Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 марта 2015 г. N 03-10.1/72-2015
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"____" - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;
"____" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"____" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Альфа-Строй" (далее - заявитель, Общество) на действия казенного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" (далее - заказчик, КУОО "Омскоблстройзаказчик") при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение комплекса работ по реконструкции объекта "Реконструкция объектов бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 3" 1 очередь. Реконструкция хирургического стационара N 1" (извещение N 0352200020515000007) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителей:
заказчика - "____" (доверенность N 67 от 25.03.2015), "____" (доверенность N 68 от 25.03.2015),
заявителя - "____" (доверенность от 24.03.2015),
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 2724э от 19.03.2015) на положения документации об электронном аукционе, нарушающие Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
По мнению заявителя, при описании товаров по позициям 95, 230, 231 и 235, содержащихся в "Перечне товаров, применяемых при выполнении работ" в раздела "Техническое задание" документации об аукционе, заказчиком были установлены требования веществам, используемым при изготовлении товаров, которые нельзя отнести ни к функциональным, ни к техническим, ни к качественным, ни к эксплуатационным характеристикам объекта закупки.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-2855э от 20.03.2015) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона, а также возражения на жалобу заявителя (вх. N 2880 от 24.03.2015).
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 27.02.2015 на официальном сайте заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 69908370 рублей.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей заказчика, Комиссия признала жалобу частично обоснованной, исходя из следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Кроме того, частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ознакомившись с положениями документации об электронном аукционе, Комиссия установила, что технические характеристики и требования к применяемым при выполнении работ товарам указаны заказчиком в "Перечне товаров, применяемых при выполнении работ" (далее - Перечень) раздела "Техническое задание" документации об аукционе.
Например, в позициях N 95, 230, 231 и 235 Перечня указано следующее:
95 |
Герметик клей полиуретановый , белый. Время нанесения: 10 минут Время пленкообразования: 15 минут Возможность окрашивать: Да Запах: Средний Консистенция: Мягкая кремообразная Основа: Латексный полимер Растворитель: Вода Температура вспышки: Нет Наполнитель: Карбонат кальция Содержание твердых веществ: 68,0_1,0% по весу Плотность: 1,42_1,0% Температура нанесения: от +4°C до +37°C Температура эксплуатации: от -28°C до +65°C/Клей-герметик Химическая основа Диметакриловый полиэфир Внешний вид Тиксотропная жидкость зеленого цвета Кажущаяся вязкость по Брукфильду RVT при 20 об/мин 8000 - 35000 мПа*с Плотность 1,03 - 1,15 г/см3 Температура вспышки > 94 °С Время полимеризации (отверждения) Ручная прочность фиксации через 10 - 15 мин Функциональная прочность фиксации от 1 ч Полная прочность фиксации 3 - 6 ч Герметичность при максимальном давлении - не менее 24 ч. (л) |
230 |
Клей ПВА (1:3), высоковязкая пластифицированная дисперсия: Вязкость продукта составляет 90-120 с. Клей ПВА - дисперсия без примесей и комков, с образованной допустимой поверхностной пленкой Стабилизирована поливиниловым спиртом Массовая доля остаточного мономера не превышает значения в 0,48% Сухой остаток составляет более 54% Уровень pH имеет значение от 4,5 до 6,0 Показатель динамической вязкости от 5 до 13 Паскаль-секунд Средний размер частиц в пределах 1-3 мкм Условная вязкость с 41 - 120 (по станд. кружке ВМС), Допускается не более 5% осаждения Плотность при температуре 20 градусов составляет 1-1,2 г на сантиметр Временной промежуток совместимости ПВА дисперсии с пластификатором составляет 4 часа Клеящая способность соответствует ГОСТ 18992-80 Нетоксичная, пожаробезопасная (кг) |
231 |
Клей ПВА (1:3), высоковязкая пластифицированная дисперсия: Вязкость продукта составляет 90-120 с. Клей ПВА - дисперсия без примесей и комков, с образованной допустимой поверхностной пленкой Стабилизирована поливиниловым спиртом Массовая доля остаточного мономера не превышает значения в 0,48% Сухой остаток составляет более 54% Уровень pH имеет значение от 4,5 до 6,0 Показатель динамической вязкости от 5 до 13 Паскаль-секунд Средний размер частиц в пределах 1-3 мкм Условная вязкость с 41 - 120 (по станд. кружке ВМС), Допускается не более 5% осаждения Плотность при температуре 20 градусов составляет 1-1,2 г на сантиметр Временной промежуток совместимости ПВА дисперсии с пластификатором составляет 4 часа Клеящая способность соответствует ГОСТ 18992-80 Нетоксичная, пожаробезопасная (кг) |
235 |
Комплексная огнезащитная система воздуховодов, предел огнестойкости не менее EI 30. Система предназначена для конструктивной огнезащиты воздуховодов, систем вентиляции и коробов системы дымоудаления. Общая толщина покрытия - не менее 5 - не более 6 мм. СОСТАВ И РАСХОД НА 1 М.КВ ИЗОЛИРУЕМОЙ ПОВЕРХНОСТИ: - Материал базальтовый огнезащитный рулонный фольгированный толщиной 5 мм. - - 1,1 м.кв. - Клейкий огнезащитный состав, условная вязкость, мм 70-160, плотность объемная, кг/м3 -1500, массовая доля нелетучих веществ, %, не менее 35, РН состав 9-14, время высыхания при 20°С и влажности не более 70%, час 12 (м2) |
В возражениях, представленных на доводы жалобы, заказчиком указано следующее:
"_в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании технических характеристик объекта закупки может дать развернутое, детализированное описание объекта закупки, привести конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, описать регламент и порядок действий при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг. При описании технических характеристик можно использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.
