Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 22 мая 2015 г. N 06-10/15-133
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС - Чечениной С.А., руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС:
Мороз С.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Мареха Д.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии: представителей Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича" Назаренко Ю.В. (по доверенности N 2/1-14-866 от 21.05.2015), Ловцова Ю.А. (по доверенности N 2/1-14-867);
представителя заявителя ООО "Мурманское охранное предприятие" Моисеенкова В.В. (по доверенности N 022/05/15 от 22.05.2015),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мурманское охранное предприятие" (далее по тексту решения - ООО "Мурманское охранное предприятие", Общество, Заявитель) на конкурсную документацию Заказчика - Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича" (далее по тексту решения - ФГБНУ "ПИНРО", Заказчик), реестровый номер закупки: 0349100020915000029 (лотN1) "Услуги по охране комплекса зданий и централизованной пультовой охране объектов ФГБНУ "ПИНРО" в г. Мурманске", (далее по тексту - Конкурс, в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
18 мая 2015 года - ООО "Мурманское охранное предприятие", обратилось в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на конкурсную документацию Заказчика ФГБНУ "ПИНРО".
Из существа жалобы следует, что Заказчик установил избыточные требования в конкурсной документации при осуществлении закупки 0349100020915000029 по лоту N1 "Услуги по охране комплекса зданий и централизованной пультовой охране объектов ФГБНУ "ПИНРО" в г. Мурманске", а именно подпунктом б) пункта 12, раздела II Информационной карты требуется обязательным наличие у участника закупки действующей лицензии МЧС России.
Объектом закупки согласно опубликованной документации является "Оказание услуг по охране объектов ФГБНУ "ПИНРО", при этом в описании предмета договора (п.1.1) и Техническом задании (лотN1), являющемся одновременно приложением N1 к Договору, Заказчик определяет услуги пультовой сигнализационной охраны на своих объектах в г. Мурманске, в том числе, с осуществлением работ по эксплуатационному обслуживанию технических средств охранной и пожарно-охранной сигнализации.
По мнению Заявителя, осуществление работ по эксплуатационному обслуживанию технических средств охранной и пожарно-охранной сигнализации можно осуществлять при наличии лицензии на осуществления частной охранной деятельности, выдаваемой УМВД России, при этом лицензия, выдаваемая МЧС России на осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, требуемая Заказчиком, для выполнения указанных работ не требуется.
ООО "Мурманское охранное предприятие" считает, что Заказчик пытается в одном лоте объединить различные виды услуг и ограничить число участников закупки, требуя у участника размещения заказа лицензию МЧС, тем самым желает, чтобы обслуживание объектов проводилось в рамках требований, установленных в области пожарной безопасности, что не относится к предмету закупки.
Заявитель просит антимонопольный орган провести проверку документации Заказчика, отменить проведение открытого конкурса и выдать предписание о внесении изменений в документацию.
Представители Заказчика ФГБНУ "ПИНРО" с доводами жалобы Заявителя не согласны и считают, что при установлении требований к закупке действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС начато в 13 часов 00 минут 22 мая 2015 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе. В ходе заседания Комиссии Мурманского УФАС России осуществлялась аудиозапись.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что Заказчиком 30 апреля 2015 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено извещение о проведении Открытого конкурса на "оказание услуг по охране объектов федерального государственного бюджетного научного учреждения "Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича" (ФГБНУ "ПИНРО").
Дата и время начала подачи заявок |
01.05.2015 09:00 |
||||
Дата и время окончания подачи заявок |
20.05.2015 11:00 |
||||
|
|
Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения конкурсов и аукционов регламентирован параграфом 2 Закона о контрактной системе.
В соответствии пунктом 4 части 1 статьей 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов на размещение заказов для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив конкурсную документацию, установила следующее.
Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения гражданско-правовых договоров на "оказание услуг по охране объектов федерального государственного бюджетного научного учреждения "Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича" утверждена директором ФГБНУ "ПИНРО" Древетняком К.В.
