Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 14 апреля 2015 г. N 316
Резолютивная часть решения оглашена 14 апреля 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 17 апреля 2015 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов комиссии
в присутствии представителей:
Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области -
Министерства здравоохранения Оренбургской области -
ООО "СМАРТ-ФАРМА" -
рассмотрев жалобу ООО "СМАРТ-ФАРМА" на действия Министерства здравоохранения Оренбургской области при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан (номер извещения N 0153200000215003000),
УСТАНОВИЛА:
07.04.2015 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "СМАРТ-ФАРМА" (далее - Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан (номер извещения N 0153200000215003000) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - Уполномоченный орган), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заявителя полностью поддержал доводы, изложенные в жалобе, пояснив, что документация об аукционе составлена с нарушением положений п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 6 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчик, установил требование о совместимости картиджей с пен-иньекторами "Ново-пен" компании Ново Нордиск, без указания слова "эквивалент", и указание в документации на товарный знак нарушает законодательство.
Кроме того, представитель Заявителя указал, что помимо препарата компании НовоНордиск со шприц-ручкой НовоПен существуют и иные препараты с МНН Инсульн-изофан, которые поступают в обращение одновременно со шприц-ручками (Ринсулин НПХ - ОАО "ГЕРОФАРМ", Росинсулин С - ООО "Завод Медсинтез", Биосулин - ОАО "Фармстандарт- УфаВИТА"), и указание в документации требования о соответствии картриджей шприц-ручкам конкретного товара лишает возможности участия в аукционе компаний, готовых предложить к поставке товары российского происхождения.
Представители Заказчика жалобу просили признать необоснованной, полностью подержав доводы, изложенные в письменных возражениях, пояснив следующее. Перечень лекарственных средств, указанный в ст. 83 Закона о контрактной системе, Правительством РФ не утвержден. Согласно Письму ФАС России от 16.10.2007 г. N АЦ/19080 "О размещении заказа на покупку циклоспоринов и инсулинов", размещение заказа на покупку инсулинов может производиться с указанием торговых наименований без сопровождения словами "или эквивалент". В п. 2 письма Министерства экономического развития РФ N 16811-АП/Д04, Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 8035-ВС, Федеральной антимонопольной службы N ИА/20555 от 31.10.2007 г. "О применении норм Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения" указано, что размещение заказа на поставку лекарственных средств должно осуществляться по международным непатентованным наименованиям. Исключение составляют инсулины и циклоспорин, размещение заказов на поставку которых может осуществляться по торговым наименованиям. Данная позиция подтверждена в Письме ФАС России от 30.08.20011 г. N АК/33019.
Согласно Приказу Федеральной антимонопольной службы от 11.02.2014 г. N 75/!4 при осуществлении функций по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ФАС России и территориальным органам ФАС России до издания правовых актов ФАС России, устанавливающих порядок исполнения возложенных на ФАС России и ее территориальные органы функции по контролю в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, необходимо руководствоваться ранее изданными правовыми актами ФАС России, устанавливающими порядок исполнения возложенных на ФАС России и ее территориальные органы функций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Представители Заказчика указали, что различные торговые наименования инсулинов несовместимы между собой и не взаимозаменяемы, и перевод пациентов с одного препарата на другой требует госпитализации пациента в стационар, а также может ухудшить состояние больного либо вызвать аллергическую реакцию.
Представитель Уполномоченного органа жалобу просил признать необоснованной, полностью поддержав позицию представителей Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
23.03.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" было размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан (номер извещения N 0153200000215003000).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4920000.00 рублей.
Документация об аукционе утверждена Заказчиком.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях: осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно включаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона, при условии обеспечения предусмотренного Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обезличивания персональных данных;
Согласно Техническому заданию документации об аукционе, Заказчику требуется к поставке Инсулин-изофан (человеческий генно-инженерный) с характеристиками:
N п/п |
Международное непатентованное наименование |
Описание объекта закупки |
Единица измерения |
Количество |
1. |
Инсулин-изофан [человеческий генно-инженерный] |
раствор для инъекций 100 МЕ/мл в картриджах совместимых с пен-инъекторами "Ново-пен" 3 мл N5; Состав: действующее вещество: Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный) 100 МЕ (3,5 мг); вспомогательные вещества: цинка хлорид около 7 мкг, глицерин (глицерол) - 16 мг, метакрезол -3,0 мг, натрия гидроксид около 2,6 мг, хлористоводородная кислота около 1,7 мг, вода для инъекций до 1 мл. Препарат закупается для продолжения лечения больных ранее получавших инсулин, указанного состава |
Упаковка |
6000 |
Согласно ч. 9 ст. 109 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих, что описание подобным образом вспомогательных веществ влечет невозможность поставки инсулинов иных производителей кроме как Ново Нордиск.
Закупка размещена Заказчиком по МНН. Между тем, Заказчик указал требование о необходимости совместимости с пен-инъекторами "Ново-пен" и не отрицает этого, указывая на необходимость поставки соответствующего инсулина, что не противоречит положениям ст. 64, ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с Письмом ФАС России от 16.10.2007 г. N АЦ/19080 "О размещении заказа на покупку циклоспоринов и инсулинов", письмом Министерства экономического развития РФ N 16811-АП/Д04, Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 8035-ВС, Федеральной антимонопольной службы N ИА/20555 от 31.10.2007 г. "О применении норм Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", письмом ФАС России от 30.08.20011 г. N АК/33019.
Исходя из пояснений представителей Заказчика, возможность указания подобным образом характеристик необходимого к поставке товара в документации об аукционе при закупке инсулинов и циклоспоринов обусловлена тем, что указанные лекарственные средства являются исключением из всего перечня лекарственных препаратов, поскольку различные торговые наименования инсулинов несовместимы между собой и невзаимозаменяемы.
Обжалуемая закупка размещалась для обеспечения граждан Российской Федерации больных сахарным диабетом и имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Закупка иного инсулина, чем применялся больным раньше, может привести к тому, что граждане больные сахарным диабетом будут получать разные виды инсулина, что впоследствии может сопровождаться ухудшением течения сахарного диабета и снижением качества жизни больного.
Таким образом, Заказчик воспользовался правом, предусмотренным ст. 33, ст. 64 Закона о контрактной системе на закупку необходимого для Заказчика товара с соответствующими характеристиками.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СМАРТ-ФАРМА" на действия Министерства здравоохранения Оренбургской области при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан (номер извещения N 0153200000215003000), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 14 апреля 2015 г. N 316
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2015