Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 31 марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее -Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "СТРОМ" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии администрации Усольского городского поселения (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на реконструкцию крыши жилого дома N 150 по ул. Свободы в г. Усолье (изв. N 0156300063315000010),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте wvvw.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0156300063315000010 о проведении электронного аукциона на реконструкцию крыши жилого дома N 150 по ул. Свободы в г. Усолье.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 20.03.2015 г. ООО "СТРОМ" (номер заявки 10) отказано в допуске к участию в аукционе в электронной форме в связи с предоставлением недостоверной информации (максимальная толщина покрытия (п.12), а также в связи с несоответствием представленной информации по пунктам 5, 6, 8, 9, 12, 15, 18, 21 заявки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в п. 1 Раздела 6 информационной карты документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч.3 ст.67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с пп.4 п.2 Раздела 6 информационной карты аукционной документации при заполнении первой части заявки и указании конкретных показателей товара, используемого при выполнении работ, участнику аукциона необходимо учитывать, что используемые в приложении N2 символы "/" следует читать как "или"; посредством символов "-" (например "5-10") или предлогов "от" и/или "до" со словом "включительно", указаны диапазоны возможных значений; символы "", (например "10"), означают разброс значений показателя товара в пределах 10 процентов в одну и в другую стороны; символы ";", разделяющие наименования (марки) товаров, свидетельствуют о необходимости указания конкретных показателей, для каждого наименования (марки) из перечисленных товаров; предлоги "от" и/или "до" без слова "включительно", указывают на интервал возможных значений показателя товара; символы "," разделяющие свойства товара, свидетельствуют о перечислении свойств товара, каждое из которых необходимо заказчику для удовлетворения конкретной потребности в тех или иных свойствах предлагаемого товара.
Комиссия отмечает, что положения инструкции по заполнению заявки (пп.4 п.2 Раздела 6 информационной карты аукционной документации), в части регламентирующей, что предлоги "от" и/или "до" со словом "включительно", указывают на диапазон возможных значений, а предлоги "от" и/или "до" без слова "включительно", указывают на интервал возможных значений показателя товара в совокупности с установленными значениями показателей в Техническом задании, не позволяют правильно определить участнику закупки значение таких показателей и отразить их в заявке, равно как и правильно определить соответствие предлагаемого участником закупки товара (используемого материала) потребностям Заказчика.
Кроме того, при указанных, в том числе, требованиях к показателям в том виде, как это приведено в Техническом задании, с учетом инструкции по заполнению заявок, не позволяет участникам закупки объективно расценить требования Заказчика, может сформировать у участников закупки ошибочное представление о требуемых характеристиках товара, тем самым ввести их в заблуждение относительно данного спорного показателя.
Более того, представители Заказчика пояснили, что установленные минимальные и максимальные значения показателей, установленные в Техническом задании без слова "включительно", не входят в диапазон возможных значений.
Следует так же отметить, что формулировки технического задания наряду с инструкцией по заполнению должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, типовыми (унифицированными), соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, что в данном случае не прослеживается.
Исходя из вышеизложенного, в действиях Заказчика имеется нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с пп.5 п.2 Раздела 6 информационной карты аукционной документации показатели, характеризующие товары, используемые при выполнении работ должны соответствовать показателям, установленным в приложении N2. Во избежание двусмысленных толкований, участник аукциона в своей заявке должен представить, каждый поименованный в приложении N2, товар отдельно.
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следовало указать помимо согласия участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Техническом задании.
