Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 15 апреля 2015 г. N 2066/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Петрова А.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
в присутствии представителей:
заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Боровичская центральная районная больница" - Норкиной Натальи Александровны (доверенность б/н от 14.04.2015), Пешко Натальи Сергеевны (доверенность б/н от 14.04.2015);
уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" - Запайщиковой Юлии Юрьевны (доверенность N 3 от 10.02.2015), Николаевой Екатерины Андреевны (доверенность N 4 от 10.02.2015);
подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Лер" - директора Матвиенко Константина Юрьевича;
участник закупки - Общество с ограниченной ответственностью Медицинская Компания "ОлаМед" (далее - ООО Медицинская Компания "ОлаМед") надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение жалобы не явились,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Лер" (173021, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 61; далее - ООО "Лер") на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24; далее - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв") при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходного материала для поликлинического отделения для нужд ГОБУЗ "Боровичская ЦРБ", извещение N 0850200000415000362 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 19.03.2015, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
09.04.2015 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "Лер" на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходного материала для поликлинического отделения для нужд ГОБУЗ "Боровичская ЦРБ", извещение N 0850200000415000362 о проведении которого было размещено на официальном сайте 19.03.2015 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из Жалобы следует, что ООО "Лер" участвовало в рассматриваемой закупки. Аукционной комиссией уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" первая часть заявки ООО "Лер" признана несоответствующей требованиям, установленным документацией о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Документация об электронном аукционе).
При этом, относительно второй части заявки единственного участника рассматриваемой закупки аукционной комиссией уполномоченного учреждения неправомерно принято решение о признании ее соответствующей требованиям Документации об электронном аукционе, несмотря на отсутствие в ее составе предусмотренных Документацией об электронном аукционе документов и сведений (сертификата страны происхождения медицинских изделий).
На основании изложенного, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
На рассмотрении представитель подателя Жалобы - ООО "Лер" поддержал ее доводы в полном объеме.
Уполномоченное учреждение - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 2921 от 14.04.2015 Новгородского УФАС России).
В разделе 8 Документации об электронном аукционе заказчиком установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 102 от 05.02.2015 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление) и утвержденным им Перечнем отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В данном случае положения Постановления не могли быть применены аукционной комиссией уполномоченного учреждения при рассмотрении второй части зяавки единственного участника поскольку отсутствовали предусмотренные Постановлением условия его применения (наличие не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок и прочее).
Согласно протоколу от 03.04.2015 рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме (далее - Протокол от 03.04.2015) на участие в рассматриваемой закупке поступили первые части заявок 2 участников, по результатам рассмотрения первая часть зяавки участника с порядковым номером 2 (защищенный номер заявки - 9387180) допущена к участию в электронном аукционе.
Согласно Протоколу от 07.04.2015 рассмотрения единственной заявки заявка ООО Медицинской Компании "ОлаМед" (порядковый номер - 2, защищенный номер заявки - 9387180) аукционной комиссией уполномоченного учреждения признана соответствующей требованиям Документации об электронном аукционе.
В заявке ООО Медицинской Компании "ОлаМед" отсутствовал предусмотренный Постановлением и Документацией об электронном аукционе сертификат о происхождении товара. Однако его предоставление в данном случае не имело смысла в связи с недостаточным количеством участников закупки (подано менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок).
На рассмотрении Жалобы представители уполномоченного учреждения поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
Заказчик - Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Боровичская центральная районная больница" (174406, Новгородская обл., г. Боровичи, пл. 1 Мая, д. 2 А; далее - ГОБУЗ "Боровичская ЦРБ") также считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 2954 от 15.04.2015 Новгородского УФАС России).
В Документации об электронном аукционе заказчиком установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с Постановлением и Перечнем.
В связи с отсутствием должного количества заявок участников положения Постановления аукционной комиссией уполномоченного учреждения не могли быть применены.
Таким образом, заявка ООО Медицинской Компании "ОлаМед" аукционной комиссией уполномоченного учреждения правомерно признана соответствующей положениям Документации об электронном аукционе.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В марте - апреле 2015 года уполномоченным учреждением - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" и заказчиком - ГОБУЗ "Боровичская ЦРБ" осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходного материала для поликлинического отделения для нужд ГОБУЗ "Боровичская ЦРБ".
Документация об электронном аукционе утверждена главным врачом ГОБУЗ "Боровичская ЦРБ" П.С. Дукой.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В подпункте 9 пункта 10.3 Документации об электронном аукционе заказчиком - ГОБУЗ "Боровичская ЦРБ" установлено, что вторая часть заявки на участие в рассматриваемой закупке должна содержать сертификат о происхождении товара для Постановления и декларацию (иной документ) подтверждающую происхождение поставляемого товара для приказа N 155 от 25.03.2014 Министерства экономического развития.
Согласно разделу 8 Документации об электронном аукционе заказчиком - ГОБУЗ "Боровичская ЦРБ" установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, а также Перечнем.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчиком - ГОБУЗ "Боровичская ЦРБ" в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки - поставка расходных материалов для поликлинического отделения.
При этом, согласно пункту 3.2 Документации об электронном аукционе, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара содержатся в Приложение N 1 к Документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанный в статье 14 запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, и ограничение допуска указанных товаров для целей осуществления закупок медицинских изделий установлен Правительством Российской Федерации в Перечне.
