от 26.01.2015).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 05.03.2015 N 2-о заявке Заявителя по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" присвоено 0 баллов.
На заседании Комиссии представитель Заказчика, представил письменные возражения, из которых следует, что на основании предписаний ФАС России и Московского областного УФАС в Конкурсную документацию были внесены изменения в части установленного порядка оценки заявок.
Согласно информации размещенной на официальном сайте, 16.02.2015 опубликовано изменение извещения о проведении открытого конкурса от 16.02.2015 NИИ2, а также размещена Конкурсная документация, содержащая иной порядок оценки заявок.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно пункту 7.3 раздела 7 "Требования к участникам открытого конкурса" Конкурсной документации установлено "В случае, если подрядчик привлекает к исполнению Контракта субподрядчиков, то такие субподрядчики должны быть из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом общий объем работ, выполняемый привлекаемыми такими субподрядчиками, в денежном выражении должен составлять не менее 15% (пятнадцати процентов) от общего объёма работ, выполняемых субподрядчиками. Стоимость каждого Договора/Контракта, заключаемого с субподрядчиком из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, не должна превышать двадцать миллионов рублей".
Пунктом 8.32 раздела 8 "Обязательства и права подрядчика" проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено "Подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Общий объем работ, выполняемый привлекаемыми такими субподрядчиками, в денежном выражении должен составлять не менее 15% (пятнадцати процентов) от общего объёма работ, выполняемых субподрядчиками. При этом стоимость каждого Договора/Контракта, заключаемого с субподрядчиком из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, не должна превышать двадцать миллионов рублей".
В этой связи, Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком положения в пункте 7.3 раздела 7 "Требования к участникам открытого конкурса" и пункте 8.32 раздела 8 "Обязательства и права подрядчика" проекта государственного контракта Конкурсной документации противоречат друг другу.
Кроме того, установленное Заказчиком в проекте контракта требование об обязательном привлечении субъектов малого предпринимательства должно устанавливаться также в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в Конкурсной документации требование о привлечении субъектов малого предпринимательства, а также не установившего конкретный объем такого привлечения нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что
Запрос о разъяснении положений конкурсной документации, в том числе в части единиц измерения указанного показателя, был направлен в адрес Заказчика. Согласно ответу Заказчика на запрос о разъяснение положений Конкурсной документации от 26.02.2015 NРД1, единственно верным значением является h=0,20 м (20 см.).
Следовательно, действия Заказчика, разместившего разъяснение положений Конкурсной документации на Официальном сайте меняющее ее суть, нарушают часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу Заявителя, установленный Заказчиком в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников Конкурса по нестоимостным критериям не соответствует Закону о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 60%;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - Значимость критерия: 15%.
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - Значимость критерия: 25%.
По критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлены следующие показатели: "строительный генеральный план; график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования; график движения рабочих кадров по объекту; график движения основных строительных машин по объекту; технологические карты на выполнение работ; расчет машин и механизмов с привязкой к Объекту; расчет инженерно-технического персонала с привязкой к Объекту; пояснительная записка с предложением о качестве работ, содержащая подробную информацию о процессе выполнения работ с привязкой к Объекту, а также иные сведения, предлагаемые участником открытого конкурса".
Количество баллов по каждому из показателей критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" выставляются в соответствии с установленным порядком оценки в Конкурсной документации, например, по показателю "Расчет машин и механизмов с привязкой к Объекту":
0 баллов - не предоставление информации; - информация представлена без привязки к объекту; - выявление несоответствия при сопоставлении представленной информации с проектной документацией, со Сводом правил СП 48.13330.2011; - предоставление информации не в полном объеме, т.е. предоставление частичного расчета машин и механизмов;
10 баллов - представление информация в полном объеме, в полном соответствии предмету закупки и составу проектной документации, а также нормам Свода правил СП 48.13330.2011.
По критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены следующие показатели: "Опыт участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера и объема", "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ", "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
По показателю "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ" оцениваются "Сведения о наличии у участника открытого конкурса автотранспорта, строительной техники, оборудования и иных основных средств, необходимых для выполнения работ, согласно проектной документации. При этом учитывается предоставление в составе конкурсной заявки следующих копий подтверждающих документов, заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса: - паспорта транспортных средств и/или договоры аренды, договоры финансовой аренды (лизинг)".
