Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 мая 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее -Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ТСК Альянс" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии ФГБОУ ВПО "ПНИПУ" (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на поставку строительных отделочных материалов (извещение N 0356100010115000060),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте wvvw.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0356100010115000060 о проведении электронного аукциона на поставку строительных отделочных материалов.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 08.05.2015 г. подателю жалобы отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
- в п., 1,2 заявки участника указано "ГКЛВ S=12,5 мм, ГКЛ S=9,5 мм", в то время как требованиями документации установлено "ГКЛВ S12,5 мм, ГКЛ S> (более) 9,5 мм". Таким образом, толщина ГКЛ S=9,5 мм не соответствует требованиям, установленным аукционной документацией.
- в п. 10 заявки участника отсутствуют сведения о конкретных показателях товара (не указано конкретное значение диаметра прокладки круглого сечения, вместо этого присутствует диапазон значений).
- в п.п. 51, 52 в заявки участника отсутствуют сведения о конкретных показателях товара (модуль крупности и группа песка в зависимости от крупности).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно требованиям пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на поставку товара, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше.
Требования к товарам, являющимся предметом поставки, установлены в Части 4 "Техническое задание" документации о закупке.
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следовало указать помимо согласия, конкретные показатели товаров, поставка которых предусмотрена документацией.
Оценив в совокупности и взаимосвязи доказательства и обстоятельства дела, Комиссия находит жалобу ООО "ТСК Альянс" на действия Аукционной комиссии не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В п.10 Технического задания Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к прокладке резиновой пористой уплотняющей: диаметр от 10 до 50 мм.
В п.п.51, 52 Технического задания установлено требование об указании модуля крупности песка, определяемого по ГОСТ 8735-88 - от 1,0 до 3,0, группа песка от "очень мелкий" до "крупный".
Комиссией установлено, что в заявке ООО "ТСК Альянс" отсутствуют конкретные показатели товаров, а именно, указано: диаметр от 10 до 50 мм., модуль крупности песка, определяемого по ГОСТ 8735-88 - от 1,0 до 3,0, группа песка от "очень мелкий" до "крупный".
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч.3 ст.67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Поскольку в заявке отсутствовали конкретные показатели товаров, в действиях Аукционной комиссии нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
В п.1 Технического задания Заказчиком в графе "Наименование" указано следующее: ГКЛВ S12,5 мм, ГКЛ S >9,5 мм., в графе "Требования к качеству_." указаны показатели данного товара.
Комиссия отмечает, что в данном случае, указание Заказчиком наименования самого показателя, частично включающего в себя и значение данного показателя, конкретное значение которого необходимо указать участнику закупки, тогда как по смыслу Закона о закупках изменять наименование самого показателя участник закупки не вправе, не соответствует требованиям п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Вместе с тем, поскольку представленный в заявке подателя жалобы спорный показатель не соответствовал требованиям, установленным в аукционной документации, а именно, указано ГКЛ S=9,5 мм., в действиях Аукционной комиссии, рассматривающей заявки исключительно на соответствие требованиям, установленным в документации о закупке, нарушений не может быть установлено.
Кроме того, Комиссия отмечает следующее.
В аукционной документации (Часть 2) содержится инструкция по заполнению заявки. Так, участнику при заполнении заявки следует учитывать следующее:
При описании конкретных показателей предлагаемого товара участник закупки должен исчерпывающим образом указать все показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Техническом задании. Указание показателей осуществляется в отношении каждого наименования (вида и/или типа и/или размера и/или марки и т.д.) товара, перечисленного в Техническом задании. Участник закупки должен указать значения показателей товара в тех единицах измерения, в которых Заказчиком установлены требования к данным показателям. Дополнительно к указанию значений показателей товара в таких единицах измерения, участник закупки вправе указать в заявке значения этих же показателей в иных единицах измерения.
Неуказание всех показателей товара, неуказание показателей в отношении каждого наименования (вида и/или типа) товара, неуказание значений показателей товара, неуказание значений показателей товара в тех единицах измерения, в которых Заказчиком установлены требования к товару в документации, расценивается как несоответствие информации, представленной в составе заявки требованиям документации и влечет отказ в допуске к участию в аукционе.