Согласно Письму Минэкономразвития РФ от 12.04.2011 N Д22-577 понятие "технические характеристики товара" следует понимать как совокупность технических (физических, химических, органолептических и т.д.) характеристик товара, позволяющих отличить один товар от другого".
Вместе с тем заказчиком были представлены материалы из открытых источников в которых технические указаны технические характеристики к товарам используемым при выполнении работ".
На заседании Комиссии представителями заказчика были даны пояснения о том, что при описании товаров использовались исключительно требования, установленные ГОСТами и в указанных позициях имеется ссылка на соответствующий ГОСТ. Помимо этого представителями заказчика была представлена информация из общедоступных интернет-источников, подтверждающая, что сведения обо всех установленных заказчиком значениях показателей вышеуказанных товаров имеются в свободном доступе.
При этом Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 9 части 8 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
В нарушение данной нормы заявителем не представлено доказательств отсутствия на товарном рынке товаров, которые не имели бы указанных в жалобе характеристик, при этом такие сведения также отсутствовали бы на упаковке или в товаросопроводительных документах на товары.
В то же время и заказчиком не представлено каких-либо документальных доказательств, опровергающих позицию заявителя.
Изучив представленные материалы, Комиссия пришла к выводу о том, описание товара в указанных позициях товара в целом носит объективный характер, однако, по мнению Комиссии, не все установленные показатели товаров могут содержаться в товаросопроводительных и иных документах (например, в сертификатах соответствия, протоколах испытаний и пр.), на основании которых заказчик мог бы проверить соответствие используемых при выполнении работ товаров.
Учитывая, что Федеральный закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок состава веществ, используемых при изготовлении товара ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Такое описание объекта закупки не носит объективный характер, следовательно, описание веществ, используемых при изготовлении товаров, нельзя отнести ни к функциональным, ни к техническим, ни к качественным, ни к эксплуатационным характеристикам объекта закупки, которым является реконструкция объекта, следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. В результате осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Часть 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Комиссией было установлено, что в подпункте 1 пункта 14 "Требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона" документации об электронном аукционе указано:
"1) соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - участник должен иметь действующее Свидетельство, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (по видам работ в соответствии с приложением 1 к аукционной документации и требованиями приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"):
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
или в случае выполнения работ лично, Участник должен иметь соответствующее свидетельство о допуске к отдельным видам работ:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
1.Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках.
6.Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.1.Опалубочные работы
6.2.Арматурные работы
6.3.Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок
9.2.Устройство конструкций из кирпича, в том числе с облицовкой
10. Монтаж металлических конструкций
10.1.Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений
11.Монтаж деревянных конструкций
12.Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.3. Защитное покрытие лакокрасочными материалами
12.5. Устройство оклеечной изоляции
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
12.10.Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования
15.Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений
15.1.Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации
15.2.Устройство и демонтаж системы отопления
15.3.Устройство и демонтаж системы газоснабжения
15.4.Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха
15.5.Устройство системы электроснабжения
15.6.Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений
23.5.Монтаж компрессорных установок, насосов и вентиляторов
23.6.Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации
23.29.Монтаж оборудования учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности
24.5.Пусконаладочные работы коммутационных аппаратов
24.4.Пусконаладочные работы силовых и измерительных трансформаторов
24.10.Пусконаладочные работы систем
24.10.Пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств
24.11.Пусконаладочные работы автономной наладки систем
24.12.Пусконаладочные работы комплексной наладки систем
24.14.Наладки систем вентиляции и кондиционирования воздуха".
В соответствии с Приказом N 624 виды работ, указанные в подпунктах Раздела III. "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту": 9.2,12.3, 15.1, 15.2, 15.4, 15.5,15.6, 23.6, 23.29, 24.10,24.11,24.12,24.14 требуют получения Свидетельства СРО о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства в случае выполнения работ на объектах, указанных в статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно, на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.
Учитывая, что реконструируемое здание бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 3" не относится к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, заказчик не вправе устанавливать требование о наличии СРО о допуске на виды работ предусмотренные пунктами: 9.2,12.3, 15.1, 15.2, 15.4, 15.5,15.6, 23.6, 23.29, 24.10,24.11,24.12,24.14.
Комиссией установлено, что в проектом предусмотрена установка противопожарных дверей, при этом в позициях 141-146 Перечня перечислены требования к противопожарным дверям:
141 |
Дверь противопожарная ДПМ-01/30 (EI 30),(EI 60) 2100х1000 (шт) |
142 |
Дверь противопожарная ДПМ-01/30 (EI 30),(EI 60) 2100х750 (шт) |
143 |
Дверь противопожарная ДПМ-01/30 (EI 30),(EI 60) 2100х900(шт) |
144 |
Дверь противопожарная ДПМ-02/30 (EI 30),(EI 60) 2000х1300(шт) |
145 |
Дверь противопожарная ДПМ-02/30 (EI 30),(EI 60) 2100х1300(шт) |
146 |
Дверь противопожарная ДПМ-02/30 (EI 30),(EI 60) 2100х1500(шт) |
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В силу пункта 8 Положения "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту заполнений проемов в противопожарных преградах.
Однако при условии выполнения работ лично требования о наличии у участников закупки лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не было установлено.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Альфа-Строй" на действия заказчика - казенного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" и его аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме на выполнение комплекса работ по реконструкции объекта "Реконструкция объектов бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 3" 1 очередь. Реконструкция хирургического стационара N 1" (извещение N 0352200020515000007).
2. Признать в действиях казенного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" и его аукционной комиссии нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 и 2 части 1 и части 3 статьи 64, части 6 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать казенного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"____" |
Члены Комиссии: |
"____" |
|
"____" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 марта 2015 г. N 03-10.1/72-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2015