Количество баллов выставляется в соответствии с установленным в Конкурсной документации порядком оценки, а именно:
0 баллов - При отсутствии информации по данному показателю, или при отсутствии подтверждающих сведения документов, заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса; - необеспеченность;
100 баллов - достаточная обеспеченность.
По показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" оценивается "Сведения о наличии у участника открытого конкурса необходимого инженерно-технического персонала. При этом учитывается предоставление в составе конкурсной заявки следующих копий подтверждающих документов, заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса: - трудовые книжки; - дипломы, дипломы о профессиональной переподготовке, аттестаты, свидетельства, иные документы".
Количество баллов выставляется в соответствии с установленным в Конкурсной документации порядком оценки, а именно:
0 баллов - При отсутствии информации по данному показателю, или при отсутствии подтверждающих сведения документов, заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса; - необеспеченность;
100 баллов - достаточная обеспеченность.
При этом, пунктом 15.9.2 Конкурсной документации установлено, что уровень потребности ресурсов определяется ведомостью ресурсов, входящей в состав проектной документации. Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в составе Конкурсной документации отсутствует ведомость ресурсов, в соответствии с которой участнику закупки необходимо заполнить заявку на участие в Конкурсе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Так в соответствии с разделом 6 "Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации "Заявка должна содержать документы и информацию, указанные в пункте 5.1 настоящего раздела. Предлагаемые участником пояснительная записка с предложением о качестве работ должна соответствовать нормам условиями Проектных документаций (Приложение N5 к Конкурсной документации), условиями, изложенными в проекте государственного контракта и его приложениях (Приложение N2 к Конкурсной документации), а также требованиям нормативно-технической документации согласно Приложению N3 к Конкурсной документации, требованиями законодательных актов Российской Федерации, с учетом Ведомости объемов работ (Приложение N4 к Конкурсной документации)".
В соответствии с пунктом 5.1.7 раздела 5 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации "Участник открытого конкурса описывает выполняемые работы в соответствии с условиями Проектных документаций (Приложение N5 к Конкурсной документации), с условиями, изложенными в проекте государственного контракта и его приложениях (Приложение N2 к Конкурсной документации), а также требованиями нормативно-технической документации согласно Приложению N3 к Конкурсной документации, требованиями законодательных актов Российской Федерации, с учетом Ведомости объемов работ (Приложение N4 к Конкурсной документации).
Вместе с тем, из указанных положений Конкурсной документации не представляется возможным определить в том числе, исчерпывающий перечень работ, производственных мощностей, технологического оборудования, рабочих кадров, подлежащих описанию участниками закупки в своих заявках на участие в Конкурсе, а также невозможно установить, где именно в проектной документации, входящей в состав Конкурсной документации содержится указанная информация. Вместе с тем, полнота описания, в том числе указанных работ, производственных мощностей, технологического оборудования, рабочих кадров, подлежит оценке конкурсной комиссией Заказчика (далее - Конкурсная комиссия).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установленная Заказчиком в Конкурсной документации инструкция по заполнению заявки, не позволяет определить в соответствии с какими документами предоставляется информация участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе, подлежащая оценке Конкурсной комиссией.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в том числе, входит показатель "Опыт участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера и объема" в соответствии с которым оценивается "Опыт успешного выполнения участником открытого конкурса за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, работ сопоставимого характера и объема в качестве генерального подрядчика и/или субподрядчика, стоимость которых составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, установленной настоящей конкурсной документацией. При этом учитывается предоставление в составе конкурсной заявки следующих копий подтверждающих документов, заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса:- государственных контрактов, договоров подряда; - оформленных надлежащим образом актов приемки выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3)".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера и объема" не позволяет оценить опыт участника закупки в связи с тем, что в Конкурсной документации не указаны показатели, определяющие сопоставимость ранее выполненных работ участниками закупки предмету Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 30, пунктов 4, 9 части 1, части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как выдано ранее по делу N 07-24-2307/15.
4. Материалы дела от 19.03.2015 N 07-24-2673/15 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать, так как переданы ранее по делу N 07-24-2307/15.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 11 марта 2015 г. N 07-24-2673/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2015