Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 30 марта 2015 г. N 07-24-3206/15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Московского областного УФАС России (далее - Управление, Комиссия) в составе:
при участии представителей Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области(далее - Заказчик) КолмаковойА.А. по доверенности, ООО "ЭкоУют" (далее - Заявитель) ЩербаковойЛ.Г. по доверенности,
рассмотрев жалобу Заявителяна действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика (далее - Конкурсная комиссия), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса: "оказание услуг по переработке, утилизации, уничтожению конфискованного, движимого бесхозяйственного и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящихся в ведении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области " (номер извещенияhttp://zakupki.gov.ru/epz/order/printForm/view.html?printFormId= 5731091 0148100001415000001 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),и в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии,Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Конкурсной комиссии,Заказчиком:
- Заказчик неправомерно препятствовал присутствию представителей Заявителя на процедуре вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе.
- Конкурсной комиссией необоснованно присвоена низкая оценка в баллах заявке Заявителя на участие в Конкурсе по нестоимостным критериям оценки заявок участников закупи, установленным Конкурсной документацией.
Представитель Заказчикас доводами Заявителя не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса,Заказчик и Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте 06.02.2015;
2) дата и время окончания подачи заявок - 11.03.2015;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 7000000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 6 участников закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 19.03.2015;
7) победителем Конкурса признано ООО "Вива Транс" с предложением о цене контракта 2 000 000,00 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки на участие в нем, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. Заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам открытого конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) об открытии указанного доступа.
Согласно пункту 29 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что "Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, дата рассмотрения и оценки таких заявок: 107966, г. Москва, ул. Гиляровского, дом 31, строение 1.Дата вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе: 11.03.2015 г. в 10-00 (по местному времени)_в связи с тем, что в здание Заказчика обеспечивается ограниченный пропускной режим, необходимо предварительно связаться с представителем Заказчика и заказать пропуск по телефонам: 8 (495) 276-21-70, 8 (916) 550-14-11".
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие нарушение Заказчиком порядка приема заявок на участие в Конкурсе, а также создание Заказчиком препятствий присутствию представителей Заявителя на процедуре вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и подаче Заявителем изменения заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе, Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в Конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя Конкурса на основе критериев, указанных в Конкурсной документации.
Заказчик в пункте 24.2.1 Конкурсной документации установил, что по показателю "Наличие у организации актов выполненных работ по переработке, утилизации, уничтожению ТБО, движимого имущества, в том числе: товаров народного потребления, компьютерного оборудования, мебели, транспортных средств, автозапчастей и прочих комплектующих, оборудования и иного движимого имущества в 2014 году" будет оцениваться количество актов выполненных работ по переработке, утилизации, уничтожению ТБО, движимого имущества.
В заявке Заявителя на участие в Конкурсе по показателю "Наличие у организации актов выполненных работ по переработке, утилизации, уничтожению ТБО, движимого имущества, в том числе: товаров народного потребления, компьютерного оборудования, мебели, транспортных средств, автозапчастей и прочих комплектующих, оборудования и иного движимого имущества в 2014 году" сделано предложение содержащее копии актов оказанных услуг, в количестве 32 штук, в которых указано наименование работ, услуг "вывоз ТБО", что не являются аналогичными предмету контракта работами.
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Конкурсной комиссией необоснованно присвоена низкая оценка в баллах заявке Заявителя на участие в Конкурсе по нестоимостным критериям оценки заявок участников закупи, установленным Конкурсной документацией, не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Порядок оценок заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1085 от 28.11.2013 (далее - Правила).
В пункте 24 Конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценок заявок на участие в Конкурсе:
"Цена контракта - величина значимости критерия составляет 50 процентов;
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - величина значимости критерия составляет 25 процентов;
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - величина значимости критерия составляет 25 процентов".
Комиссия установила, что Заказчиком в Конкурсной документации установлены предельные величины значимости критериев не соответствующие показателям, определенным Правилами, определяющим минимальную и максимальную значимость нестоимостных критериев оценки (в процентах).
Кроме того, согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 25 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с пунктом 26 Правил количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным пунктом 25 Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
Пункт 24.2.1 Конкурсной документации устанавливает критерий "Качество оказываемых услуг". Содержание данного критерия раскрывается следующими показателями:
"- наличие у организации актов выполненных работ на оказание услуг по переработке, утилизации, уничтожению ТБО, движимого имущества, в том числе: товаров народного потребления, компьютерного оборудования, мебели, транспортных средств, автозапчастей и прочих комплектующих, оборудования и иного движимого имущества в 2014 году".
Исходя из указанного, Комиссия приходит в выводу, что Заказчиком в критерии оценки "Качество оказываемых услуг" оценивается показатель, подтверждающий квалификацию участника закупки не в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
По критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены показатели:
"- Квалификация сотрудников участника открытого конкурса (количество квалифицированных сотрудников со стажем более 5 (пяти) лет) - Максимальное значение для каждого показателя указанного критерия - 15;
- Наличие научно-технической и исследовательской базы, которая позволит гарантировать высокую степень безопасности уничтожения неликвидного имущества - Максимальное значение для каждого показателя указанного критерия - 25;
- Наличие лицензии по осуществлению деятельности по сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности - Максимальное значение для каждого показателя указанного критерия - 30;
- Наличие свидетельства о членстве участника в Ассоциации предприятий по обращению с ртутьсодержащими отходами - Максимальное значение для каждого показателя указанного критерия - 30".
Комиссия приходит к выводу о том, что установленный порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием предмета оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки, а также в связи с отсутствием инструкции по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также надлежащую инструкцию по заполнению заявки, нарушают соответственно пункты 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Перечень требований, предъявляемых к участникам закупки, установлен статьей 31 Закона о контрактной системе и является исчерпывающим. Требование о правомочности участника закупки заключать контракт не входит в указанный перечень.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия установила, что пунктом 13 Информационной карты, к участникам закупки установлено требование "правомочность участника открытого конкурса заключать Государственный контракт".
Таким образом, установив в документации требование к участникам Аукциона о правомочности участника заключать контракт, Заказчик нарушил требование части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно Конкурсной документации Заказчиком в проекте государственного контракта не установлена формула исчисления пени для исполнителя при несвоевременном выполнении условий контракта.
Таким образом, отсутствие данного условия в проекте контракта нарушает часть 7 статьи 34, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭкоУют"необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4 и 9 части 1 статьи 50, части 6 статьи 31, части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных правонарушений.
4. Передать материалы дела N 07-24-3206/15 от 30.03.2015 по допущенным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 30 марта 2015 г. N 07-24-3206/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2015