Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 20 апреля 2015 г. N 03-10.1/124-2015
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"____.." - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;
"____.." -главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"____.." - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "СТК "ВЕМ-АН" (далее - заявитель, Общество) на действия бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области "Тарский индустриально - педагогический колледж" и его аукционной комиссии (далее - заказчик, БПОУ "ТИПК", аукционная комиссия) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по ремонту кровли блока над спортзалом, актовым залом и столовой в здании учебного корпуса по ул. Калинина, 4 (извещение N0352100014015000011) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителей заказчика - "____.." (доверенность N 63/01-22 от 17.04.2015), "____.." (доверенность N 62/01-22 от 17.04.2015),
в отсутствие представителя заявителя уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 3578э от 13.04.2015) на действия аукционной комиссии, которой в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) было отказано Обществу в допуске к участию в аукционе, а именно:
"ООО "СТК "ВЕМ-АН" подало заявку на участие в указанном выше аукционе, которой был присвоен N 2543970, номер в протоколе 2. При рассмотрении первых частей заявок аукционной комиссией Заказчика 10.04.2015 года было принято решение отказать ООО "СТК "ВЕМ-АН" в допуске к участию в электронном аукционе N 0352100014015000011.
Причина отказа: Непредоставление сведений, предусмотренных частью 3 статьи 66 Закона N 44- ФЗ, или предоставление недостоверных сведений;
Считаем, что доводы комиссии о не соответствии первой части заявки ООО "СТК "ВЕМ-АН" требованиям документации не обоснованны. Так как единственное требование, установленное подпунктом 2 пункта 20 документации аукциона, что при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, Участнику необходимо заявить только о согласии на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе мы в своей заявке выполнили, а других причин для не допуска нашей заявки у Заказчика нет. Требования подпункта 1 пункта 20 документации о предоставление в первой части заявки кроме согласия Участника дополнительной информации о товаре относятся к аукционам на поставку товара, аукцион на "Выполнение ремонта кровли блока над спорт: учебного корпуса по ул. Калинина, 4." таковым не является".
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-3941э от 15.04.2015) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона, а также возражения на жалобу заявителя.
Из представленных материалов и информации следует, что 30.03.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1854120 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе было подано 39 заявок, при этом 16 участникам, в том числе заявителю, было отказано в допуске к участию в электронном аукционе
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 13.04.2015 победителем электронного аукциона признано ООО "Тарастроймонтаж" (участник с порядковым номером 3), предложившее цену контракта 942729,40 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей сторон, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок от 10.04.2015 следует, что участнику с порядковым номером 2 ООО "СТК "ВЕМ-АН" отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: "Непредоставление сведений, предусмотренных частью 3 статьи 66 ФЗ N 44-ФЗ, или предоставление недостоверных сведений".
На жалобу заказчиком были представлены (исх. 61/01-22 от 16.04.2015) письменные возражения, из которых следует: "В извещении о проведении электронного аукциона, в документации об электронном аукционе (Приложение N 1), проекте договора объектом закупки (Приложение N 1) установлено: "Выполнение ремонта кровли блока над спортзалом, актовым залом и столовой в здании учебного корпуса по ул. Калинина, 4", то есть выполнение работ с указанием товара, используемого при выполнении работ (позиции N 9, 11, 16-22, 25-28, 30, 32, 34, 35, 37 в таблице Технического задания). Также в п. 11 Технического задания указано, что "Материалы, используемые при выполнении работ, должны быть новыми, ранее не используемыми, сертифицированными в Российской Федерации и соответствующими требованиям ГОСТа, СанПин, ПУЭ согласно требованиям законодательства РФ". Поставка товара в описание объекта закупки не установлена.
Заказчиком, при составлении аукционной документации в разделе 20 была допущена техническая ошибка и вместо слов "использование товара" было указано "поставка товара", однако было установлено предоставление участником аукциона в первых частях информации:
- "согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы";
- "конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Требования к "конкретным показателям товара", установленные в подпункте "б" пункта 1 части 3 статьи 66 и подпункте "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе являются идентичными. В первых частях заявки N 2, поданной Заявителем, содержалось только согласие на выполнение работ на условиях предусмотренных документацией об аукционе, без указания страны происхождения товара, в связи, с чем единой комиссией было принято решение об отказе в допуске участника закупки к участию в электронном аукционе".