Так, в частности, в Техническом задании Заказчиком установлены следующие требования:
N |
Наименование товара |
Требования к показателям функциональных, технических, качественных, эксплуатационных и иных характеристик товаров |
5. |
Герметик |
Максимальная температура эксплуатации (оС): до плюс 160 |
6 |
Гидроизоляция |
Рулонный материал шириной 250-300 мм с двусторонним покрытием из нетканого полипропилена должен быть толщиной не менее 0,8 мм с поверхностной плотностью до 300 г/м2 |
8 |
Заклепки |
Диаметр заклепки (мм): от 3 до 4 |
9 |
Кирпич |
Марка по морозостойкости: до F100 |
12 |
Листовая оцинкованная сталь с полимерным покрытием |
Листы оцинкованной стали толщиной не менее 0,7 мм, длиной от 1400 до 1500 мм, с обрезной кромкой должны быть нормальной или глубокой вытяжки, с односторонним покрытием ЛКПОЦ или ПЗПОЦ. Предельные отклонения по ширине (мм): от 0 до плюс 20 Максимальная толщина покрытия (мкм): до 200 включительно |
15 |
Пароизоляция |
Масса (г/м2): от 90 до 120 |
18 |
Профилированный лист для стеновых ограждений |
Высота профиля (мм): от 10 до 15 |
21 |
Состав огнезащитный |
Огнезащитный состав должен быть предназначен для выполнения работ по огнезащите в зимних условиях наружных деревянных поверхностей, не подверженных вымыванию, при расходе до 70 г/кв.м. концентрата обеспечивать группу огнезащитной эффективности безмежслойной сушки и образования пленкина поверхности древесины. Плотность готового раствора (кг/м3): до 1150 |
В заявке ООО "СТРОМ" указаны, в том числе, следующие показатели:
N |
Наименование товара |
Требования к показателям функциональных, технических, качественных, эксплуатационных и иных характеристик товаров |
5. |
Герметик |
Максимальная температура эксплуатации (оС): плюс 160 |
6 |
Гидроизоляция |
Рулонный материал шириной 250 мм с двусторонним покрытием из нетканого полипропилена должен быть толщиной 0,8 мм с поверхностной плотностью 300 г/м2 |
8 |
Заклепки |
Диаметр заклепки (мм): 4 |
9 |
Кирпич |
Марка по морозостойкости: F100 |
12 |
Листовая оцинкованная сталь с полимерным покрытием |
Листы оцинкованной стали толщиной 0,8 мм, длиной 1500 мм, с обрезной кромкой должны быть нормальной или глубокой вытяжки, с односторонним покрытием ПЗПОЦ. Предельные отклонения по ширине (мм): 0 Максимальная толщина покрытия (мкм): 100 |
15 |
Пароизоляция |
Масса (г/м2): 120 |
18 |
Профилированный лист для стеновых ограждений |
Высота профиля (мм): 10 |
21 |
Состав огнезащитный |
Огнезащитный состав должен быть предназначен для выполнения работ по огнезащите в зимних условиях наружных деревянных поверхностей, не подверженных вымыванию, при расходе 70 г/кв.м. концентрата обеспечивать 2 группу огнезащитной эффективности без межслойной сушки и образования пленкина поверхности древесины. Плотность готового раствора (кг/м3): 1150 |
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссия установила, что листовая оцинкованная сталь с полимерным покрытием должна соответствовать ГОСТ Р 52146-2003, вместе с тем, Техническое задание, равно как и аукционная документация, не содержит ссылки на соответствие листовой оцинкованной стали с полимерным покрытием ГОСТ Р 52146-2003, следовательно, с учетом установленных Заказчиком требований Аукционная комиссия не имела возможности установить предоставление недостоверной информации.
Таким образом, в действиях Аукционной комиссии имеется нарушение ч.5 ст.67 Закона о закупках.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Аукционная комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе, в связи с несоответствием представленной информации по пунктам 5, 6, 8, 9, 12 15, 18, 21, исключительно ввиду допущенного Заказчиком нарушения в части установленной инструкции по заполнению заявок. Так, например, в п.5 Технического установлен показатель максимальная температура эксплуатации (оС) герметика с максимальным допустимым значением: до плюс 160, тогда как участник закупки предлагает значение такого показателя - плюс 160. Таким образом, значение данного показателя и значения показателей указанных в пунктах 6, 8, 9, 12 15, 18, 21 заявки Заявителя, соответствуют минимальным и максимальным возможным значениям указанным в Техническом задании.
