Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 6 апреля 2015 г. N 1717/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Петрова А.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
в присутствии представителей:
заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная городская клиническая больница" - Романова Никиты Борисовича (доверенность б/н от 07.04.2014);
уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" - Запайщиковой Юлии Юрьевны (доверенность N 3 от 10.02.2015), Коваленко Павла Александровича (доверенность б/н от 10.02.2015);
подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "ПАУЛЬ ХАРТМАНН" - Горячих Светланы Сергеевны (доверенность б/н от 25.03.2015);
участник закупки (победитель) - Общество с ограниченной ответственностью "Камедик" (далее - ООО "Камедик") надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения, представители на рассмотрение жалобы не явились,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "ПАУЛЬ ХАРТМАНН" (115114, г. Москва, Кожевническая ул., д. 7, стр. 1; 115114, г. Москва, а/я 51; далее - ООО "ПАУЛЬ ХАРТМАНН") на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24; далее - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв") при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку стерильных одноразовых халатов для нужд ГОБУЗ "Центральная городская клиническая больница", извещение N 0850200000415000267 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 25.02.2015, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
30.03.2015 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "ПАУЛЬ ХАРТМАНН" на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку стерильных одноразовых халатов для нужд ГОБУЗ "Центральная городская клиническая больница", извещение N 0850200000415000267 о проведении которого было размещено на официальном сайте 25.02.2015 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из Жалобы следует, что подателем Жалобы - ООО "ПАУЛЬ ХАРТМАНН" была подана заявка (порядковый номер заявки - 4) на участие в рассматриваемом электронном аукционе. Согласно Протоколу от 16.03.2015 рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме (далее - Протокол от 16.03.2015) заявка ООО "ПАУЛЬ ХАРМАНН" была допущена к участию в электронном аукционе.
Однако, на этапе рассмотрения вторых частей поступивших заявок аукционной комиссией уполномоченного учреждения заявка ООО "ПАУЛЬ ХАРТМАНН" была отклонена по причине несоответсвия пункту 10.3 документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Документация об электронном аукционе), а именно по причине несоответствия заявки запретам и ограничениям, установленным в разделе 8 Документации об электронном аукционе (протокол от 23.03.2015 подведения итогов аукциона в электронной форме; далее - Протокол от 23.03.2015).
По мнению подателя Жалобы, действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения не соответствуют положениям Закона о контрактной системе, поскольку участником рассматриваемой закупки - ООО "ПАУЛЬ ХАРТМАНН" были предоставлены в составе заявки все предусмотренные законодательством о контрактной системе документы и сведения.
Кроме того, податель Жалобы считает, что, в случае признания заявки ООО "ПАУЛЬ ХАРТМАНН" несоответствующей положениям Документации об электронном аукционе, а именно установленным в разделе 8 Документации об электронном аукционе запретам и ограничениям в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 102 от 05.02.2015 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление), отклонение заявки могло быть осуществлено аукционной комиссией уполномоченного учреждения на этапе рассмотрения первых частей заявок, поскольку в соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе в данном случае (при отклонении на этапе вторых частей заявок) нарушаются права заявителя.
На основании изложенного, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
На рассмотрении представитель подателя Жалобы - ООО "ПАУЛЬ ХАРТМАНН" поддержал ее доводы в полном объеме.
Уполномоченное учреждение - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 2562 от 02.04.2015 Новгородского УФАС России).
Принятие решения о несоответствии требованиям, установленным Документацией об электронном аукционе, заявки участника закупки - ООО "ПАУЛЬ ХАРТМАНН" (порядковый номер заявки - 4) на этапе рассмотрения вторых частей заявок участников рассматриваемой закупки осуществлено в полном соответствии с требованиями Документации об электронном аукционе, Закона о контрактной системе и утвержденным Постановлением Перечнем отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
На рассмотрении Жалобы представители уполномоченного учреждения поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
Заказчик - Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная городская клиническая больница" (173016, Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 11; далее - ГОБУЗ "ЦГКБ") также считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 2566 от 02.04.2015 Новгородского УФАС России).
