Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 23 апреля 2015 г. N 2208/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Петрова А.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новгородской области - Васильевой Оксаны Альбертовны (доверенность N 7 от 23.04.2015), Мелеховой Екатерины Александровны (доверенность N 19 от 26.06.2014);
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение жалобы не явились;
участник закупки (победитель) - Общество с ограниченной ответственностью "Страховая Компания "Согласие" (далее - ООО "СК "Согласие") надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение жалобы не явились,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" (140002, Московская обл., г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3; 173000, Великий Новгород, ул. Рогатица, д. 34; далее - ООО "Росгосстрах") на действия государственного заказчика - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новгородской области (173000, Великий Новгород, ул. Нутная, д. 21/28; далее - Управление Россельхознадзора по Новгородской области) и его единой комиссии при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСАГО), извещение N 0150100006015000009 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 06.03.2015, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
17.04.2015 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "Росгосстрах" на действия государственного заказчика - Управления Россельхознадзора по Новгородской области и его единой комиссии при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСАГО), извещение N 0150100006015000009 о проведении которого было размещено на официальном сайте 06.03.2015 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
По мнению подателя Жалобы - ООО "Росгосстрах" государственным заказчиком неправомерно выбран способ рассматриваемой закупки в форме электронного аукциона, поскольку данный способ не учитывает специфику услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Кроме того, действия единой комиссии государственного заказчика также не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, поскольку предложение победителя закупки по цене контракта ниже допустимой суммы, использованной государственным заказчиком в качестве обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта, неправомерно и не могло быть принято аукционной комиссией.
Государственный заказчик - Управление Россельхознадзора по Новгородской области считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 3121 от 22.04.2015 Новгородского УФАС России).
Начальная (максимальная) цена контракта определена в соответствии с Указаниями Банка России N 3384-у от 19.09.2014 "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффицентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указания Банка России N 3384-у от 19.09.2014). При ее определении использовалась максимальная ставка базового страхового тарифа.
Способ закупки в виде электронного аукциона выбран государственным заказчиком в целях обеспечения максимальной конкуренции потенциальных участников закупки.
В части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе приведен исчерпывающий перечень оснований для признания заявки, поданной на участие в электронном аукционе, не соответствующей требованиям документации об аукционе. В данном случае, все поданные на участие в рассматриваемой закупке заявки, включая заявку победителя закупки, соответствовали требованиям документации.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В марте - апреле 2015 года государственным заказчиком - Управлением Россельхознадзора по Новгородской области осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСАГО).
Документация о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Документация об электронном аукционе) утверждена заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Новгородской области Н.Е. Якуткиным.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Согласно части 3 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 настоящей статьи перечни.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 8 статьи 22 Закона о контрактной системе тарифный метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России) в правилах обязательного страхования.
Таким образом, деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируется государством, а, следовательно, для обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчики должны применять предусмотренный частью 8 статьи 22 Закона о контрактной системе тарифный метод.
В пункте 2.16 Информационной карты Документации об электронном аукционе государственным заказчиком - Управлением Россельхознадзора по Новгродской области установлено, что расчет начальной (максимальной) цены контракта приведен в Приложении N 2 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (НЦМК)" к Документации об электронном аукционе.
Согласно Приложению N 1 "Техническое задание" к Документации об электронном аукционе обязательное страхование производится в соответствии с Указаниями Банка России N 3384-у от 19.09.2014, коэффициенты страховых тарифов являются неизменными показателями, установлены государственным заказчиком в соответствии с Приложением N 2 к Указаниям Банка России N 3384-у от 19.09.2014.
В соответствии с Указаниями Банка России N 3384-у от 19.09.2014 установленные предельные значения базовых ставок страховых тарифов (далее - ТБ) подразделяются на ТБ с минимальным значением и ТБ с максимальным значением в зависисмости от типа (категории) и назначения транспортных средств.
Как следует из Документации об электронном аукционе, а также объяснений государственного заказчика - Управлением Россельхознадзора по Новгродской области, в данном случае использовалась максимальная ставка ТБ, что позволяет использовать такой способ закупки как электронный аукцион (соответственно, возможно снижение начальной (максимальной) цены контракта исходя из предложений по цене его участников).
Таким образом, с учетом положений статей 22, 59 Закона о контрактной системе, специфики услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств государственным заказчиком - Управлением Россельхознадзора по Новгродской области в соответствии с Законом о контрактной системе правомерно выбран способ рассматриваемой закупки в виде электронного аукциона.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 10 статьи 69 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона, размещенному на официальном сайте 09.04.2015, предложения по начальной (максимальной) цене контракта подавали все 4 участника рассматриваемой закупки, лучшее предложение было сделано участником с порядковым номером 9 (заявка N 9) - 94 705, 79 рублей.
В соответстви с протоколом от 10.04.2015 подведения итогов электронного аукциона N 0150100006015000009 все рассмотренные единой комиссией государственного заказчика - Управления Россельхознадзора по Новгродской области заявки (порядковые номера: 9, 10, 7, 8) признаны соответствующими требованиям Документации об электронном аукционе, победителем рассматриваемой закупки признан участник с порядковым номером 9 - ООО "СК "Согласие", участником, предложившим лучшее предложение по цене контракта после победителя, признан участник с порядковым номером 10 - Открытое акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности".
При этом, как следует из содержания представленных заявок, рассмотренных единой комиссией государственного заказчика на этапе рассмотрения вторых частей, все заявки действительно содержат установленные в соответствии с положениями статьи 66 Закона о контрактной системе и предусмотренные Документацией об электронном аукционе документы и сведения.
В соответстви с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Следовательно, единой комиссией государственного заказчика - Управления Россельхознадзора по Новгродской области в соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе приняты правомерные решение о признании всех заявок соответствующими требованиям Документации об электронном аукционе, поскольку предусмотренные пунктами 1 и 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе основания для признания их несоответствуюшими в данном случае отсутствовали, а также решение о признании в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе победителем электронного аукциона участника, заявка котрого соответствует требованиям Документации об электронном аукционе, и сделавшего лучшее предложение по цене контракта (ООО "СК "Согласие").
При этом, довод подателя Жалобы - ООО "Росгосстрах" о неправомерном предложении победителем электронного аукциона цены контракта ниже допустимой суммы, использованной государственным заказчиком в качестве обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта, и невозможности последующего заключения с ним государственного контракта не может быть оценен Комиссией в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку действия государственного заказчика, совершенные им при выборе способа закупки, обосновании начальной (максимальной) цены контракта, а его единой комиссии - при признании заявки победителя рассматриваемой закупки - ООО "СК "Согласие" соответствующей требованиям Документации об электронном аукционе, правомерны и обоснованы с точки зрения Закона о контрактной системе.
Таким образом, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе в действиях государственного заказчика - Управления Россельхознадзора по Новгродской области, его единой комиссии не установлено.
Руководствуясь статьями 22, 59, 64, 66, 69, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" (140002, Московская обл., г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3; 173000, Великий Новгород, ул. Рогатица, д. 34) на действия государственного заказчика - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новгородской области (173000, Великий Новгород, ул. Нутная, д. 21/28) и его единой комиссии при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСАГО), извещение N 0150100006015000009 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 06.03.2015, необоснованной.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.В. Петрова
Д.А. Петров
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 23 апреля 2015 г. N 2208/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2015