Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 апреля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Эффективное управление" (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению Пермского края (изв. N 0156200000915000004),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком было размещено извещение N 0156200000915000004 о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению Пермского края.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.4 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В пп. 6 п. 2 Раздела 7 Информационной карты конкурсной документации установлено, что в составе конкурсной заявки необходимо представить, в том числе, документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса:
6.1. копии документов, подтверждающие наличие ученой степени (доктора или кандидата наук) сельскохозяйственных наук и(или) копий документов, подтверждающих присвоение ученой степени доктора или кандидата сельскохозяйственных наук; копий документов, подтверждающих трудоустройство (приказ о приеме на работу или трудовой договор, или трудовая книжка, или гражданско-правовые договоры, или другие документы;
6.2. копии документов, подтверждающих повышение квалификации по направлению "Растениеводство", и(или) "Животноводство", и(или) "Переработка сельскохозяйственной продукции", и(или) "Организация сельскохозяйственного консультирования", в т. ч. копии документов, подтверждающих трудоустройство приказ о приеме на работу, или трудовой договор, или гражданско-правовые договоры, или трудовая книжка).
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что указанные выше документы соответствуют предмету закупки, необходимы для оказания услуг соответствующего качества, согласно требованиям, установленным в Техническом задании конкурсной документации.
Более того, Комиссия отмечает, что Заказчик, руководствуясь действующим законодательством вправе самостоятельно определять требования к составу заявки. В рассматриваемой ситуации предмет закупки и требуемые в составе заявки документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, соответствуют друг другу и не противоречат требованиям Закона о закупках, поскольку указанные выше документы позволяют выявить в результате осуществления закупки лицо, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Кроме того, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о закупках. Иного представителем Заявителя доказано не было.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
В п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о закупках, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно ч.9 ст.32 Закона о закупках, не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
В Главе 3 "Критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, порядок их оценки" конкурсной документации Заказчиком установлены следующие критерии оценки:
N п/п |
Содержание критерия (показателя) оценки заявок на участие в конкурсе |
Значимость критерия (показателя) оценки, в процентах |
Порядок оценки, окончательных предложений участников закупки |
Порядок расчета итогового рейтинга по критерию |
1 |
Цена контракта |
Rai - 40% |
Количество баллов, присуждаемое i-й заявке, определяется по формуле(): а) в случае если , , где: - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; б) в случае если , , где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки. |
Ri1=Rai х Где: Ri1 - рейтинг по критерию "Цена контракта" Rai - значимость критерия "Цена контракта" |
2 |
Квалификация участников конкурса |
Kci - 60% |
Количество баллов, присуждаемое i-й заявке, определяется по формуле:
Rci=C1i+C2i
Где: Rci - Количество баллов, присуждаемое i-й заявке; C1i - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов Единой комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке по показателю 2.1. C2i - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов Единой комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке по показателю 2.2. |
Ri2=Rci хKci
Где: Ri2 - рейтинг по показателю "Квалификация участника конкурса" Kci - значимость показателя "Квалификация участников конкурса" |
В соответствии с п.9 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов. Величина значимости критерия оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ" не должна превышать величину значимости критерия оценки "цена контракта".
В п. 10 Правил установлено, что документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В Приложении к Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены, в том числе, следующие предельные величинами значимости критериев оценки:
|
Предельные величины значимости критериев оценки |
||
минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) |
максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) |
||
_ |
|
|
|
2. |
Работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг |
60 |
40 |
3. |
Отдельные виды товаров, работ, услуг: |
|
|
|
оказание медицинских услуг, образовательных услуг (обучение, воспитание), юридических услуг |
40 |
60 |
_
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснил, что установление значимости стоимостных критериев оценки - 40%, а нестоимостных - 60% является правомерным, в связи с тем, что в комплекс оказываемых услуг, в том числе, входит оказание юридических услуг, в частности, проведение консультаций с сельскохозяйственными товаропроизводителями по вопросам лизинга (п. 4.6 Технического задания).
Комиссия отмечает, что указанные выше услуги являются не основным объектом закупки, а лишь сопутствующим видом оказываемых услуг, поскольку согласно извещению о проведении электронного аукциона, объектом закупки является оказание консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению Пермского края (код ОКПД 74.14.15.000).
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком неправомерно определена значимость стоимостных и нестоимостных критериев оценки, в связи с чем, в действиях Заказчика имеется нарушение ч. 9 ст. 32 Закона о закупках. Иного не доказано.
В п. 1 Радела 4 Информационной карты конкурсной документации установлено, что объектом закупки является оказание консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению Пермского края.
В пп. 2.1, 2.2 Технического задания Заказчиком установлено следующее:
2.1 Исполнитель осуществляет деятельность по повышению квалификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2.2 Исполнитель должен иметь действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным образовательным программам.
Комиссией установлено, что положение конкурсной документации, закрепленное в п.2.1 Технического задания, не соответствует объекту закупки. Относительно требования о наличии у Исполнителя действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным образовательным программам представитель Заказчика пояснила, что Заказчик ошибочно включил в Техническое задание указанное выше требование.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках.
В п. 8 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Согласно ч. 7 ст. 50 Закона о закупках, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе
В пп. 2 п. 3 Раздела 6 Заказчиком установлено, что запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации направляется по адресу Специализированной организации в письменной форме посредством почтовой связи или с курьером.
Комиссией установлено, что Заказчиком ограничен способ подачи запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации, в частности, "посредством почтовой связи или курьером", что противоречит императивным требованиям ч. 7 ст. 50 Закона о закупках.
Кроме того, в силу ч. 7 ст. 50 Закона о закупках участник открытого конкурса вправе направить запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации Заказчику, а не Специализированной организации, как установлено в конкурсной документации.
Таким образом, из изложенного следует, что Заказчиком нарушена ч. 7 ст. 50 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эффективное управление" на действия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению Пермского края (изв. N 0156200000915000004) обоснованной в части второго, третьего и четвертого доводов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 9 ст. 32 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 7 ст. 50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
5. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о закупках.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 апреля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2015