Более того, в Техническом задании Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования:
9 |
Кирпич |
Кирпич марки 100-175 должен соответствовать ГОСТ530 или ГОСТ379, может быть полнотелым или пустотелым, рядовым или лицевым, номинального размера 25012065 мм. Средние пределы прочности кирпича (Мпа) должны быть не менее 12,5 при сжатии, не менее 2,4 при изгибе. Водопоглощение (%): не менее 6 |
13 |
Материал теплоизоляционный |
Материал должен быть несгораемым, насыпной плотностью до 150 кг/м3, не подверженным гниению, поражению плесенью и грибками, рыхлым, нетоксичным, зернистым, являться чуждой средой для насекомых и грызунов, соответствовать ГОСТ 16381. Коэффициент теплопроводности (Вт/(м*°С): не более 0,06 |
119 |
Раствор кладочный (М25; М150) |
Раствор кладочный должен соответствовать ГОСТ 28013. Марка по подвижности: Пк2/Пк3/Пк4 Норма подвижности по погружению конуса (см): свыше 4 Наибольшая крупность зерен заполнителя (мм): до 5,0 Морозостойкость: более F35 |
В соответствии с п.5.2.3 ГОСТ 530-2012 Марку кирпича по прочности устанавливают по значениям пределов прочности при сжатии и при изгибе, кирпича с горизонтальным расположением пустот и камня - по значению предела прочности при сжатии. Значения пределов прочности при сжатии и изгибе должны быть не менее значений, указанных в таблице 7.
Таблица 7 - Пределы прочности изделий при сжатии и изгибе
|
|
Предел прочности при изгибе, МПа |
||||||
Марка изделий |
Предел прочности при сжатии изделий, МПа |
полнотелого кирпича |
пустотелого кирпича формата менее 1,4НФ |
пустотелого кирпича формата 1,4НФ |
||||
|
Средний для пяти образ-цов |
Наимень-ший для отдель-ного образца |
Средний для пяти образцов |
Наимень-ший для отдель-ного образца |
Средний для пяти образцов |
Наимень-ший для отдель-ного образца |
Средний для пяти образцов |
Наимень-ший для отдель-ного образца |
М175 |
17,5 |
15,0 |
3,1 |
1,5 |
2,3 |
1,1 |
2,1 |
1,0 |
М150 |
15,0 |
12,5 |
2,8 |
1,4 |
2,1 |
1,0 |
1,8 |
0,9 |
М125 |
12,5 |
10,0 |
2,5 |
1,2 |
1,9 |
0,9 |
1,6 |
0,8 |
М100 |
10,0 |
7,5 |
2,2 |
1,1 |
1,6 |
0,8 |
1,4 |
0,7 |
В соответствии с п.4.1.2 ГОСТ 379-95 Марку камня по прочности устанавливают по пределу прочности при сжатии, а кирпича - по значению пределов прочности при сжатии и изгибе, указанных в таблице 3.
Таблица 3
|
|
|
|
|
|
|
Марка изделия |
Предел прочности, не менее |
|||||
|
при сжатии |
при изгибе |
||||
|
|
одинарного и утолщенного полнотелого кирпича |
утолщенного пустотелого кирпича |
|||
|
средний для пяти образцов |
наименьший из пяти значений |
средний для пяти образцов |
наименьший из пяти значений |
средний для пяти образцов |
наименьший из пяти значений |
175 |
17,5 (175) |
13,5 (135) |
3,0 (30) |
2,0 (20) |
1,6 (16) |
1,2 (12) |
150 |
15,0 (150) |
12,5 (125) |
2,7 (27) |
1,8 (18) |
1,5 (15) |
1,1 (11) |
125 |
12,5 (125) |
10,0 (100) |
2,4 (24) |
1,6 (16) |
1,2 (12) |
0,9 (9) |
100 |
10,0 (100) |
7,5 (75) |
2,0 (20) |
1,3 (13) |
1,0 (10) |
0,7 (7) |
Таким образом, установленное Заказчиком минимальное возможное значение среднего предела прочности используемого кирпича (не менее 12,5 Мпа) не допускает применение кирпича марки 100 в соответствии с ГОСТ 53-2012 и ГОСТ 379-95.
В соответствии с п.2.2 ГОСТ 16381-77 материалы и изделия должны удовлетворять следующим общим техническим требованиям:
обладать теплопроводностью не более 0,175 Вт/(м·К) (0,15 ккал) (м·ч·°С) при 25° С;
иметь плотность (объемную массу) не более 500 кг/м;
обладать стабильными физико-механическими и теплотехническими свойствами;
не выделять токсических веществ и пыли в количествах, превышающих предельно допускаемые концентрации
В соответствии с п.1.7 ГОСТ 16381-77 Наименование основных теплоизоляционных материалов и изделий в соответствии с принятой классификацией приведено в справочном приложении.