В случае перечисления значений показателей через "точку с запятой" или при сопровождении символа "/", участник закупки должен указать единственное значение показателя из перечисленных заказчиком, за исключением показателей, отмеченных символом "*". Перечисление значений показателей через "запятую", или при сопровождении символа "\", означает, что при выполнении работ должны поставляться товары со всеми перечисленными значениями показателей.
При описании значений показателей используемого при выполнении работ товара не допускается использование слов "не более", "не менее", "может быть", "должно быть" и т.п., а также описание значений показателей в виде неконкретных значений, в т.ч. диапазонов, в т.ч. указанных через "-", если описываемый показатель имеет конкретное значение. Слова "минимальный", "максимальный" допускается использовать, если они относятся к наименованию показателя. При подготовке заявки участнику закупки необходимо учитывать, что если значения показателей установлены с использованием слова "диапазон", то в заявке необходимо указать диапазон с конкретным начальным и конечным значением диапазона. Также необходимо учитывать, что знак ">" следует читать как "больше"; знак "" следует читать как "больше или равно"; знак "<" следует читать как "меньше"; знак "
" следует читать как "меньше или равно". При подготовке заявки участнику закупки необходимо учитывать, что при указании значений тех показателей, которые отмечены символом "*", следует выбрать два значения показателя из перечисленных заказчиком.
Также необходимо учитывать, что значения показателей при сопровождении словами "от", "до" и символа "-" указываются в рамках установленного диапазона, включая пограничные значения.
При подготовке заявки участнику закупки необходимо также учитывать, что в случае перечисления значений показателя с использованием союза "или", участник закупки должен указать единственное значение показателя из перечисленных заказчиком, в случае перечисления значений показателя с использованием союза "и", участник закупки должен указать все значения показателя из перечисленных заказчиком, в случае перечисления значений показателя с использованием "и/или", участник закупки может указать как одно, так и несколько значений показателя из перечисленных. При использовании заказчиком при описании наименования показателя союза "или", участник должен выбрать один из показателей, соответствующих ГОСТ на предлагаемый им материал. Если в документации не установлено требование о соответствии ГОСТ или ТУ, участник может выбрать один из показателей на свой выбор.
В случае отсутствия, согласно действующих государственных стандартов, по каким-либо из товаров сведений по требуемому значению показателя, участник закупки должен поставить прочерк, либо "не нормируется". В случае наличия указаний в документации ссылок на недействующие ГОСТы, технические описания - требования, указанные в таких ГОСТах, технических описаниях не применяются.
Если в документации указан показатель, относящийся к определенному виду товара (марки, товару изготовленному по определенному ГОСТ), и если участник не предлагает к поставке данный товар, необходимо указать значение "не нормируется".
Комиссия отмечает, что положения инструкции по заполнению заявки, в том числе, в части выбора значений показателей, которые сопровождаются символом "*", "\","-", ";" и т.д. не позволяют правильно определить участнику закупки значение таких показателей и отразить их в заявке, равно как и правильно определить соответствие предлагаемого участником закупки товара потребностям Заказчика.
Кроме того, при указанных, в том числе, требованиях к показателям в том виде, как это приведено в Техническом задании, с учетом инструкции по заполнению заявок, не позволяет участникам закупки объективно расценить требования Заказчика, может сформировать у участников закупки ошибочное представление о требуемых характеристиках товара, тем самым ввести их в заблуждение относительно показателей товара.
Следует так же отметить, что формулировки технического задания наряду с инструкцией по заполнению должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, типовыми (унифицированными), соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, что в данном случае не прослеживается.
Исходя из вышеизложенного, в действиях Заказчика имеется нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Указанное выше подтверждает и то обстоятельство, что только один участник из пяти, с которым 19.05.2015 г. Заказчик заключил контракт, смог заполнить заявку.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТСК Альянс" на действия Аукционной комиссии ФГБОУ ВПО "ПНИПУ" при проведении электронного аукциона на поставку строительных отделочных материалов (извещение N 0356100010115000060) необоснованной.
2. Признать в действиях ФГБОУ ВПО "ПНИПУ" нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Признать в действиях ФГБОУ ВПО "ПНИПУ" нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4.Предписание не выдавать, поскольку заключен контракт.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 мая 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2015