Представленные в составе второй части зяавки ООО "ПАУЛЬ ХАРТМАНН" документы (Сертификат соответствия, Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/11245 от 21.10.2014 на медицинское изделие) указывают на происхождение предлагаемого к поставке товара из иностранного государства (Германия).
Таким образом, заявка ООО "ПАУЛЬ ХАРТМАНН" аукционной комиссией уполномоченного учреждения правомерно признана несоответствующей положениям Документации об электронном аукционе именно на этапе рассмотрения вторых частей.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В марте - апреле 2015 года уполномоченным учреждением - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" и заказчиком - ГОБУЗ "ЦГКБ" осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку стерильных одноразовых халатов для нужд ГОБУЗ "ЦГКБ".
Документация об электронном аукционе утверждена главным врачом ГОБУЗ "ЦГКБ" В.С. Гайворонским.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В подпункте 9 пункта 10.3 Документации об электронном аукционе заказчиком - ГОБУЗ "ЦГКБ" установлено, что вторая часть заявки на участие в рассматриваемой закупке должна содержать документы (или копии документов), подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товаров запретам и ограничениям, установленным в разделе 8 Документации об электронном аукционе, а именно информацию о стране происхождения товара предлагаемого участником.
Согласно разделу 8 Документации об электронном аукционе заказчиком - ГОБУЗ "ЦГКБ" установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, а также Перечнем.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчиком - ГОБУЗ "ЦГКБ" в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки - поставка стерильных одноразовых халатов.
При этом, согласно пункту 3.2.1 Документации об электронном аукционе, функциональные, техничсекие и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара содержатся в Приложение N 1 к Документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанный в статье 14 запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, и ограничение допуска указанных товаров для целей осуществления закупок медицинских изделий установлен Правительством Российской Федерации в Перечне.
Согласно Перечню, объект рассматриваемой закупки - поставка стерильных одноразовых халатов, входит в него (коды 18.21.30.411, 18.21.30.412 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности), и, следовательно, требования, установленные Постановлением, к объекту рассматриваемой закупки применяются в полном объеме.
Таким образом, заказчиком правомерно в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, а также Постановлением установлены запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, и ограничение допуска указанных товаров для целей осуществления закупок, а также требование ко вторым частям заявок участников на необходимость представления документов и информации, подтверждающих происхождение товара.
Согласно пункту 2 Постановления для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
Согласно пункту 3 Постановления подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в Перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Таким образом, в соответствии с Постановлением для его применения аукционными комиссиями, рассматривающими заявки, поданные на участие в закупках медицинских изделий, для отклонения заявки участника закупки, содержащей сведения о входящем в Перечень товаре, необходимо, чтобы как минимум две заявки участников закупки соответствовали требованиям, установленным документациями о закупках и Постановлением, то есть участники закупки предлагали к поставке товары, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан, и при этом их заявки не содержали предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно Протоколу от 23.03.2015 аукционной комиссией уполномоченного учреждения проводилось рассмотрение вторых частей заявок 3 участников - ООО "Камедик" (порядковый номер заявки - 3), Закрытого акционерного общества "ЗДРАВМЕДТЕХНИКА - ЕКАТЕРИНБУРГ" (порядковый номер заявки - 2; далее - ЗАО "ЗДРАВМЕДТЕХНИКА - ЕКАТЕРИНБУРГ") и подателя Жалобы - ООО "ПАУЛЬ ХАРТМАНН" (порядковый номер заявки - 4).
Во второй части зяавки подателя Жалобы - ООО "ПАУЛЬ ХАРТМАНН" в качестве документа, подтверждающего установленное заказчиком - ГОБУЗ "ЦГКБ" ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, приложен Сертификат соответствия N РОСС DE.МН08.Н16551 (срок действия с 13.11.2014 по 12.11.2017), согласно которому предлагаемый к поставке товар произведен в Германии.