Согласно Перечню, объект рассматриваемой закупки - поставка расходных материалов для поликлинического отделения (в том числе инструменты колющие, шприцы - инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них, иглы стержневые, иглы трубчатые (инъекционные)) входит в него (коды 33.10.15.120 - 33.10.15.123 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности), и, следовательно, требования, установленные Постановлением, к объекту рассматриваемой закупки применяются в полном объеме.
Таким образом, заказчиком правомерно в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, а также Постановлением установлены запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, и ограничение допуска указанных товаров для целей осуществления закупок, а также требование ко вторым частям заявок участников на необходимость представления документов и информации, подтверждающих происхождение товара.
Согласно пункту 2 Постановления для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
Согласно пункту 3 Постановления подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в Перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Таким образом, в соответствии с Постановлением для его применения аукционными комиссиями, рассматривающими заявки, поданные на участие в закупках медицинских изделий, для отклонения заявки участника закупки, содержащей сведения о входящем в Перечень товаре, необходимо, чтобы как минимум две заявки участников закупки соответствовали требованиям, установленным документациями о закупках и Постановлением, то есть участники закупки предлагали к поставке товары, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан, и при этом их заявки не содержали предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
В соответствии с Протоколом от 03.04.2015 и Протоколом от 04.04.2015 единственной отвечающей требованиям Документации об электронном аукционе признана заявка ООО Медицинской Компании "ОлаМед".
При этом, согласно доводам Жалобы и представленной копии заявки ООО Медицинской Компании "ОлаМед", в составе заявки ООО Медицинской Компании "ОлаМед" отсутствуют установленные в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе и предусмотренные пунктом 3 Постановления, подпунктом 9 пункта 10.3 Документации об электронном аукционе документы, подтверждающие страну происхождения предложенных участником закупки к поставке медицинских изделий, то есть сертификаты о происхождении товара (медицинских изделий).
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Следовательно, заявка участника закупки - ООО Медицинской Компании "ОлаМед" аукционной комиссией уполномоченного учреждения не могла быть признана соответствующей положениям Документации об электронном аукционе, а ООО Медицинская Компания "ОлаМед" - единственным участником рассматриваемой закупки.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" содержится нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном признании заявки участника закупки соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, поскольку во второй части заявки участника рассматриваемой закупки - ООО Медицинской Компании "ОлаМед" отсутствовали документы и информация, представление которых предусмотрено частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе (документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов) и пунктом 10.3 Документации об электронном аукционе.
При этом необходимо отметить следующее.
Доводы уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" и заказчика - ГОБУЗ "Боровичская ЦРБ" о невозможности использования при осуществлении рассматриваемой закупки положений Постановления не могут быть приняты во внимание Комиссией по следующим основаниям.
В разделе 8, подпункте 9 пункта 10.3 Документации об электронном аукционе заказчиком - ГОБУЗ "Боровичская ЦРБ" установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, а также требование к представлению в сосаве вторых частей заявок участников документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов (в соответствии с Постановлением - сертификатов о происхождении товаров).
В данном случае, при осуществлении рассматриваемой закупки у аукционной комиссии уполномоченного учреждения отсутствовала не как таковая возможность применения положений Постановления в целом, а лишь возможность отклонения заявок участников рассматриваемой закупки медицинских изделий, включенных в Перечень, по правилам, содержащимся в Постановлении.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Следовательно, аукционная комиссия уполномоченного учреждения при рассмотрении заявок участников рассматриваемой закупки руководствовалась не только положениями Постановления, но и Документации об электронном аукционе.
С учетом установленных в Постановлении условий его применения (на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно: содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан; не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя) в ситуации, сложившейся при рассмотрении аукционной комиссией уполномоченного учреждения второй части заявки единственного участника, податель которой допущен к участию в электронном аукционе, аукционная комиссия уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" не могла отклонять заявку ООО Медицинской Компании "ОлаМед" на основании положений Постановления (пункт 2 Постановления), однако была обязана отклонять на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе по причине непредставления участником закупки документов, предусмотренных подпунктом 9 пункта 10.3 Документации об электронном аукционе (сертификата о происхождении товара) (по причине несоответствия завки требованиям, установленным документацией о таком аукционе).
Участники же рассматриваемой закупки, как и других закупок медицинских изделий, включенных в Перечень, участие в которых ограничено в рамках статьи 14 Закона о контрактной системе, при участии в них обязаны исходить из принципа добросовестности и представлять в составе вторых частей своих заявок документы, подтверждающие страну происхождения медицинских изделий, поскольку изначально не могут обладать информацией относительно общего числа поступивших заявок на участие в них, а также относительно числа участников, допущенных к участию по результатам рассмотрения первых частей (то есть возникнет ли фактически у аукционных комиссий возможность отклонения заявок участников на основании положений (правил) Постановления).
Таким образом, доводы Жалобы нашли свое подтверждение.
Установленные в действиях аукционной комиссии уполномоченного учреждения нарушения являются грубыми, существенно повлияли на результаты определения поставщика (единственным участником закупки признан участник, заявка которого не соответствует требованиям Документации об электронном аукционе), что дает основания для их устранения путем выдачи предписания об устанении допущенных нарушений.
Руководствуясь статьями 14, 33, 64, 66, 69, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Лер" (173021, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 61) на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24; далее - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв") при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходного материала для поликлинического отделения для нужд ГОБУЗ "Боровичская ЦРБ", извещение N 0850200000415000362 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 19.03.2015, обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв", оператору электронной площадки - Закрытому акционерному обществу "Сбербанк-АСТ" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении членов аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв".
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии А.В. Петрова
Д.А. Петров
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 15 апреля 2015 г. N 2066/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2015