Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 29 апреля 2015 г. N 07-24-2163эп/15
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) в составе:
при участии представителей Комитета по конкурентной политике Московской области,Муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад N64 "Теремок", Муниципального унитарного предприятия Павлово-Посадского муниципального района Московской области "Комбинат школьного питания"на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобуМуниципального унитарного предприятия Павлово-Посадского муниципального района Московской области "Комбинат школьного питания" (далее - Заявитель)на действия уполномоченного органа в качестве Организатора совместной закупкиКомитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган), Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида N3 "Белочка" (для детей с нарушениями речи), Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N5 "Одуванчик", Муниципального дошкольного образовательного учреждениядетский сад комбинированного вида N6 "Чайка", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N8 "Золотая рыбка", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N9 "Светлячок", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N10 "Спутник", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N11 "Аленушка", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N12 "Радуга", Муниципального дошкольного образовательногоучреждение детский сад общеразвивающего вида N15 "Дюймовочка", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N18 "Улыбка", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N19 "Яблонька", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N23 "Снежок", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N24 "Радость", Муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад N25 "Незабудка", Муниципального дошкольногообразовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N26 "Василек", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N27 "Лесная сказка", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N28 "Родничок", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N29 "Волшебная сказка", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N30 "Парус", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N31 "Рябинка", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N32 "Снежинка", Муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад N33 "Ромашка", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N34 "Солнышко", Муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад N36 "Полянка", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N37 "Малыш", Муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детскийсад N38 "Чебурашка", Муниципального дошкольного образовательного учреждение детский сад общеразвивающего вида N39 "Ягодка", Муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад N41 "Сказка", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N42 "Веснушка", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N43 "Березка", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N45 "Колосок", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад для детейраннего возраста N48 "Ладушки", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад для детей раннего возраста N50 "Земляничка", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N54 "Елочка", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N57 "Колокольчик", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N58 "Рыбка", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N60 "Колобок", Муниципального дошкольного образовательного учрежденияцентр развития ребенка - детский сад N61 "Мечта", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N62 "Ручеек", Муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад N63 "Карусель", Муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад N64 "Теремок", Муниципального общеобразовательного учреждения "Золотовская средняя общеобразовательная школа" (далее - Заказчики) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием: "на поставку продуктовпитания для муниципальных дошкольных образовательных учреждений Воскресенского муниципального района Московской области и МОУ "Золотовская СОШ" в 2015 году" (номер извещения 0148200005415000192 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru)(далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального законаот 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчиковпри проведенииКонкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчиков утвердившихКонкурсную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно:
1) в составе Конкурсной документации неверно указан способ закупки;
2) документы, входящие в состав заявки по пунктам 23,9 указаны повторно в пунктах 16 и 23 информационной карты Конкурсной документации;
3) не разъяснен порядок внесения обеспечения заявок на участие Конкурсе;
4) в техническом задании Конкурсной документации установлены требования к товарам, не соответствующие ГОСТам.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса, Уполномоченный орган, Заказчики действовали в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, документацией о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурсаразмещено на Официальном сайте- 03.04.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 51 219 805, 80 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 30.04.2015;
4) дата проведения предквалификационного отбора - 05.05.2015;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 05.05.2015.
1. Согласно пункту 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участниковзакупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление), установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием.
Согласно Постановлению, оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей, отнесено к услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
При этом, подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 56 Закона о контрактной системе, извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
В соответствии с информацией, размещенной на Официальном сайте, 15.04.2015 опубликован документ "Изменения извещения о проведении конкурса с ограниченным участием от 15.04.2015 NИИ2" и размещена Конкурсная документация.
Согласно извещению о проведении закупки и Конкурсной документации предметом Конкурса являетсяпоставка продуктов питания для муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
При этом, действующая редакция Конкурсной документации не содержит указаний на способ закупки в форме открытого конкурса.
