Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 апреля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Буматика" (далее - Заявитель) на действия Управления муниципального заказа администрации г.Перми (далее - Уполномоченный орган), Управления жилищных отношений администрации г.Перми (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по сносу многоквартирных домов, признанными аварийными и подлежащими сносу (извещение N 0156300008715000051),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300008715000051 Заказчиком, Уполномоченным органом проводилась закупка на выполнение работ по сносу многоквартирных домов, признанными аварийными и подлежащими сносу.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Заявитель полагает, что Заказчику следует установить требование о предоставлении в составе второй части лицензии на размещение и обезвреживание отходов I-IV классов опасности,
Вместе с тем, с данными доводами нельзя согласиться по следующим основаниям.
Как указано выше, предметом закупки является выполнение работ по сносу многоквартирных домов, признанными аварийными и подлежащими сносу.
Согласно п.1.1 проекта контракта, Исполнитель обязуется выполнить работы по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (далее по тексту Объекты, работа), осуществить сбор и транспортировку отходов от сноса Объектов с целью их дальнейшего размещения в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (далее Полигон) в соответствии с условиями настоящего Муниципального контракта, в сроки, предусмотренные настоящим Муниципальным контрактом.
В соответствии с п. 2.1.1. Исполнитель обязан выполнить все работы по сносу Объектов с надлежащим качеством, в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Муниципальным контрактом и Приложениями к нему.
В п.2.1.3 проекта контракта обозначено, что Исполнитель обязан осуществить сбор, транспортировку твердых отходов (далее ТБО), образовавшихся от сноса Объектов, с целью их дальнейшего размещения в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов. Произвести сбор и транспортировку ТБО, образовавшихся от сноса Объекта(ов) и передать ТБО от своего имени специализированной организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности по размещению и обезвреживанию отходов I -IV класса опасности (далее Специализированная организация), с целью дальнейшего размещения ТБО на Полигоне (п.2.1.7). Соблюдать действующий порядок транспортирования отходов на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности, определенные требованиями, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (П.2.1.8).
В соответствии с документацией о закупке, объемы выполняемых работ определяются в соответствии с локальными сметными расчетами.
В Техническом задании, являющемся неотъемлемой частью документации о закупке, указано, в том числе, следующее: сроки выполнения работ (включая вывоз ТБО) - в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения Исполнителем технического задания-заявки Заказчика. ТБО должны быть вывезены не позднее 3 (трех) дней с момента их образования. Цель закупки: выполнение работ по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
В силу п. 2.5.1 Заказчик вправе присутствовать при транспортировке и сдаче-приемке ТБО на полигон с составлением соответствующих актов.
Правовое регулирование основ обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N255.
В силу положений Закона N 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
С учетом анализа приведенных выше норм права, в т.ч. об отходах производства и потребления, применительно к обстоятельствам данного дела, Комиссия приходит к выводу о том, что размещение отходов является самостоятельным видом деятельности при обращении с отходами по отношению к деятельности по сносу объектов, сбору и транспортировке отходов.
Как указано ранее, предметом спорного аукциона является выполнение работ по сносу домов. В соответствии с документацией о закупке в состав работ входит, в том числе, сбор и транспортировка ТБО, образовавшихся от сноса Объекта(ов) и передача ТБО на полигон для дальнейшего размещения.
То есть целью проведения аукциона является именно снос объектов, а размещение будущих отходов, которые образуются в результате сноса, имеет характер обязательного, но все же дополнительного этапа. Причем по условиям аукционной документации непосредственно работы по размещению отходов в перечень осуществляемых подрядчиком работ по муниципальному контракту не включены, обязанностью подрядчика является обеспечение размещения отходов в соответствии с указанными Заказчиком требованиями к этому.
Таким образом, документацией об аукционе предусмотрены работы, которые могут выполнять организации, не имеющие лицензий на размещение отходов.
Требования о выполнении работ по размещению отходов непосредственно подрядчиком документация не содержит (данное обстоятельство было подтверждено Заявителем), предусмотрено выполнение данных работ организациями, имеющими соответствующую лицензию, что не противоречит положениям действующего законодательства, допускающего привлечение субподрядчиков для выполнения отдельных работ.
Статья 4 Закона N 89-ФЗ предусматривает, что право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Ранее лицензированию подлежала также деятельность по сбору, транспортированию и использованию отходов 1-4 классов опасности, но в результате принятия Закона N 99-ФЗ и внесения в него изменений Федеральным законом от 25.06.2012 N93-ФЗ указанные виды деятельности из числа лицензируемых исключены.
Учитывая исключение из числа лицензируемых видов деятельности по сбору, транспортированию и использованию отходов 1-4 классов опасности, собственник таких отходов вправе отчуждать или передавать отходы любому лицу, осуществляющему данные виды деятельности.
Довод о том, что с учетом исключения из числа лицензируемых видов деятельности по сбору, транспортированию и использованию отходов I-IV классов опасности отходы могут быть переданы исключительно лицу, имеющему лицензию на обезвреживание и размещение отходов 1-4 классов опасности, отклоняется как несостоятельный. При таком подходе наличие названной лицензии обязательно и в случаях, когда обезвреживание и размещение отходов не предполагается, а отходы передаются в целях их дальнейшего использования (к примеру, в производственных целях, для переработки и т.д.), что грубо нарушает права и интересы хозяйствующих субъектов.
При таких обстоятельствах, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений требований Закона о закупках.
Ссылка Заявителя на ч.3 ст.4 Закона N 89-ФЗ (в ред. до 01.01.2015 г.) отклоняется, поскольку данная редакция статьи утратила силу.
Заявитель указывает также на то, что выполнение работ приходится на период до 30.11.2015 г., т.е. после вступления в силу изменений в Закон N 89-ФЗ, в соответствии с которыми, работы по сбору, транспортировке и утилизации будут подлежать лицензированию. В связи с этим считает, что документация возлагает на исполнителя работы, подлежащие лицензированию.
Вместе с тем, изменения в Закон N 89-ФЗ, в соответствии с которыми лицензированию будет подлежать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, вступают в силу лишь с 01.07.2015 г.
С учетом изложенного, и в соответствии с ч.1 ст.422 ГК РФ, согласно которой, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, Комиссией данный довод признается несостоятельным.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Буматика" на действия Управления муниципального заказа администрации г.Перми, Управления жилищных отношений администрации г.Перми при проведении электронного аукциона на выполнение работ по сносу многоквартирных домов, признанными аварийными и подлежащими сносу (извещение N 0156300008715000051) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 апреля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2015