Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 31 марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ЭвитаЛюкс" (далее - Заявитель) на действия МКУ "УКС" при администрации Нытвенского муниципального района Пермского края (далее - Заказчик), ООО "Регион СтройИндустрия" (далее - Специализированная организация) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по строительству ясли-сада на 80 мест г. Нытва, ул.Ширинкина 39 (извещение N 0356300000315000009),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300000315000009 Заказчиком, Специализированной организацией проводился электронный аукцион на выполнение строительно-монтажных работ по строительству ясли-сада на 80 мест г. Нытва, ул.Ширинкина 39.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Специализированной организации.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Требования к составу второй части заявки обозначены Заказчиком в Разделе 7 аукционной документации. Так, вторая часть заявки должна содержать копию выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допусках к проведению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с ч. 2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ и Приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N624, дающая право выполнения видов работ являющихся предметом аукциона:
33.Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
3.1. Механизированная разработка грунта
3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений 7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок 10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений 11.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций 12.3. Защитное покрытие лакокрасочными материалами
12.4. Гуммирование (обкладка листовыми резинами и жидкими резиновыми смесями) 12.8. Антисептирование деревянных конструкций 12.10.Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования 13.1. Устройство кровель из штучных и листовых материалов
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса).
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 г "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624).
Приказ N 624 содержит п. 33 - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), п.33.3 - жилищно-гражданское строительство.
С учетом указанных выше норм права, лицо, с которым по итогам аукциона будет заключен контракт, является лицом, осуществляющим строительство и в силу прямого указания закона должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации строительства, причем вне зависимости от того, будет ли привлекать данное лицо в ходе выполнения работ по контракту других лиц или выполнять строительные работы самостоятельно.
Согласно ч.1 ст.706 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. N14-ФЗ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В документации о закупке (п.4.7 проекта контракта) предусмотрена возможность привлечения к выполнению работ субподрядных организаций.
Из изложенного следует, что для подтверждения соответствия требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом закупки, с учетом возможности привлечения субподрядных организаций, участнику закупки достаточно представить копию действующего свидетельства СРО с допуском к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), в данном случае, п.33.3.
Поскольку требование о наличии в свидетельстве СРО п.33.3 не установлено, Заказчиком, Специализированной организацией нарушено положение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
При этом, с учетом приведенных выше обстоятельств, требование о наличии в свидетельстве СРО конкретных допусков, нарушает положение ч.6 ст.66 Закона о закупках.
Комиссия также отмечает следующее.
Как указано выше, требования к составу второй части заявки установлены в Разделе 7 документации о закупке.
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.2 ст.31 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.3 названной статьи).
Согласно ч.4 ст.31 Закона о закупках, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров (работ, услуг), осуществляемых путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Так, в данном конкретном случае, с учетом предмета закупки, с учетом начальной (максимальной) цены контракта - 15 388 020,85 руб., Заказчик, Специализированная организация были обязаны установить следующие дополнительные требования к участникам закупки: требование наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Также Заказчик, Специализированная организация были обязаны установить требование о предоставлении следующих документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Не установив поименованные выше требования, Заказчик, Специализированная организация нарушили ч.3 ст.64, п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены в Разделе 3 "Обязательные требования к товарам (материалам)_." и в "Таблице ТМЭЛ" Перечень товаров (материалов), которые потребуются при выполнении работ_".
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к таким товарам, с использованием которых будет достигнут результат закупки. При этом, данные товары должны использоваться при выполнении работ, являющихся объектом закупки.
В этой связи довод Заявителя (с учетом того, что в Разделе 3 указание показателей товара сопровождается указанием соответствующего пункта Ведомости объемов работ, что свидетельствует о том, что данный товар используется при выполнении работ), что Заказчик, Специализированная организация были не вправе устанавливать требования к составу веществ (например, массовая доля марганца, массовая доля хрома стали и т.п.), отклоняется, как несостоятельный.
Вместе с тем, установление показателей товара таким образом, каким они установлены в документации, нельзя признать соответствующими требованиям п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках по следующим основаниям.
Так, в частности, в Разделе 3 указано следующее: плиты железобетонные ленточных фундаментов ФЛ 10.8-2 или эквивалент, бетон В 10 (М150) или эквивалент и т.д., должны учитываться характеристики товаров, материалов, их марка, при наличии, словесное описание, ГОСТ или ТУ (при наличии).
Как указано выше словами "или эквивалент" должны сопровождаться исключительно товарные знаки. Однако, очевидно, что, например, обозначение марки бетона В 10 (М150) не является товарным знаком. Доказательств обратного не представлено. Кроме того, какому ГОСТ должен соответствовать ряд товаров также не указано.
При таких обстоятельствах Заказчиком, Специализированной организацией нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о закупках, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Доводы Заявителя о том, что разъяснения положений документации о закупке содержат информацию об участниках, подавших запросы, и не содержат предмет запроса нашли свое подтверждение.
Таким образом, Заказчиком, Специализированной организацией нарушено положение ч.4 ст.65 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭвитаЛюкс" на действия МКУ "УКС" при администрации Нытвенского муниципального района Пермского края, ООО "Регион СтройИндустрия" при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по строительству ясли-сада на 80 мест г. Нытва, ул.Ширинкина 39 (извещение N 0356300000315000009) обоснованной в части доводов 1, 2, 4 жалобы.
2. Признать в действиях МКУ "УКС" при администрации Нытвенского муниципального района Пермского края, ООО "Регион СтройИндустрия" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Признать в действиях МКУ "УКС" при администрации Нытвенского муниципального района Пермского края, ООО "Регион СтройИндустрия" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований ч.6 ст.66 Закона о закупках.
4. Признать в действиях МКУ "УКС" при администрации Нытвенского муниципального района Пермского края, ООО "Регион СтройИндустрия" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований ч.3 ст.64 Закона о закупках.
5. Признать в действиях МКУ "УКС" при администрации Нытвенского муниципального района Пермского края, ООО "Регион СтройИндустрия" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований ч.4 ст.65 Закона о закупках.
6.Признать в действиях МКУ "УКС" при администрации Нытвенского муниципального района Пермского края, ООО "Регион СтройИндустрия" выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
7.В целях устранения выявленных нарушений выдать МКУ "УКС" при администрации Нытвенского муниципального района Пермского края, ООО "Регион СтройИндустрия", Единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд и нужд муниципальных учреждений Нытвенского муниципального района предписание.
8. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц МКУ "УКС" при администрации Нытвенского муниципального района Пермского края, ООО "Регион СтройИндустрия" к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 31 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2015