Вместе с тем, подпунктом 9 пункта 23 информационной карты Конкурсной документации установлено требование о предоставлении в составе заявки "документов, подтверждающих соответствие участника конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным в подпункте 1 пункта 17 настоящей Информационной карты, а именно: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, а также декларация о соответствии участника конкурса требованиям, установленным подпунктами 2-7 пункта 16 настоящей Информационной карты".
Таким образом, доводы жалобы Заявителя об указании в Конкурсной документации неверного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и излишних требований к составу документов заявки на участие в Конкурсе не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 5 статьи 25 Закона о контрактной системе, порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом б) части 6 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 28.11.2013 N 1088 "Об утверждении Правил проведения совместных Конкурсов и Аукционов" (далее - Правила), в целях проведения совместного конкурса или аукциона организатор разрабатывает и размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, разрабатывает и направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, а также разрабатывает и утверждает документацию, подготовленные в соответствии с Федеральным законом. Начальная (максимальная) цена, указываемая в таких извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика.
Пунктом 25 информационной карты Конкурсной документации установлены порядок и размер внесения обеспечения заявки на участие в Конкурсе, указан размер обеспечения заявки, предоставляемого для каждого Заказчика. При этом, в пункте 26 информационной карты Конкурсной документации указаны реквизиты каждого Заказчика для внесения обеспечения заявки.
Таким образом, довод жалобы об отсутствии в Конкурсной документации порядка внесения обеспечения заявки на участие в Конкурсе не нашел своего подтверждения.
3.В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с извещением о проведении Конкурса, Техническим заданием Конкурсной документации, предметом закупки являются продукты питания для дошкольных учреждений. В целях организации образовательного процесса, необходима бесперебойная поставка всех продуктов детского питания.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки (один лот) разные группы товаров, не нашел своего подтверждения.
Кроме того, Конкурсной документацией установлено требование о соответствии товаров определенным ГОСТам.
Так, апельсины должны соответствовать ГОСТу Р 53596-2009. Согласно пункту 6.14 ГОСТа Р 53596-2009, Цитрусовые плоды упаковывают в тару из гофрированного картона.
Мясо кур охлажденное должно соответствовать ГОСТ Р 52306-2005 "Мясо птицы (тушки цыплят, цыплят-бройлеров и их разделанные части) для детского питания. Технические условия". Согласно требованиям технического задания Конкурсной документации, мясо птицы должно иметь срок хранения установленный производителем не более 3 месяцев.
Согласно пункту 7.3 ГОСТа Р 52306-2005, рекомендуемые сроки годности охлажденного мяса птицы для детского питания при температуре от 0 °С до 2 °С включительно и относительной влажности воздуха (822)% - не более 5 суток (включая срок хранения мяса птицы до разделки), замороженного - при температуре минус 12 °С - не более 2 месяцев, глубокозамороженного - при минус 18 °С - не более 3 месяцев со дня выработки.
Таким образом, требования к функциональным и качественным характеристикам товаров апельсины, мясо кур охлажденное соответствуют требованиям ГОСТ.
При этом, Конкурсной документацией установлено требование о соответствии мясабескостного замороженного ГОСТуР 54754-2011 "Полуфабрикаты мясные кусковые бескостные для детского питания. Технические условия", а также установлен показатель"температура в толще мышц бедра должна быть выше минус 8 градусов Цельсия для замороженного мяса, и/или выше плюс 4 градусов Цельсия - для охлажденного".
Согласно ГОСТу Р 54754-2011, температура в толще продукта должна быть не выше минус 10 градусов Цельсия.
Таким образом, действия Уполномоченного органа. Заказчиков, установивших требования к характеристикам товара "мясо бескостное замороженное" не соответствующее требованиям ГОСТу Р 54754-2011, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Закона о контрактной системе.
На основании изложенногои руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать предприятие Павлово-Посадского муниципального района Московской области "Комбинат школьного питания" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчиков нарушение пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчикам обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных правонарушений.
4. Передать материалы дела от 29.04.2015 N 07-24-2163эп/15 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 29 апреля 2015 г. N 07-24-2163эп/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2015