Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 20 мая 2015 г. N 08-07-543/2015
Резолютивная часть решения оглашена 20 мая 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 21 мая 2015 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов комиссии:
в присутствии представителей:
Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" -
САО "ВСК" -
ООО "Росгосстрах" -
рассмотрев жалобу САО "ВСК" на действия единой комиссии Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Оренбургской области" - владельца транспортных средств (номер извещения N 0853100000215000062),
УСТАНОВИЛА:
13 мая 2015 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба САО "ВСК" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Оренбургской области" - владельца транспортных средств (номер извещения N 0853100000215000062) (далее - конкурс).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представители Заявителя поддержали доводы жалобы в полном объеме, полагают, что отстранение от участия в конкурсе САО "ВСК" на основании ч. 3.1 ст. 53 Закона о контрактной системе является неправомерным. Кроме того, представители Заявителя полагают, что проведение проверки Заказчиком (членами комиссии) только в отношении САО "ВСК" является неправомерным, нарушающим ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе, поскольку представители САО "ВСК" об указанной проверке не уведомлялись. Кроме того, Заказчиком допущено нарушение ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчик требовал представить иные документы и информацию, чем предусмотрено Законом о контрактной системе.
Представители Заказчика жалобу просили признать необоснованной, пояснив следующее. Положения ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе не указывают на обязанность единой комиссии об уведомлении участников закупки о проведении проверок и привлечения участников к проверке достоверности представленной ими информации. Требования ч. 3.1 ст. 53, ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе по факту накладывают на участников закупки обязанность представления достоверной информации. Процедура рассмотрения и оценки конкурсных заявок на участие в открытом конкурсе была проведена 08.05.2015 г., протокол рассмотрения заявок был опубликован в единой информационной системе. Единой комиссией было принято решение об отклонении заявки ООАО "СОГАЗ" как несоответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, САО "ВСК" было отстранено от участия в конкурсе на основании ч. 3.1 ст. 53 Закона о контрактной системе, участники закупки ООО "Росгосстрах", ЗАО "МАКС", ОАО "Альфастрахование" были допущены к участию в открытом конкурсе, поскольку не было оснований для их отклонения.
Единой комиссией Заказчика было установлено, что Заявителем в составе заявки предоставлены документы, содержащие недостоверную информацию о фактическом существовании и нахождении по указанным адресам действующих обособленных подразделений страховой организации. Требований о предоставлении дополнительных документов и информации, представление которых не предусмотрено Законом о контрактной системе, Заказчиком не устанавливалось.
Представители Победителя (ООО "Росгосстрах") жалобу просили признать необоснованной, пояснив следующее. Жалоба Заявителем подана с нарушением положений ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе. Проверка была проведена не только в отношении САО "ВСК", но и в отношении других участников закупки, что подтверждается сведениями, содержащимися в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 08 мая 2015 г. Требования ч. 2 ст. 53, ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе единой комиссией Заказчика допущены не были, поскольку дополнительные требования к участникам закупки не выставлялись. В соответствии с ч. 3.1 ст. 53 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отстранить участника закупки в случае установления недостоверности информации, изложенной им в заявке на участие в закупке на любой ее стадии, что и было сделано единой комиссией. Статьи 6,7,8 Закона о контрактной системе заказчиком были соблюдены.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
13.04.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Оренбургской области" - владельца транспортных средств (номер извещения N 0853100000215000062).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 13407008,07 рублей.
Конкурсная документация утверждена начальником ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Оренбургской области" Наваловым А.А.
Единая комиссия создана Заказчиком на основании Приказа ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Оренбургской области" от 19 сентября 2012 г. N 11 "О распределении обязанностей между начальником ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Оренбургской области" и его заместителями, утверждении состава постоянно действующих комиссий и положений о них" (с внесенными изменениями Приказ N 10 от 10.02.2014 г. "О внесении изменений в Приказ ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Оренбургской области" от 19 сентября 2012 г. N 11 "О распределении обязанностей между начальником ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Оренбургской области" и его заместителями, утверждении состава постоянно действующих комиссий и положений о них".
Согласно ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:
1) следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе:
а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
д) копии учредительных документов участника открытого конкурса (для юридического лица);
е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
ж) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или заверенные копии таких документов;
з) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или заверенные копии таких документов;
и) декларация о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
2) предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара;
3) в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;
4) в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса;
5) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия);
6) в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Аналогичные требования к составу заявки как указаны в ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, установлены Заказчиком в п. 17 Информационной карты конкурсной документации.
Дополнительных требований к участникам закупки Заказчиком в конкурсной документации не установлено, в этой связи жалоба Заявителя в данной части необоснованна.
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона о контрактной системе, открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной систем, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе, заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно ч. 1 ст. 46 Закона о контрактной системе, проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Учитывая положения ст. 53 и ст. 46 Закона о контрактной системе проверка достоверности представленной в составе заявок информации в отношении тех или иных участников является правом единой комиссии, уведомление же такого участника закупки о проводимой проверке, и привлечение его представителей к участию в этой проверке является нарушением положений ч. 1 ст. 46 Закона о контрактной системе. В этой связи жалоба Заявителя в данной части необоснованна.
В соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1 и 2 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Согласно ч. 3.1 ст. 53 Закона о контрактной системе, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Изучив положения конкурсной документации, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что согласно п. 41 Информационной карты конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе установлен критерий "Квалификация участников закупки" при этом данный критерий подтверждается представлением перечня действующих обособленных подразделений страховой организации на территории г. Оренбурга и Оренбургской области, заверенным участником закупки и копий уведомлений о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленных подразделений, заверенных участником закупки.
Изучив конкурсную заявку САО "ВСК" Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что в ее составе имеется перечень действующих обособленных подразделений страховой организации на территории г. Оренбурга и Оренбургской области, заверенным участником закупки и копии уведомлений о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленных подразделений, заверенных участником закупки.
С учетом положений конкурсной документации, ч. 3.1 ст. 53, ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе, отсутствие или представление недостоверной информации, именно в указанных документах, является основанием для соответствующей оценки при присвоении баллов по критерию, установленному заказчиком, но не основанием для отстранения участника закупки от участия в конкурсе. Таким образом, жалоба Заявителя в данной части является обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу САО "ВСК" на действия единой комиссии Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Оренбургской области" - владельца транспортных средств (номер извещения N 0853100000215000062), частично обоснованной.
2. Признать единую комиссию Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" нарушившим ч. 3.1 ст. 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать единой комиссии Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о закупках.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 20 мая 2015 г. N 08-07-543/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2015