Предметом оспариваемой закупки является лот N1 "Услуги по охране комплекса зданий и централизованной пультовой охране объектов ФГБНУ "ПИНРО" в г. Мурманске"
Положением пункта 2.3.15 "Требования к исполнителю" части 2.3 раздела III "Техническая часть документации" к лоту N1установлено:
- Наличие лицензии МВД (УМВД) на осуществление частной охранной деятельности (в соответствии с ч. 1 ст.11 Закона о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации N 2487-1 от 11.03.1992 г. с изменениями и дополнениями), действующей на период оказания охранных услуг Заказчику, предусмотренных Договором и содержащей виды услуг:
а) охрана объектов и\или имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и \или с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
б) обеспечение внутри-объектового и пропускного режима на объектах.
- наличие лицензии МЧС (УМЧС) на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, содержащей запись о видах работ, выполняемых в составе лицензируемых видах работ: монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и пожарно-охранной сигнализации.
Требование о наличии лицензии является не только требованием к участнику аукциона, но и требование к выполняемым работам, в том смысле, что работы должны выполняться лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на выполнение данного вида работ.
Предметом закупки является "оказание услуг по охране объектов федерального государственного бюджетного научного учреждения "Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича", что в соответствии с законодательством требует для выполнения работ (услуг) действующую лицензию УМВД на осуществление частной охранной деятельности.
В силу пункта 3 части 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 31.12.2014) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Однако, Заказчиком в технической части документации пункт 2.3.3 открытого конкурса, кроме "услуги по охране комплекса зданий и централизованной пультовой охране объектов ФГБНУ "ПИНРО" были предусмотрены работы (услуги), относящиеся к обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, которые являются видами работ, подлежащими отдельному лицензированию и требующие лицензию МЧС.
Согласно части 2 и 3 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 (ред. от 28.04.2015) "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - лицензирующий орган). Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению (далее соответственно - работы, услуги).
Установленные в конкурсной документации требования на выполнение работ по обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности технологически и функционально не связано с работами, являющимися предметом торгов - охраной объектов.
Таким образом, Объединив функционально и технологически не связанные между собой работы в один лот, а также, установив в конкурсной документации требование о наличии у участников размещения заказа лицензии МЧС, Заказчик сузил круг потенциальных участников закупки, так как для участия в данном аукционе у одного участника требовалось наличие двух разных разрешительных документов (лицензия УМВД и лицензия МЧС), тем самым ограничив конкуренцию на рынке услуг по охране объектов.
Комиссия пришла к выводу, что должностное лицо - директор ФГБНУ "ПИНРО" Древетняк К.В. утвердил конкурсную документацию, включив в состав лота N1 "услуги по охране комплекса зданий и централизованной пультовой охране объектов ФГБНУ "ПИНРО" работы (услуги), технологически и функционально не связанные с предметом торгов, а также требование о наличии у участников закупки двух разных разрешительных документов, тем самым ограничив конкуренцию, допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в конкурсной документации требование, влекущее за собой ограничение количества участников закупки.
Руководствуясь статьёй 106 Закона о контрактной системе, Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мурманское охранное предприятие" на положения документации открытого конкурса на "оказание услуг по охране объектов федерального государственного бюджетного научного учреждения "Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича" (ФГБНУ "ПИНРО"), номер закупки: 0349100020915000029 (лотN1) обоснованной.
2.Признать заказчика - Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 (пункт 4 части 1 статьей 50) Закона о контрактной системе.
3.Выдать предписание ФГБНУ "ПИНРО" об аннулировании торгов.
4. Материалы дела N 06-10/15-133 передать должностному лицу управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение в полном объеме изготовлено 27.05.2015 г.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
С.А. Чеченина |
Члены комиссии: |
С. В. Мороз |
|
Д.А.Мареха |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 22 мая 2015 г. N 06-10/15-133
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2015