Изучив заявки всех участников электронного аукциона, Комиссия установила, что в первой части заявки заявителя указано следующее: "Настоящим подтверждаем свое согласие на выполнение ремонта кровли блока над спортзалом, актовым залом и столовой в здании учебного корпуса по ул. Калинина, 4 на условиях, предусмотренных в документации об электронном аукционе (Извещение N 0352100014015000011)".
Таким образом, в первой части заявки заявителя отсутствовали конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ, предусмотренные частью 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системы.
На основании изложенного Комиссия находит действия аукционной комиссии по отказу заявителю в допуске к участию в электронном аукционе правомерными, а жалобу заявителя необоснованной.
Однако при этом Комиссия считает, что ненадлежащее содержание первой части заявки Общества могло являться следствием того, что в документации об аукционе отсутствовали требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, установленные в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
Фактически в пункте 20 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" раздела I "Сведения о проводимом аукционе в электронной форме" документации об электронном аукционе установлено следующее: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении договора на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги".
4. В результате осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
4.1. В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Комиссия отмечает, что в нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе в протоколе рассмотрения первых частей заявок не указаны положения документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, а так же не указаны положения заявки, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
4.2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что в нарушение пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в Техническом задании заказчиком не установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, например, товаров, используемых при устройстве:
- кровли, имеющих существенное значение для надежности и качеству всей конструкции (требования к стропилам, к доскам при устройстве обрешетки, к толщине материала конька фасонного, к материалу и размеру ограждающих перил и пр.);
- слуховых окон (требования к размерам, материалам, из которого они должны быть изготовлены; следует отметить, что также существует неопределенность в количестве этих окон (позиции 23 и 24)).
Комиссия отмечает, что подобное описание объекта закупки не носит объективный характер, поскольку в описании отсутствуют функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, не указаны значения показателей.
Кроме того в позициях N 17-20 Технического задания содержится указание на место происхождения товара (Россия).
4.3. В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе, в том числе должна содержать наименование страны происхождения товара.
Комиссией установлено, что участником с порядковым номером 11 была предоставлена заявка, в первой части которой наряду с согласием участника закупки на выполнение работ, указаны конкретные показатели товара используемого для выполнения работ в табличной форме.
Однако в позиции N 9 "Зонты вентиляционных систем из листовой оцинкованной стали, прямоугольные" указание на страну происхождения товара отсутствует.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 10.04.2015 участник с порядковым номером 11 был допущен к участию в электронном аукционе.
На этом основании Комиссия находит в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе, поскольку участником закупки с порядковым номером 11 по позиции N 9 не было выполнено требование Федерального закона о контрактной системе об указании в заявке страны происхождения товара.
4.4. В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Частью 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 5 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Таким образом, при проведении закупки для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в извещении указываются как преимущества, так и ограничения.
Комиссией установлено, что в разделе "Преимущества" извещения N 0352100014015000011 заказчиком указано: "Субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со статьей 30 Федерального закона N44-ФЗ".
Вместе с тем, в нарушение требований пункта 4 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в разделе "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ)" извещения N 0352100014015000011 заказчиком указано: "Не установлены".
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "ВЕМ-АН" на действия бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области "Тарский индустриально - педагогический колледж" и его аукционной комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по ремонту кровли блока над спортзалом, актовым залом и столовой в здании учебного корпуса по ул. Калинина, 4 (извещение N).
2. Признать в действиях бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области "Тарский индустриально - педагогический колледж" и его аукционной комиссии нарушение требований пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 4 статьи 42, пунктов 1 и 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 3 части 3 статьи 66, пункта 1 части 4 и пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному профессиональному образовательному учреждению Омской области "Тарский индустриально - педагогический колледж" и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона (извещение N 0352100014015000011) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"____.." |
Члены Комиссии: |
"____.." |
|
"____.." |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 20 апреля 2015 г. N 03-10.1/124-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2015