При этом, вторые части заявок участников закупки с порядковыми номерами 2, 3 (ООО "Камедик", ЗАО "ЗДРАВМЕДТЕХНИКА - ЕКАТЕРИНБУРГ") содержат документы, подтверждающие происхождение предлагаемых им к поставке товаров - халатов медицинских стерильных (заявка ЗАО "ЗДРАВМЕДТЕХНИКА - ЕКАТЕРИНБУРГ" - Регистрационное удостоверение N ФСР 2011/12866 от 30.12.2011 (товарный знак - "ЗДРАВМЕДТЕХ"; наименование страны происхождения - Россия, 620135, г. Екатеринбург, ул. Старых Большевиков, д. 77), заявка ООО "Камедик" - Декларация о стране поисхождения предлагаемых к поставке товаров (производство - Общество с ограниченной ответственностью НПП "Ларикс"; наименование страны происхождения - Российская Федерация)) из Российской Федерации.
Следовательно, вторая часть заявки ООО "ПАУЛЬ ХАРТМАНН" не соответстовала требованиям пункта 10.3 Документации об электронном аукционе, в том числе установленным в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе и положениями Постановления запрету на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, и ограничению допуска указанных товаров для целей осуществления закупок.
В соответствии с Протоколом от 23.03.2015 заявка ООО "ПАУЛЬ ХАРТМАНН" на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе признана несоответствующей требованиям Документации об электронном аукционе, а именно по причине несоответствия документов и информации (относительно установленного запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, и ограничения допуска указанных товаров для целей осуществления закупок) требованиям, установленным документацией о таком аукционе (раздел 8, пункт 10.3 Документации об электронном аукционе).
При этом, в связи с установленными в Постановлении условиями его применения в ситуации, сложившейся при рассмотрении аукционной комиссией уполномоченного учреждения вторых частей заявок, поступивших на участие в рассматриваемой закупке (соответствие двух заявок требованиям Документации об электронном аукционе и положениям действующего законодательства), действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" правомерны, поскольку вторая часть заявки - ООО "ПАУЛЬ ХАРТМАНН" действительно не соответствовала установленным в Документации об электронном аукционе запретам и ограничениям.
Таким образом, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.
Каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе при проведении внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки в действиях заказчика, уполномоченного учреждения и его аукционной комиссии также не установлено.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
Ссылка подателя Жалобы на часть 27 статьи 44 Закона о контрактной системе не состоятельна по следующим причинам.
Согласно части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в электронном аукционе, поданных одним участником такого аукциона, аукционной комиссией приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таком аукционе, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 69 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с настоящим Федеральным законом и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
В данном случае, отклонение участника закупки на этапе рассмотрения вторых частей заявок действительно влечет для него возможное наступление негативных последствий, указанных в части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Однако, во-первых, заявка ООО "ПАУЛЬ ХАРТМАНН" никаким образом не могла быть отклонена аукционной комиссией уполномоченного учреждения на этапе рассмотрения первых частей заявок участников на основании установленных Постановлением запретов и ограничений, поскольку в таком случае у аукционной комиссии отсутствовали надлежащие основания для его применения, так как вторые части заявок других двух участников (ООО "Камедик" и ЗАО "ЗДРАВМЕДТЕХНИКА - ЕКАТЕРИНБУРГ") могли и не содержать предложения о поставке товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан (данные сведения могли не подтвердиться на этапе рассмотрения вторых частей заявок).
Во-вторых, данная норма Закона о контрактной системе установлена законодателем, а, следовательно, подлежит неукоснительному применению в предусмотренных случаях.
Следовательно, указание подателя Жалобы на часть 27 статьи 44 Закона о контрактной системе не может являться основанием для выдачи предписания, поскольку в действиях уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв", его аукционной комиссии, заказчика - ГОБУЗ "ЦГКБ" какие-либо нарушения Закона о контрактной системе, а также иного действующего законодательства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 14, 33, 44, 64, 66, 69, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "ПАУЛЬ ХАРТМАНН" (115114, г. Москва, Кожевническая ул., д. 7, стр. 1; 115114, г. Москва, а/я 51) на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку стерильных одноразовых халатов для нужд ГОБУЗ "Центральная городская клиническая больница", извещение N 0850200000415000267 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 25.02.2015, необоснованной.
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии А.В. Петрова
Д.А. Петров
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 6 апреля 2015 г. N 1717/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2015