В справочном приложении ГОСТ 16381-77 установлено, в том числе, следующее:
Наименование материалов и изделий |
Классификационные признаки |
||||
Вид исходного сырья |
Структура |
Форма |
Возгораемость (горючесть) |
||
Неорганические |
Органические |
Зернистые |
Рыхлые |
Несгораемые |
|
Вата минеральная |
+ |
|
|
+ |
+ |
Вата стеклянная |
+ |
|
|
+ |
+ |
Вата керамическая (каолиновая) |
+ |
|
|
+ |
+ |
Маты |
+ |
|
|
|
+ |
Шнуры |
+ |
|
|
|
|
Войлок |
+ |
|
|
|
+ |
Маты вертикально-слоистые |
+ |
|
|
|
|
Войлок вертикально-слоистый |
+ |
|
|
|
|
Плиты |
+ |
|
|
|
+ |
Плиты вертикально-слоистые |
+ |
|
|
|
|
Цилиндры и полуцилиндры |
+ |
|
|
|
|
Плиты минераловатные армированные |
+ |
|
|
|
|
Вспученный перлит |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
Изделия перлитобитумные |
+ |
|
|
|
|
Изделия перлитокерамические |
+ |
|
|
|
+ |
Изделия перлитоцементные |
+ |
|
|
|
+ |
Изделия перлитогипсовые |
+ |
|
|
|
+ |
Плиты пенополистирольные |
|
+ |
|
|
|
Изделия пенополиуретановые |
|
+ |
|
|
|
Изделия пенофенолформальдегидные |
|
+ |
|
|
|
Плиты из пеностекла |
+ |
|
|
|
+ |
Комиссия отмечает, что указанным в п.13 Технического задания требованиям (зернистый, рыхлый, несгораемый) соответствует исключительно один материал, а именно вспученный перлит.
Комиссия установила, что вспученный перлит должен соответствовать ГОСТ 10832-91 "Песок и щебень перлитовые вспученные".
В соответствии с п.1.3.1 ГОСТ 10832-91 в зависимости от насыпной плотности песок и щебень подразделяют на марки, указанные в табл.2.
Таблица 2
Марка по насыпной плотности |
Насыпная плотность, кг/м |
75 |
До 75 включ. |
100 |
до 100 " |
150 |
100 " 150 " |
200 |
150 " 200 " |
250 |
200 " 250 " |
300 |
250 " 300 " |
350 |
300 " 350 " |
400 |
350 " 400 " |
500 |
400 " 500 " |
Примечание. Допускается по согласованию изготовителя с потребителем при соответствующем технико-экономическом обосновании выпуск песка марки по насыпной плотности 600, щебня - марок по насыпной плотности 600, 700 для конструкционных легких бетонов. |
Таким образом, Заказчиком необоснованно занижено максимальное значение показателя насыпной плотности материала теплоизоляционного.
В соответствии с п.1 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" настоящий стандарт распространяется на строительные растворы на минеральных вяжущих, применяемые для каменной кладки и монтажа строительных конструкций при возведении зданий и сооружений, крепления облицовочных изделий, штукатурки.
В соответствии с п.4.14.8 ГОСТ 28013-98 наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть, мм, не более:
- кладочные (кроме бутовой кладки) |
2,5 |
- бутовая кладка |
5,00 |
- штукатурные (кроме накрывочного слоя) |
2,5 |
- штукатурные накрывочного слоя |
1,25 |
- облицовочные |
1,25 |
Вместе с тем, Заказчиком требуется при выполнении работ, в том числе, раствор кладочный, исходя из приведенного выше положения ГОСТ 28013-98 следует, что наибольшая крупность заполнителя такого раствора должна быть не более 2,5 мм, однако Заказчиком наибольшая крупность заполнителя допускается до 5,0 мм, что противоречит положениям ГОСТ 28013-93.
Таким образом, изучив аукционную документацию в совокупности с Техническим заданием, Комиссия пришла к выводу о том, что Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОМ" на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на реконструкцию крыши жилого дома N 150 по ул. Свободы в г. Усолье (изв. N 0156300063315000010) обоснованной в части необоснованного отказа в допуске в связи с предоставлением недостоверной информации (п.12).
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение ч.5 ст.67 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Заказчика выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушения п.1, п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
4. В целях устранения нарушения требований Закона о закупках, выдать предписание Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, членов Аукционной комиссии к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 31 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2015